Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2013 » Февраль » 11

Использование электронных учебников при преподавании общепрофессиональных дисциплин

Использование электронных учебников при преподавании общепрофессиональных дисциплин

Одним из приёмов, позволяющих представить учебный материал ярко и убедительно, способствующих интенсификации процесса его усвоения, является электронный учебник. Эта форма подачи материала уже стала обычной при преподавании общепрофессиональных дисциплин. И в то же время электронных учебников по общепрофессиональным дисциплинам создано недостаточно.
Имея некоторый опыт создания и использования электронных учебников в преподавании «Электротехники» по профессии «Вычислительные системы, комплексы и системы», я хочу им поделиться.
В электронном учебнике используются следующие элементы:
 графики, таблицы, электрические схемы, диаграммы;
 анимации, вставки, видеофрагменты, фотографии, рисунки;
 глоссарий;
 презентация дисциплины.
Главную страницу можно представить в виде диаграммы:

При выборе кнопки «Учебник» вы познакомитесь с электронным конспектом лекций. Целесообразно начать изложение с уточнения основных понятий, относящихся к электронным учебникам.
Электронный учебник (ЭУ)— основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальности и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.
Необходимо отметить, что виртуальный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не должно заменять чтения и изучения обычного учебника.
Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.
Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память. Он может быть использован в следующих целях:
 при объяснении нового материала в демонстрационном режиме;
 при внеаудиторной самостоятельной работе студентов: чтение учебника, дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы, подготовка к выступлению на семинаре, составление рефератов, докладов, решение задач т. д.
 при использовании системы дистанционного обучения.
 для закрепления систематизации знаний, а также для формирования умений при выполнении лабораторных работ и практических занятий.

Некоторые правила, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника по электротехнике
1. Правило наглядности: каждая тема должна состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание основных понятий, утверждений и методов.
2. Правило ветвления: каждая тема должна быть связана гипертекстными ссылками с другими темами, так чтобы у пользователя был выбор перехода в другую тему.
3. Правило квантования: разбиение материала по семестрам, далее на разделы, состоящие из тем, минимальных по объёму, но замкнутых по содержанию.
4. Правило компьютерной поддержки: в любой момент работы студент может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, решить больше задач.
5. Правило регулирования: студент самостоятельно имеет возможность подготовиться к практическому занятию, вызвав на экран примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач.
6. Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющие формировать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать личные электронные библиотеки студентов (в соответствии со специальностью, на которой он учиться).

Формирование одной и той же компьютерной среды для студентов и преподавателей, в аудитории и дома является необходимым для повышения качества обучения, а также для успешной реформы современного образования.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar