- 29.05.2013
- 6650 Просмотров
- Обсудить
«Мир профессий и мы»
Нигай Лариса Сергеевна, преподаватель английского языка
ГОУ НПО ПУ №60 г. Осинники Кемеровская область
Проводится с учащимися 9 и 11 классов.
Цель: в результате интерактивной деятельности выяснить от чего зависит стратегия выбора соответствующей профессии.
Ход работы:
Профориентатор: (1 слайд) Добрый день! Сегодня я бы хотела поговорить с вами на тему: «Мир профессий и мы».
(2 слайд). Цель нашего мероприятия: выяснить от чего зависит стратегия выбора соответствующей профессии.
Сейчас, когда вы стоите на пороге взрослой жизни, когда вы выбираете себе профессию, то вы прекрасно понимаете, что выбор, который вы осуществите в ближайшее время, будет влиять на вашу жизнь и через пять, и через десять лет.
Выбор профессии - дело действительно сложное и очень ответственное!
(3 слайд). Мир профессий чрезвычайно разнообразен, динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые профессией к человеку, неуклонно возрастают. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, причем ежегодно появляется около 500 новых и столько же отмирает либо неузнаваемо изменяется.
Мы не сможем здесь перечислить названия всех, но в качестве разминки для начала нашего разговора вспомним хотя бы названия некоторых из существующих профессий, например, на букву «м»
1. Игровое упражнение «Профессия на букву…» .
Буква «м» – машинист, механизатор, механик, манекенщик(ца), менеджер (специалист по управлению производством, наемный управляющий, буквальный перевод «делать руками», по смыслу это слово близко к русскому слову – руководитель), массажист, маркетолог (специалист по изучению вкусов покупателей и продвижению товара), мультипликатор, медсестра, милиционер
Профориентатор: Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте некоторые профессии (например, военного, учителя, предпринимателя). В колонку "Оптимисты" запишите положительные моменты, а в колонку "Скептики" — отрицательные. Изменилось ли ваше представление об этих профессиях после обсуждения? Почему?
(проводится 2 игровое упражнение «Оптимисты-Скептики»)
Профориентатор: А теперь я буду произносить характеристику профессии: самая-самая, а вы постарайтесь догадаться о какой профессии идет речь.
3. Игровое упражнение «Самая-самая»
1. Самая сладкая кондитер
2. Самая съедобная повар
3. Самая компьютерная оператор ЭВМ
4. Самая автомеханическая автомеханик
5. Самая волосатая парикмахер
6. Самая продаваемая продавец, менеджер по продажам
7. Самая подземная шахтер
8. Самая опасная для глаз сварщик
Профориентатор: Но, говоря об актуальных профессиях на сегодняшний день, не стоит забывать о том, что вам нужно выбирать профессии, которые будут востребованы через несколько лет, например, на момент окончания вами высших и средне-специальных учебных заведений. Вот прогноз востребованности специальностей к 2015 году.
( 4 слайд). К 2015 году экономике РФ потребуются:
• специальности, связанные со здравоохранением
• строительством
• приборостроением
• технические
• начального-профессионального образования
(5 слайд). Обратите внимание, что уже сейчас выпуск некоторых специалистов гуманитарного направления в 3-4 раза превышает необходимость в них! Поэтому выбор таких профессий на данный момент нерентабелен и в ближайшие 5-10 лет они не будут востребованы на рынке труда, а людям, получившим соответствующее образование придется переучиваться, менять профессию.
(6 слайд). А вот какие профессии должны выбирать дети, по мнению их родителей:
На 1 месте – любая высокооплачиваемая работа,
На 2 – профессия врача или мед.сестры,
Далее – юристы, экономисты, специалисты IT-технологий или инженеры, затем следуют военные и педагоги.
Из востребованных названы только инженеры и специалисты информационных технологий, совсем не названы актуальные на данный момент профессии сварщика, автомеханика, повара, продавца и т.д.!
Рассмотрим проблемную ситуацию:
Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать в вуз или училище. Он хочет освоить рабочую профессию, успехи в школе у него средние, а устроиться в этой жизни хочется неплохо и при этом хорошо зарабатывать. Он слышал, что в России сейчас специалисты с высшим образованием не всегда востребованы или работают не по специальности. К тому же ему хочется поскорее начать зарабатывать самому. Но его родители (достаточно обеспеченные люди) готовы его содержать еще несколько лет лишь бы он получил высшее образование.
Найдите аргументы «за» высшее образование и «против». (Проводится открытая дискуссия)
«За»:
• Сейчас в стране высшим образованием никого не удивишь
• Важно не просто получение высшего образования, а счастливая беззаботная студенческая жизнь, тем более, что родители готовы финансировать обучение в вузе и прочие расходы.
• Большинство приятелей поступают в вузы.
• Если не понравится, то всегда можно отчислиться из института.
• Вуз дает отсрочку от армии на более длительный срок.
«Против»:
• Сейчас высшим образованием никого не удивишь.
• Само высшее образование стало некачественным.
• Радости молодости можно получить, даже обучаясь в училлище и начав самостоятельно работать.
• Когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья.
• Когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.
Профориентатор: А какой еще может быть выход из данной ситуации?
Учащиеся отвечают.
Примеры ответов представлены в приложении 1
Профориентатор: Но также необходимо учитывать возможности своего здоровья при выборе профессии.
Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее. Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, например, в профессиях шахтера.
Вопрос правильного бережного отношения к здоровью сложный, и в коротком разговоре его полностью не раскрыть. Необходимо учитывать принципы, на которых основывается разумное отношение к себе и подготовка к будущей профессиональной деятельности. По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп. Об этих группах вы найдете информацию в буклете, который я хочу вам подарить.
(материал о группах профессий по степени влияния на организм для буклета в Приложении 2)
Профориентатор: А теперь, давайте определим стратегию выбора профессии. От чего зависит выбор профессии?
(Мозговой штурм – от чего зависит выбор профессии? )
1. От информированности о профессиях, оценки их достоинств и недостатков
2. От мнения близких, особенно родителей.
3. От индивидуальных психологических особенностей личности, например от темперамента, от того является ли человек экстравертом – склонен больше к общению с людьми или интровертом, которому общение дается труднее.
4. От состояния здоровья. Не случайно при приеме на работу люди проходят медицинский осмотр. Некоторые профессии требуют высокого уровня здоровья в профессиях связанных с использованием интенсивного физического труда или устойчивости психики, влиянием неблагоприятных факторов из-за вредных условий производства, профессии, требующие усиленную работу определенных органов, например зрения.
5. От способностей, склонностей и интересов.
6. От уровня образования.
7. От ситуации на рынке труда.
8. От престижности профессии.
9. От оплаты труда.
10. От условий труда.
Примечание: после того, как ребята называют критерии выбора, показывается слайд 7, на котором окончательный вариант. Если в школе есть интерактивная доска и заседание можно провести в специальном кабинете, то можно воспользоваться для этого слайда записями «идей мозгового штурма» на интерактивной доске.
Профориентатор: Вы абсолютно правильно определили критерии выбора профессии, при этом обратите внимание, какие при этом могут возникнуть ошибки (8 слайд):
1. Нужно быть готовым к повышению своей квалификации, к переучиванию и даже получению новой специальности и профессии.
2. Ошибочно доверять только мнению близких или выбирать профессию заодно с друзьями!
3. Нередко технические профессии отождествляются с устаревшими понятиями о них, в то время как технический прогресс давно усовершенствовал их.
4. Нередко думают, что, если оценки по школьному предмету высокие, значит, и знания хорошие, а отсюда выбирают профессию в соответствии со школьным предметом, а это в большинстве своем совсем разные вещи!
5. Также нельзя ни родителям, ни их детям выбирать вуз по принципу «Где легче учиться»
Посмотрите на следующий слайд (9 слайд). По данным социологов, большинство россиян не слишком заботятся о востребованности профессий, а основное внимание выбору ее в соответствии со своими интересами и увлечениями!
Профориентатор: Значит, в основном люди пытаются выбрать себе работу по душе? А что это такое—душа? Что-то неуловимое, эфемерное, идеалистическое или, наоборот, вполне реальное: и характер, и голова, и руки? Похоже, нужно заранее приглядеться к самому себе: будут ли соответствовать ваши личные качества, черты характера, темперамент тем требованиям, которые предъявляет к человеку облюбованная им работа. Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.
Профориентатор: (10 слайд) Как вы относитесь к народной мудрости: «Где родился – там и пригодился?» Выбирая профессию, задумываетесь ли вы о возможности жить и работать, развивать свою малую родину?
Учащиеся отвечают.
Примеры ответов представлены в приложении 3.
Слайды 11-15: представление ГОУ НПО ПУ №60.
Профориентатор: (11 слайд) В заключение, я хочу обратить внимание всех ребят и их родителей на то, что выбор должен быть сделан сознательно и ответственно, возможно, используя наши советы, а может быть, с помощью специалистов по профориентационной работе. Главное – выбор остается за вами!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.