Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2013 » Февраль » 23

К вопросу об изучении финансовых функций в Excel

К вопросу об изучении финансовых функций в Excel.

Назарова Елена Ивановна

ГБОУ СПО Политехнический колледж №31 г. Москва

Преподавание дисциплин, связанных с информационными технологиями увязано с будущей специальностью студента колледжа. И, хотя в настоящее время существует некий стандартный комплекс программного обеспечения программ, обязательный для освоения грамотному пользователю, значение и соответственно, количество часов и тем по разным программам системного и прикладного назначения различается в зависимости от будущего рода занятий студента.
В этот комплекс, например, в соответствии с программой ECDL (European Computer Driving Licence - Европейские компьютерные права – мировой системой сертификации навыков владения персональным компьютером), входят требования к знаниям и умениям по следующим разделам информационных технологий:
1. Основы информационных технологий.
2. Работа на компьютере. Основные операции управления файловой системой.
3. Работа с текстовыми редакторами. Обработка текстов.
4. Электронные таблицы.
5. Работа с реляционными базами данных.
6. Создание электронных презентаций.
7. Интернет и электронная почта.
Для специалистов экономических специальностей требуется свободное владение технологиями обработки числовой информации, а также умение грамотно поставить (формализовать) задачу, разработать алгоритм ее решения и выполнить анализ результатов. Здесь также необходимо владение навыками оптимизации вычислительной обработки и представления ее результатов в наглядной форме. Для выполнения этих функций предназначены электронные таблицы, позволяющие выполнять анализ и обработку числовой информации в диалоговом режиме и с широкими возможностями автоматизации операций. Следовательно, будущие бухгалтеры-экономисты должны хорошо владеть этим приложением, как инструментом для учебы и работы в своей области.
Студенты экономических специальностей в дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» изучают электронные таблицы Excel (или другие альтернативные), уже вторым или даже третьим концентром.
Приложение MS Excel содержит инструмент «Мастер функций» и библиотеку встроенных функций, значительно упрощающих вычисления.
Применение встроенных функций облегчает работу с электронными таблицами так как:
 функции их аргументы могут вводиться в диалоговом режиме с помощью мастера функций, где в каждом окне отображаются подсказки;
 запись функции, как правило, короче записи аналогичной ей формулы;
 в обоих случаях уменьшается вероятность ошибок ввода
Среди встроенных функций есть специальная группа «Финансовые». Каждая из этих функций имеет свои параметры и правила их ввода. Но даже если все их знать и выполнять и получить верный ответ, этого недостаточно.
Применение встроенных функций автоматизирует расчеты и скрывает процесс вычислений, что создает иллюзию легкости и не полезно для понимания сути расчетов.
Для грамотного использования возможностей функций и приложения в целом важно понимать, что дает то или иное вычисление.
А вот в этом, зачастую, возникает проблема. К сожалению, не все студенты имеют аналитический склад ума и не всем в школе привили навыки оценивать результаты решения. Такие студенты, сделав ошибку при вводе данных, искренне не понимают, почему задача не решается. Или, если решение все же получилось, не видят, что оно неверное.
Поэтому при постановке таких задач целесообразно, на мой взгляд, включать условие анализа результата решения.
Например, при изучении функций расчета амортизации.
Функция АПЛ достаточно простая и может использоваться для начала изучения финансовых функций в Excel. Поскольку функция использует линейный метод расчета амортизации актива, удобно задать такие исходные данные, которые позволяют решить задачу в уме (устно). Так, если начальная стоимость актива делится в уме на нормативный срок эксплуатации, то очевидно, что получившийся результат будет равен сумме амортизационных отчислений за каждый период эксплуатации (остаточную стоимость при этом задать нулевой). Этот ответ также должен быть рассчитан с помощью функции АПЛ в Excel.

Формула и результат:


(Обратите внимание, что пропущенный аргумент по умолчанию принимается равным нулю).

Вывод – результаты расчета по формуле и с помощью функции совпадают.

С другой функцией АСЧ несколько сложнее, т.к. она использует при расчете амортизации метод суммы годовых чисел.
Ранее, когда электронные таблицы не включали встроенных функций, студенты составляли формулу для расчета амортизации этим методом. Она получалась достаточно длинной и сложной.
Сейчас применение функций облегчает процесс вычислений (см. выше).
В первой задаче на изучение этой функции можно дать дополнительное задание – изменить значение периода расчета и объяснить различие сумм амортизационных отчислений. Во второй задаче требуется не только определить суммы амортизационных отчислений за каждый период эксплуатации актива, но и его остаточную стоимость в конце каждого периода. При этом ликвидная (остаточная) стоимость не должна быть нулевой. При решении задачи составляются две таблицы: с исходными данными и расчетная – по годам. Здесь студент применяет умение рационально расположить данные в форме таблицы и использовать виды адресации ячеек.
Например:
Рассчитать стоимость станка, приобретенного по стоимости 6000 руб. с ликвидной стоимостью 1000 рублей и со сроком эксплуатации 5 лет через каждый год эксплуатации.

Формула и результат:


Вывод – результаты расчета верные.
Анализ решения задачи состоит в следующем: во-первых, остаточная стоимость актива в конце последнего периода эксплуатации должна совпадать с заданной ликвидной стоимостью, а во-вторых, сумма амортизационных отчислений должна совпадать с разницей между начальной и остаточной стоимостью. Расчет и сравнение этих величин включаются в задание. Сравнение можно задать с помощью функции «ЕСЛИ» (на усмотрение преподавателя).

При изучении функций расчета ренты анализ результатов расчета имеет еще большее значение, т.к. при использовании этих функций следует выполнять определенные условия:
 выплачиваемые суммы вводятся со знаком «минус»;
 периоды времени должны вводиться в одинаковых единицах.
Эти условия студенты легче всего забывают или путают. Значит, результат-то будет, но неправильный. А вот этого неопытный и невнимательный студент и не увидит. Здесь только анализ решения поможет найти и объяснить ошибку.
Например:
При определении срока возврата займа, полученного в кредитной организации под заданный процент, следует вводить периодические платежи со знаком «минус», так как положительное значение этого параметра функции КПЕР даст отрицательный ответ. То есть время пошло вспять? Это простейший случай очевидного анализа.
Однако, и в этом случае целесообразно дать задание провести анализ полученного решения. Например, рассчитать, какая сумма будет выплачена кредитору в итоге и на сколько она превысит сумму займа, или, рассчитать срок возврата беспроцентной ссуды и на сколько он будет меньше.
Например:
Определите число месяцев, за которое будет возвращен заем в 12000 руб. при ежемесячной выплате 500 руб. и годовой ставке 18%.
Формула и результат:


При расчете будущей суммы, накапливаемой с помощью пополняемого вклада, можно дать задание определить сумму, которая будет начислена на сумму вклада в заданный период за счет процентной ставки, т.е. проанализировать выгодность хранения и накопления денежных средств в банке.
Например:
Определить размер будущего значения вклада, если в качестве единовременной суммы было внесено 20000 руб. на год и ежемесячный взнос составлял 1000 руб. при годовой ставке 6%.
Формула и результат:


В таких задачах анализ также можно проводить с помощью обратного расчета («Подбор параметра»). Хотя группа функций ренты предусматривает подобные взаимосвязанные расчеты, применение подбора параметра после полученного решения оказывается достаточно наглядным и убедительным.
Таким образом, задание на анализ результатов полученных решений помогает студентам разбираться не только в технологии, но и в сущности расчетов с помощью данной функции, а также оценивать ответы с точки зрения экономической целесообразности.
Автор выражает благодарность Горшковой Анне Андреевне за помощь, оценку работы и конструктивную критику.

Использованная литература:
1. Михеева Е. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» М 2010
2. Михеева Е. «Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности» М 2010
3. Шишкин А. К., Вартанян С. С., Микрюков В. А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. - М.: ИНФРА-М.
4. Морозевич М. «Основы экономической информатики» Минск 1998
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar