Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2013 » Февраль » 13

Рабочая тетрадь для выполнения практических работ студентами специальности 080110 «Банковское дело» дисциплина «Статистика»

Пояснительная записка

Настоящие методические указания представлены для выполнения практических работ студентами по дисциплине «Статистика» и составлены в соответствии с требованиями ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080110 « Банковское дело» и примерной программой Учебно – методическим советом СПО Минобразования от 17. 06. 2002 г.
Методические указания нацелены на формирование умений: анализировать относительные и средние величины, строить различные виды графиков, сравнивать и применять различные показатели ряда динамики, исчислять различные виды индексов.
Содержание практических работ охватывает следующие вопросы:
1. Построение группировок
2. Изображение рядов динамики.
3. Построение статистических таблиц и графиков.
4. Расчет относительных и средних величин.
5. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации.
6. Использование тренда в рядах динамики.
7. Расчет индивидуальных и общих индексов.
Для оформления результатов практических работ разработана «Рабочая тетрадь». В зависимости от выданного варианта студент выполняет индивидуальную работу, сдает на проверку и оценивается за каждую правильно выполненную работу. Методические указания содержат 35 вариантов.
Методические указания реализуются в преподавании дисциплины «Статистика», а также предназначены для студентов очной и заочной форм обучения.
Для оформления результатов практических работ студентам предлагается «Рабочая тетрадь».

Рекомендация
по работе с методическими указаниями для выполнения практических работ студентами и рабочей тетрадью

Каждая практическая работа выполняется студентом в соответствии с методическими указаниями.
Порядок выполнения работ, необходимые источники информации, форма отчета по работе указаны в данных методических указаниях. Список используемой литературы представлен в конце рабочей тетради.
По мере выполнения работы студенты представляют результаты преподавателю на проверку.
Преподаватель исправляет, дополняет и помогает студентам выйти на нужный результат.
Практические работы по дисциплине «Статистика» оформляются студентом на листах формата А4.
Критериями оценки являются следующие требования:
1. Практическая работа выполнена на «отлично», при условии правильного выполнения всех заданий и наличия аргументированных выводов, соблюдения правильной степени точности представленного показателя.
2. Практическая работа оценивается на оценку «хорошо» при условии, что в работе допущена одна ошибка или расчет представлен не в полном объеме.
3. Практическая работа оценивается на оценку «удовлетворительно» при условии выполнения студентом только половины работы или нескольких ошибок (не более двух).
Итогом работы является решение задач, заполнение таблиц, а при необходимости изображение графиков с расчетами, пояснениями, выводами, указанием степени точности расчетов и единиц измерения.
По окончании занятия выполненная работа сдается на проверку преподавателю.

Перечень практических работ

№ Перечень практических работ Кол-во часов
1. Группировка данных по показателям 2
2 -3 Построение и изображение рядов распределения 4
4. Построение статистических таблиц 2
5. Построение различных видов графиков 2
6. Расчет относительных величин 2
7. Расчет средних величин 2
8. Расчет показателей вариации 2
9,10,11,12 Расчет показателей ряда динамики, тренд 8
13 - 14. Расчет индексов 4
Итого: 28

Практическая работа № 1

Тема: Группировка данных по показателям
Цель работы:
-уметь определять шаг интервала;
-строить интервальный ряд распределения;
-уметь производить группировку;
-подсчитывать число единиц по каждой группе.
Оборудование: Вычислительная техника.
Литература:
1.Громыко, Г.Л. Теория статистики [Текст] : практикум/Г.Л. Громыко , – М.: ИНФРА – М, 2010.-407 с.
2.Лугинин, О.Е. Статистика в рыночной экономике [Текст] : учебное пособие / О.Е. Лугинин, – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-509 с.
3.Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики [Текст] : учеб. пособие / М.Р.Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова, – М.: Финансы и статистика, 2011.-368 с.
4.Практикум по общей теории статистики [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. М.Г. Назарова, – М.: КНРОРУС, 2011.-184 с.

Ход занятия

1. Организационный момент.
2. Контроль и актуализация теоретических знаний студентов.
3. Инструктаж преподавателя о порядке выполнения работы.
4. Самостоятельная работа студентов с использованием методических рекомендаций.
5.Подведение итогов и оценка работы каждого студента.

Вопросы для контроля знаний

1. Что такое статистическая совокупность?
2. Перечислите виды группировок.
3. Что включает в себя сложная сводка?
4. Как определяется шаг интервала?
5. Дайте определение интервального ряда распределения.

Порядок выполнения работы

По каждому показателю выполнить следующие действия:
Шаг 1. Найти минимальное и максимальное значения признака.
Шаг 2. Чтобы шаг интервала был выбран правильно, необходимо знать «Правила определения шага интервала».
Шаг 3. Определить шаг интервала по формуле:

где – максимальное значение показателя
- минимальное значение показателя
– число групп
Шаг 4. Построить интервальный ряд распределения. Для этого необходимо к минимальному значению прибавить шаг интервала, получится максимальное значение. Затем к этому максимальному значению снова прибавить шаг интервала и так далее, пока не образуется ряд, состоящий из пяти групп. При этом группировка будет закрытой и максимальное значение войдет в последнюю группу.
Шаг 5. Подсчитать число банков по каждой группе.

Решение

1. Кредитное вложение, млн. руб.
min =
max =



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итого 30

2. Капитал, млн. руб.
min =
max =



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итого 30

3. Прибыль, млн. руб.
min =
max =


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итого 30

Практическая работа № 2 – 3

Тема: Построение и изображение рядов распределения
Цель работы:
- уметь изображать ряд распределения;
- составлять интервальный и дискретный ряд распределения;
-строить гистограммы, кумуляты, полигоны.
Оборудование: Вычислительная техника.
Литература:
1.Громыко, Г.Л. Теория статистики [Текст] : практикум/Г.Л. Громыко , – М.: ИНФРА – М, 2010.-407 с.
2.Лугинин, О.Е. Статистика в рыночной экономике [Текст] : учебное пособие / О.Е. Лугинин, – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-509 с.
3.Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики [Текст] : учеб. пособие / М.Р.Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова, – М.: Финансы и статистика, 2011.-368 с.
4.Практикум по общей теории статистики [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. М.Г. Назарова, – М.: КНРОРУС, 2011.-184 с.

Ход занятия

1. Организационный момент.
2. Контроль и актуализация теоретических знаний студентов и мотивация деятельности по построению интервального ряда распределения, а также построения диаграмм.
3. Инструктаж преподавателя о порядке выполнения работы.
4. Самостоятельная работа студентов с использованием методических рекомендаций.
5. Подведение итогов и оценка работы каждого студента.

Вопросы для контроля знаний

1. Перечислите виды сводок?
2. Что такое ряд распределения?
3. Как определяется накопленная частота?
4. Как строится гистограмма?
5. Что такое дискретный вариационный ряд?

Порядок выполнения работы

Задание № 1
Шаг 1. Имея данные о возрастном составе группы студентов заочного отделения, определить минимальное и максимальное значения признака.

Шаг 2. Определить шаг интервала по формуле:

где – число групп.

Шаг 3. Построить интервальный ряд распределения.
Шаг 4. Заполнить таблицу, определив число студентов по возрастному составу, удельный вес и накопленную частоту.
Шаг 5. Построить гистограмму и кумуляту.

Решение

Возрастной состав, чел.

min =
max =

h =

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итого 30

Таблица 1.-Возрастной состав группы студентов Заочного отделения
Возрастной состав, лет. Число студентов, чел Удельный вес студентов, % Накопленная частота


Итого 30 100,00 -


Рис.1. Гистограмма «_______________________________________________»



Рис.2. Кумулята «________________________________________________»

Задание № 2

Шаг 1. На основании данные о размере семьи работников банка, составить дискретный вариационный ряд в порядке возрастания.
Шаг 2. Заполнить таблицу, определив число семей и удельный вес (в процентах до 0,01).
Шаг 3. Построить полигон распределения.

Таблица 2.-Размер семьи работников банка
Число человек в семье Число семей Удельный вес семей, %


Итого 29 100,00



Рис.3. Полигон «________________________________________________»


Практическая работа № 4

Тема: Построение статистических таблиц.
Цель работы:
- уметь применять правила построения таблиц;
- уметь строить таблицы.
Оборудование: Вычислительная техника.
Литература:
1.Громыко, Г.Л. Теория статистики [Текст] : практикум/Г.Л. Громыко , – М.: ИНФРА – М, 2010.-407 с.
2.Лугинин, О.Е. Статистика в рыночной экономике [Текст] : учебное пособие / О.Е. Лугинин, – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-509 с.
3.Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики [Текст] : учеб. пособие / М.Р.Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова, – М.: Финансы и статистика, 2011.-368 с.
4.Практикум по общей теории статистики [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. М.Г. Назарова, – М.: КНРОРУС, 2011.-184 с.

Ход занятия

1. Организационный момент.
2. Контроль и актуализация теоретических знаний студентов.
3. Инструктаж преподавателя о порядке выполнения работы.
4. Самостоятельная работа студентов с использованием методических рекомендаций.
5. Подведение итогов и оценка работы каждого студента.

Вопросы для контроля знаний

1. Дайте понятие статистической таблицы.
2. Какая таблица называется групповой?
3. Что такое остов таблицы?
4. Перечислите виды заголовков в таблице.
5. В чем особенность построения статистических таблиц?

Порядок выполнения работы

Задание № 1

Последовательность построения таблицы:
Шаг 1. Наличие заголовка.
Шаг 2. По условию задания заполнить остов таблицы.
Шаг 3. В подлежащем таблицы представить показатели, в сказуемом – годы в хронологической последовательности.
Шаг 4. Нумерация подлежащего заглавными буквами алфавита, сказуемое – арабскими цифрами.
Шаг 5. Соблюдение степени точности.
Шаг 6. Применение условных обозначений в таблице (при необходимости).

Таблица 1. –





Задание № 2

Последовательность построения таблицы:
Шаг 1. Наличие заголовка.
Шаг 2. По условию задания заполнить остов таблицы.
Шаг 3. В подлежащем таблицы представить показатели, в сказуемом годы в хронологической последовательности.
Шаг 4. Соблюдение принципа «От частного к общему».
Шаг 5. Соблюдение степени точности.

Таблица 2.-


Практическая работа № 5

Тема: Построение различных видов графиков
Цель работы:
- уметь применять правила построения столбиковых и секторных диаграмм;
- строить диаграммы с использованием прямоугольной системы координат и окружности;
- приобретать навыки аккуратного выполнения работы.
Оборудование: Вычислительная техника.
Литература:
1.Громыко, Г.Л. Теория статистики [Текст] : практикум/Г.Л. Громыко , – М.: ИНФРА – М, 2010.-407 с.
2.Лугинин, О.Е. Статистика в рыночной экономике [Текст]: учебное пособие / О.Е. Лугинин, – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-509 с.
3.Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики [Текст] : учеб. пособие / М.Р.Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова, – М.: Финансы и статистика, 2011.-368 с.
4.Практикум по общей теории статистики [Текст]: учебно- методическое пособие / под ред. М.Г. Назарова, – М.: КНРОРУС, 2011.-184 с.

Ход занятия

1. Организационный момент.
2. Контроль и актуализация теоретических знаний студентов.
3. Инструктаж преподавателя о порядке выполнения работы.
4. Самостоятельная работа студентов с использованием методических рекомендаций.
5. Подведение итогов и оценка работы каждого студента.

Вопросы для контроля знаний

1. Перечислите элементы графика.
2. Что такое экспликация?
3. Как определяется масштаб графика?
4. Что такое масштабная шкала?
5. В чем особенность построения секторной диаграммы?

Порядок выполнения работы

Задание № 1

Последовательность построения столбиковых диаграмм:
Шаг 1. Наличие заголовка.
Шаг 2. Прямоугольная система координат.
Шаг 3. По горизонтальной оси – годы в хронологической последовательности.
Шаг 4. По вертикальной оси – изображение показателя.
Шаг 5. Масштаб произвольный.
Шаг 6. Столбики расположены на равном удалении друг от друга.
Шаг 7. Наличие экспликации (то есть каждый график должен иметь словесное описание его содержания).



Рис.1_______________________________________

Задание № 2

Последовательность построения секторных диаграмм:

Шаг 1. Удельный вес каждой части совокупности характеризуется величиной центрального угла (угол между радиусами круга).
Шаг 2. Сумма всех углов круга, равная 360 градусов, приравнивается к 100%, а, следовательно, 1% принимается равным 3,6 градуса.
Шаг 3. Процентное выражение отдельных частей совокупностей умножают на 3,6 градуса.




Практическая работа № 6

Тема: Расчет относительных величин
Цель работы:
- закреплять теоретические знания;
- исчислять виды относительных величин.
Оборудование: Вычислительная техника.
Литература:
1.Громыко, Г.Л. Теория статистики [Текст] : практикум/Г.Л. Громыко , – М.: ИНФРА – М, 2010.-407 с.
2.Лугинин, О.Е. Статистика в рыночной экономике [Текст] : учебное пособие / О.Е. Лугинин, – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-509 с.
3.Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики [Текст] : учеб. пособие / М.Р.Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова, – М.: Финансы и статистика, 2011.-368 с.
4.Практикум по общей теории статистики [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. М.Г. Назарова, – М.: КНРОРУС, 2011 .-184 с.

Ход занятия

1. Организационный момент.
2. Контроль и актуализация теоретических знаний студентов.
3. Инструктаж преподавателя о порядке выполнения работы.
4. Самостоятельная работа студентов с использованием методических рекомендаций.
5. Подведение итогов и оценка работы каждого студента.

Вопросы для контроля знаний

1. Что характеризуют абсолютные величины?
2. Что такое индивидуальные абсолютные величины?
3. В чем измеряются абсолютные величины?
4. Как определяется относительная величина?
5. Перечислите виды относительных величин.



Порядок выполнения работы

Задание № 1

1. Относительная величина планового задания:
Показатель, запланированный на предстоящий период
ОВПЗ =_____________________________________________________
Показатель, фактически сложившейся в предыдущем периоде

2. Относительная величина выполнения задания определяется как отношение фактически достигнутого уровня к запланированному:
Показатель, характеризующий фактический уровень
ОПС = ______________________________________________________
Показатель, характеризующий плановый уровень

Решение

Шаг 1. Определить относительную величину планового задания по продажи акций:

Вывод:

Шаг 2. Определить относительную величину планового задания по среднесписочной численности работников:

Вывод:

Шаг 3. Определить относительную величину выполнения задания по продажи акций:

Вывод:

Шаг 4. Определить относительную величину выполнения задания по
среднесписочной численности работников:

Вывод:

Задание № 2

Шаг 1. Относительный показатель структуры (ОПС) представляет собой соотношение структурных частей изучаемого объекта и их целого:
Показатель, характеризующий часть совокупности
ОПС=______________________________________________________
Показатель по всей совокупности в целом

Сумма всех удельных весов всегда должна быть строго равна 100%.
Сначала необходимо расчеты производить до 0,01, а затем до 0,1.

Решение

Шаг 2. Относительный показатель координации (ОПК) характеризует соотношение отдельных частей целого между собой:
Показатель, характеризующий i-ю часть совокупности
ОПК= __________________________________________________
Показатель, характеризующий часть совокупности, выбранную
в качестве базы сравнения

При этом в качестве базы сравнения выбирается та часть, которая имеет наибольший удельный вес или является приоритетной с экономической, социальной или какой – либо другой точки зрения. В результате получают, сколько единиц каждой структурной части приходится на 1 единицу (иногда на 100, 1000 и т.д. единиц) базисной структурной части.

Решение


Практическая работа № 7

Тема: Расчет средних величин
Цель работы:
- определять виды средних величин;
- применять средние величины в статистике.
Оборудование: Вычислительная техника.
Литература:
1.Громыко, Г.Л. Теория статистики [Текст] : практикум/Г.Л. Громыко , – М.: ИНФРА – М, 2010.-407 с.
2.Лугинин, О.Е. Статистика в рыночной экономике [Текст] : учебное пособие / О.Е. Лугинин, – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-509 с.
3.Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики [Текст] : учеб. пособие / М.Р.Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова, – М.: Финансы и статистика, 2011.-368 с.
4.Практикум по общей теории статистики [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. М.Г. Назарова, – М.: КНРОРУС, 2011.-184 с.

Ход занятия

1. Организационный момент.
2. Контроль и актуализация теоретических знаний студентов.
3. Инструктаж преподавателя о порядке выполнения работы.
4. Самостоятельная работа студентов с использованием методических рекомендаций.
5. Подведение итогов и оценка работы каждого студента.

Вопросы для контроля знаний

1. Какое значение имеет средняя величина в статистике?
2. Каковы условия применения средних величин?
3. Виды и формы средних величин.
4. В каких случаях используется средняя арифметическая?

Порядок выполнения работы

1. Средняя арифметическая простая равна простой сумме отдельных значений усредняемого признака, деленной на общее число этих значений.
Она применяется в тех случаях, когда имеются не сгруппированные индивидуальные значения признака.

где:
x1, x2 - индивидуальные значения варьирующего признака
- число единиц совокупности

2. Средняя арифметическая взвешенная – она применяется для сгруппированных величин


где:
- сумма произведений величины признаков на их частоты
- общая численность единиц совокупности

3.Средняя гармоническая взвешенная применяется, когда статистическая информация не содержит частот по отдельным вариантам совокупности, а представлена как их произведение. Она применяется для расчета среднего процента.
, где =>

Решение

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Практическая работа № 8

Тема: Расчет показателей вариации
Цель работы:
- определять серединные значения группировочного признака;
- исчислять абсолютные и относительные показатели вариации;
- аккуратно и точно заполнять таблицу.
Оборудование: Вычислительная техника.
Литература:
1.Громыко, Г.Л. Теория статистики [Текст] : практикум/Г.Л. Громыко , – М.: ИНФРА – М, 2010.-407 с.
2.Лугинин, О.Е. Статистика в рыночной экономике [Текст] : учебное пособие / О.Е. Лугинин, – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-509 с.
3.Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики [Текст] : учеб. пособие / М.Р.Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова, – М.: Финансы и статистика, 2011.-368 с.
4.Практикум по общей теории статистики [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. М.Г. Назарова, – М.: КНРОРУС, 2011.-184 с.

Ход занятия

1. Организационный момент.
2. Контроль и актуализация теоретических знаний студентов.
3. Инструктаж преподавателя о порядке выполнения работы.
4 Самостоятельная работа студентов с использованием методических рекомендаций.
5. Подведение итогов и оценка работы каждого студента.

Вопросы для контроля знаний
1. Назовите основные виды показателей вариации.
2. Какие абсолютные показатели вариации и их экономическое толкование.
3. Как рассчитываются относительные показатели вариации? В чем измеряются?
4. В чем суть вариации и ее необходимости при статистическом изучении?

Порядок выполнения работы

По каждому варианту представлена группировка с открытыми интервалами.
Необходимо определить:
Шаг 1. Минимальное и максимальное значения группировки.
Шаг 2. Серединное значение по каждой группе (то есть берем минимальное число по первой группе, прибавляем максимальное число и делим полученную сумму на два).
Шаг 3. Произвести полный расчет всей таблицы и заполнить ее.
Шаг 4. Средний уровень по формуле:


Шаг 5. Размах вариации




Шаг 6. Среднее линейное отклонение (для сгруппированных данных)


Шаг 7. Дисперсия

=

Шаг 8. Среднее квадратическое отклонение

G=

Шаг 9. Коэффициент вариации.



Совокупность считается количественно однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%.

Шаг 10. Коэффициент осцилляции.



Шаг 11. Относительное линейное отклонение



Решение


Таблица 1.-Расчетные значения для исчисления показателей вариации
Показатель Серединное значение Х*f Х-
(х- )*f

*f

А 1 2 3 4 5 6 7












Итого



Практическая работа № 9,10,11,12

Тема: Расчет показателей ряда динамики, тренд
Цель работы:
- исчислять показатели ряда динамики;
-выявлять и анализировать основную тенденцию (тренд) в рядах динамики;
- приобретать навыки аккуратного заполнения таблиц;
-определять степень точности в зависимости от представленного показателя.
Оборудование: Вычислительная техника.
Литература:
1.Громыко, Г.Л. Теория статистики [Текст] : практикум/Г.Л. Громыко , – М.: ИНФРА – М, 2010.-407 с.
2.Лугинин, О.Е. Статистика в рыночной экономике [Текст] : учебное пособие / О.Е. Лугинин, – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-509 с.
3.Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики [Текст] : учеб. пособие / М.Р.Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова, – М.: Финансы и статистика, 2011.-368 с.
4.Практикум по общей теории статистики [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. М.Г. Назарова, – М.: КНРОРУС, 2011.-184 с.

Ход занятия

1. Организационный момент.
2. Контроль и актуализация теоретических знаний студентов.
3. Инструктаж преподавателя о порядке выполнения работы.
4. Самостоятельная работа студентов с использованием методических рекомендаций.
5. Подведение итогов и оценка работы каждого студента.

Вопросы для контроля знаний

1.Что такое ряды динамики?
2.Какие существуют виды динамических рядов?
3.Как исчисляется средний уровень для различных рядов динамики?
4.Какие основные показатели рассчитываются для анализа динамических рядов?

Порядок выполнения работы

Задание № 1

Рассчитать показатели ряда динамики
Шаг 1. Средний уровень в интервальных рядах динамики по формуле:


где x - это каждое значение ряда динамики
- число уровней

Шаг 2. Абсолютный прирост
А) базисный

где - уровень сравниваемого периода
- уровень базисного периода
Б) цепной

где - уровень сравниваемого периода
- уровень предшествующего периода

Шаг 3. Темп роста (или снижения)
А) базисный


Б) цепной

После каждого расчета представить вывод об увеличении или спаде производства продукции.
Темп роста всегда представляет собой положительное число.

Шаг 4. Темп прироста
А) базисный



где - это абсолютный прирост (базисный)
yo - уровень базисного периода

Б) цепной


где - это абсолютный прирост (цепной)
- уровень предшествующего периода
Темп прироста может быть положительным, отрицательным или равным нулю. Выражается он в процентах и долях единицы (коэффициенты прироста).

Шаг 5. Абсолютное значение одного процента прироста

где - это абсолютный прирост (цепной)
- темп прироста (цепной)
Полученные расчеты представим в таблице.

Шаг 6. Средний абсолютный прирост



где yn - конечный уровень ряда динамики
y0 - начальный уровень ряда динамики



где - сумма цепных абсолютных приростов
n - количество приростов

Шаг 7. Средний темп роста



где yn - конечный уровень ряда динамики
y0 - начальный уровень ряда динамики
n - число уровней ряда



где - цепные коэффициенты роста
m - количество этих коэффициентов

Шаг 8. Средний темп прироста





Решение




Таблица 1.-Динамика производства____________________________

Год Производство Абсолютный прирост Темп роста,% Темп прироста,% А



Tрб Tру Tприрб Tприру






Итого


Задание № 2

Заполнить таблицу, определить скользящие суммы за 3 месяца. Для этого суммировать балансовую прибыль и полученные результаты, записать в графу 2 на уровне третьего месяца. Полученную скользящую сумму разделить на 3, получим скользящую среднюю за 3 месяца, записать в графу 3 на уровне второго месяца и так далее производить расчеты.
Расчеты оформить после таблицы. Сделать вывод.

Таблица 2.-Размер прибыли коммерческой фирмы за 7 месяцев текущего года
Месяц Прибыль балансовая, тыс. рублей Скользящие суммы за 3 месяца Скользящие средние за 3 месяца
А 1 2 3









Вывод:

Задание № 3

Используя метод аналитического выравнивания по прямой, установить основную тенденцию изменения уровней ряда динамики, для этого:
Шаг 1. Заполнить таблицу, просчитав графу 3 и 4.
Шаг 2. Используя расчетные данные таблицы, определить параметры уравнения прямой по формулам:


Шаг 3. По рассчитанным параметрам записать уравнения прямой ряда
динамики по формуле:

Шаг 4. Используя приведенное уравнение, рассчитать для каждого года значение .
Шаг 5. Каждое значение представить в таблицу (графа 5).
Шаг 6. Подсчитать итоги графы 1 и 5.Если расчеты выполнены правильно, то эти графы должны быть равны.
Решение:

Таблица 3. – Реализовано лотерейных билетов

Годы тыс. штук t yi ti
ti2

А 1 2 3 4 5


Итого X













Вывод:


Практическая работа № 13 - 14

Тема: Расчет индексов
Цель работы:
- исчислять различные виды индексов;
- выявлять взаимосвязи индексов в абсолютном и относительном выражениях;
- прививать навыки аккуратного выполнения работы.
Оборудование: Вычислительная техника.
Литература:
1.Громыко, Г.Л. Теория статистики [Текст] : практикум/Г.Л. Громыко , – М.: ИНФРА – М, 2010.-407 с.
2.Лугинин, О.Е. Статистика в рыночной экономике [Текст] : учебное пособие / О.Е. Лугинин, – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-509 с.
3.Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики [Текст] : учеб. пособие / М.Р.Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова, – М.: Финансы и статистика, 2011.-368 с.
4.Практикум по общей теории статистики [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. М.Г. Назарова, – М.: КНРОРУС, 2011.-184 с.

Ход занятия

1. Организационный момент.
2. Контроль и актуализация теоретических знаний студентов.
3. Инструктаж преподавателя о порядке выполнения работы.
4. Самостоятельная работа студентов с использованием методических рекомендаций.
5. Подведение итогов и оценка работы каждого студента.

Вопросы для контроля знаний

1. Какие индексы называются общими, а какие индивидуальными?
2. В чем суть построения агрегатных индексов?
3. Как строятся средние индексы из индивидуальных?
4. Какие индексы называют цепными, а какие базисными?
5. Приведите примеры взаимосвязанных индексов?

Порядок выполнения работы

Шаг 1. Определим индивидуальный индекс цен.



Шаг 2. Определим общий индекс цен.
Воспользоваться формулой агрегатного индекса цен нельзя, но его можно преобразовать в средний из индивидуальных.

=

Вывод:
Разность:

Шаг 3. Определим индекс физического объема товарной массы:

=

Вывод:
Разность:
Шаг 4. Определим индекс товарооборота в фактических ценах:



Вывод:
Разность:

Шаг 5. Выявим взаимосвязь индексов:
А) В относительном выражении:

x

Б) В абсолютном выражении:

Таблица 1.-Продажа товаров
Товары Продано товаров в фактических ценах, млн. рублей. Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным, % Индивидуальный индекс цен. Товарооборот в сопоставимых ценах, млн. рублей

А

Б

В Базисный Отчетный



Итого:
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar