Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2013 » Март » 4

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Позвольте мне ко всем вам обратиться. И риторический задать вопрос Легко ли быть куратором иль классным? Хотела бы я провести опрос.
Предвидя то, что я смогла б услышать, Я постараюсь дать ответ сама И да и нет, но рассудить нас смогут Студенческие умные глаза.
В этом году исполняется 21 год моей работы в колледже. За это время я была классным руководителем в 5 группах и в двух специализированных 9-х классах. По-разному складывались мои взаимоотношения с группами. Но я всегда знала, что взаимоотношения со студентами строить на основе следующих принципов: отношение к каждому студенту как к свободной личности, уважение достоинства и индивидуальности, стремление к сотрудничеству. Куратор формирует стремление к взаимопомощи, что впоследствии поможет студентам понять и принять ценности добра как основания жизни.
Давайте посмотрим, какой образ нового русского делового человека сходит со страниц постсовецкой литературы, с экранов кино и телевидения. Это и инициативный, и энергичный, и знаток своего дела, но это же жестокий, жадный, порой авантюристичный полубандит, для которого зарабатывание денег любой ценой - самоцель.
В этой связи в деле воспитания необходимы серьёзные усилия, чтобы воспитать порядочного человека. Этим развитием необходимо управлять, управлять умело, используя как хорошо опробованные формы и методы отечественной педагогики прошлого, так и создаваемые новой эпохой, самой жизнью современного российского общества.
С чего начать работу? В обязательном порядке в плане классного руководителя нового набора должен быть раздел « Работа по адаптации студентов нового набора». Хочу представить примерную программу этой работы:
1 .Составление базы данных студента (паспортные данные, адрес проживания, номер комнаты проживающих в общежитии, сведения о родителях, есть ли направление от предприятия.)
2.Знакомство с контингентом группы (необходимо узнать об индивидуальных особенностях первокурсников: нет ли в группе сирот, инвалидов по здоровью и т.д.)
3.Знакомство с личными делами студентов. Беседа с членами приемной комиссии. 4.Индивидуальные беседы со студентами.
5.3накомство с семьей. Индивидуальная работа с родителями (особое внимание уделить неблагополучным и неполным семьям).
6.Провести тестирование и анкетирование группы (примерные анкеты первокурсника прилагаются).
7.0рганизация работы с коллективом группы:
7.1.Выявление лидеров группы, пассивной ее части.
7.2.Распределение функций между активистами группы.
7.3.Организация мероприятий с активным привлечением студентов , родителей и социальных партнеров
7.4.0бязательное посещение студентов, проживающих в общежитии. Для управления личностью студента и создания личностно-ориентированного подхода в воспитании необходимо организовать изучение каждого. Эту работу следует организовать в первые недели учебного года.
Изучение личных дел студентов, использование методик психодиагностики, тестов, анкетирование, собеседование, проведение тематических групповых собраний «Давайте познакомимся», «Расскажи мне о себе», и другие формы деятельности помогают полнее изучить личность, а студентам влиться в молодёжный коллектив учебного заведения.
Мне очень нравится проводить игру-тестирование «Тонущий корабль» (или «Кораблекрушение»). Она помогает определить наметившиеся микро-группы, выявить и неявных лидеров группы (с удовольствием проводу различного рода тестирования с 1 по 3 курс). Эффективно, непринужденно, весело. Помогает сплотить коллектив и больше узнать о каждом студенте.
Зная о многочисленных задачах, стоящих перед классным руководителем, для себя я выделила как одну из главных - работу с родителями.
На первом курсе я провела маленькое анкетирование в своей группе. Простейший, на мой взгляд, вопрос « Должен ли классный руководитель знать всё о вашей семье?» поразил своими ответами.
Только 3 студента - ответили «Да»
2 студента - ответили «частично»
22 студента - написали «Нет» Что кроется за этим категоричным «нет». Почему студенты проводят резкую грань между колледжем и семьёй? «информация к размышлению».
Я же остаюсь на традиционных позициях в работе с родителями - провожу родительские собрания, индивидуальные беседы в присутствии студента и без него, звонки домой и т.д. Провожу классные часы «Мамины руки», «Женские имена» к 8 Марта с приглашением мам, но их вечная загруженность на работе не позволила реализовать идеи до конца.
Несколько слов о патриотическом воспитании. Вполне понятно, что патриотизм не вырастает на ровном месте и его необходимо воспитывать. Не скрою, что моё отношение к тематическим классным часам на эту тему было не всегда радостным. Но опыт подсказал иные формы их проведения и, после того как мне самой стало интересно этим заниматься, я смогла заинтересовать ребят. С данной группой на первом курсе мы участвовали в :
1. Эстафете посвященной Сталинградской битве( Огромная заинтересованность тех, кто отвечал за конкурс военной песни).
2. На втором курсе провели классный час «Самолёты военного времени» с применением кадров из художественных фильмов (и оказалось, что ребятам это интересно - получился диалог).
3. В этом году классный час с просмотром документального видеофильма о Сталинградской битве прошёл в полной тишине, была заинтересованность в глазах студентов.
4. Хотелось бы на 4-ом курсе пригласить воевавших в Чечне и других горячих точках. Ничто не заменит живого общения.
5. А в свете сегодняшних событий хотелось бы подготовить материал «Лицо скинхеда».
Моё любимое направление в работе с группой - это эстетическое воспитание. Культура поведения, общения, хорошие манеры - это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения.
Задуманный мной классный час «Мистер Этикет» впервые провела в группе прошлого выпуска, за это время материал пополнялся видеозаписями, записями «скрытой камерой» и т.д.
Рассказываю это для того, чтоб показать, что не может быть в нашей работе успокоенности и бездушия.
Творческий подход к работе классного руководителя поможет нам сформировать из подростка переходного периода яркую индивидуальность.
Я думаю, что помогают мне в этой работе походы в кино, в ЦКЗ, участие в днях здоровья, в КВН'ах , классные часы.
Я могла бы продолжить перечисление методов работы, но не буду занимать время. Дети верят нам: На вопрос «Может ли вам помочь классный руководитель (в учебном отношении, в группе, личных отношениях).
21 студент ответили - «да». 6 студентов ответили - «нет». Нужны ли уверительные отношения? 25 студентов - «да» 2 студента - «нет»
Я уверена. Ведущая роль в организации и руководстве воспитательным процессом студента принадлежит куратору группы. Он обеспечивает индивидуальное самовыражение и личностное становление студента, вводит его в мир современной культуры, в систему отношения, и помогая ему разрешать проблемы личной жизни, обеспечивает становление его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
Доминанта работы куратора индивидуальное формирование духовно богатой личности с оптимистическими мировосприятиями, самореализоваться. Куратор создаёт личностно-развиваюшую среду, прилагая усилия для включения личности в различные виды и формы активной деятельности, осуществляя при необходимости соответствующие коррективы.
Основное назначение куратора состоит в обеспечении:
• Формирование духовности и нравственности личности;
• Максимального развития личности, сохранения ее индивидуальности;
• Поддержания и развития традиций учебного заведения;
• Благоприятного морально-психологического климата в группе;
• Условий защищенности интересов студентов.
Системно организованная, целенаправленная работа куратора в тесном сотрудничестве с другими агентами социализации мы должны обеспечить:
профессионально - грамотного, компетентного специалиста, обладающего навыками управления коллективом, способного к социально-значимой творческой деятельности в реальных социальных условиях и непрерывному духовно-нравственному совершенствованию;
свободно адаптирующейся, жизнестойкой личности с активной гражданской позицией, политико-правовыми знаниями и потребностью в здоровом образе жизни.
Так всё-таки легко ль быть классной мамою
Уверена для тех это легко
Кто душу отдает своей профессии
Хоть это так бывает не легко
А что в награду за ростки прекрасного,
Которые пытаемся сажать
То раздраженье, то сухое «здравствуйте»
И что в душе творится, как понять?
И всё -таки мы с вами мамы классные
И папы классные есть тоже ничего
Да и студент наш будет всё прекраснее,
Когда вы сердце вложите в него.
АНКЕТА ПЕРВОКУРСНИКА
1.Группа.
2.Ф.И.О.
3. Кто повлиял (что повлияло) на Ваше решение учиться в ВЭК:
а) родители
б) родственники
в) учителя
г) друзья
д) знакомые
е) самостоятельно принятое решение
ж) близость колледжа к дому
з) какая-либо другая причина (укажите ее)?
4. Каково Ваше отношение к выбранной профессии
а) у меня есть целенаправленное желание получить выбранную профессию и затем работать по t специальности
б) работа родителей по этой же специальности
в) настойчивые советы родителей и родственников
г) нежелание учиться дальше в средней школе
д) надо же получить хоть какую-нибудь профессию
е) Ваша версия ответа?
5. Оцените, как Вы учились в школе:
а) учился хорошо и учеба давалась легко
б) учился хорошо, но учеба давалась нелегко
в) учусь неважно, хотя учеба дается легко
г) учусь неважно, т.к. учеба дается нелегко.
6. Учиться в школе мне было:
а) интересно
б) не интересно
в) не знаю.
7. Ваши любимые учебные дисциплины:
8. Ваши нелюбимые учебные дисциплины:
9. Учебные дисциплины, дающиеся Вам особенно трудно:
10. Какую общественную работу (поручения) Вы выполняли в школе?
11. Интересно ли Вам было выполнять эту работу:
а) да
б) нет
в) когда как
г) не знаю.
12.Как Вы проводите свой досуг (свободное время):
а) чтение
б) участие в художественной самодеятельности, занятие каким-либо видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование, танцы, вокал, театр идр)
в) спорт (каким видом спорта занимаетесь, каких результатов добились)
г) туризм
д)коллекционирование(опишите подробнее) е) Ваш вариант ответа.
12. Чем бы Вы хотели заняться в колледже во вне учебное время (указать подробно)?
13. Какие проблемы Вас волнуют и Вы хотели бы обсудить их в группе?
14. По каким вопросам Вы хотели бы получить дополнительную информацию на классных часах и других мероприятиях?
15. Какое впечатление произвели на Вас первые дни учебы в колледже
а) торжественность
б) чувство ожидания перемены в жизни
в) разочарование (указать причину)
г) другие ответы.
БЛАГОДАРИМ ЗА ОТКРОВЕННЫЕ ОТВЕТЫ
I
1. Какие направления воспитательной работы классного руководителя вы считаете наиболее нужными и важными для Вас
а Патриотическое b Нравственно
c. Здоровьесберегающее
d. Эстегическое
2. Может ли вам помочь классный руководитель в:
a. учёбе
b. отношениях в группе
c. личных отношениях
d. не может помочь
3. Важен ли для вас внешний вид классного руководитель?
4. Предпочитаете ли вы индивидуальное общение с классным руководителем или в присутствии группы?
5. Должен ли классный руководитель знать всё о вашей семье?
6. Ваши пожелания, советы классному руководителю.
7. Хотите ли вы знать всё о личности классного руководителя?
8. нужны ли доверительные отношения между студентом и классным руководителем?
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar