Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2013 » Сентябрь » 13

Повышение квалификации инженерно-педагогических работников в учреждениях профессионального образования. Проблемы и перспективы.

Башукова Лариса Валерьевна, заместитель директора по НМР
Сидорова Вера Владимировна, методист
БУ «Нижневартовский профессиональный колледж»
г. Нижневартовск,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В связи с введением (далее ФГОС) начального профессионального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) в 2010 году, а также с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изменились требования к подготовке и переподготовке инженерно-педагогических работников учреждений среднего профессионального образования.
Так, в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования в разделе 4.2 Требования к организации образовательного процесса определены требования к кадровому обеспечению образовательного процесса: «Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере». В данной формулировке требования к квалификации сформулированы достаточно «размыто», в предыдущем стандарте начального профессионального образования требования к квалификации инженерно-педагогических кадров отсутствуют.
ФГОС же в разделе VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы однозначно определяет требования к уровню квалификации ИПР:
«7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года».
«7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года».
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ в ст. 28. п.3.5 определена одна из компетенций образовательной организации: создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников. Под дополнительным профессиональным образованием понимается: программа повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки (ст. 76 п.п. 4,5).
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский профессиональный колледж» сотрудничает с автономными учреждениями дополнительного профессионального образования ХМАО – Югры «Институт профессионального образования и исследования рынка труда» и «Институт развития образования», а также с Челябинским институтом развития профессионального образования, Омским экономическим институтом, ООО «Ажурсталь» г. Челябинск, ГОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления», АУ СПО «Сургутский профессиональный колледж» (ресурсный центр) и др. с целью реализации программ повышения квалификации.
Данные программы реализуются в течении трех лет по следующим направлениям:
І. Руководители образовательных учреждений и заместители руководителей
Количество ИПР, прошедших обучение
1. Эффективное управление образовательными учреждениями в современных социально-экономических условиях
2. Инновационные технологии управления персоналом образовательных учреждений
3. Деятельность методических служб в условиях сетевого взаимодействия в рамках реализации ФГОС
4. Технологии формирования профессиональных компетенций (проектирование учебно-методических комплексов ОПОП)
5. Технологии духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
6. Технологии организации внеучебной деятельности в учреждениях профессионального образования в условиях внедрения ФГОС
ІІ. Преподаватели и мастера производственного обучения
1. Эффективная реализация в образовательном процессе современных образовательных технологий
2. Технологии разработки основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ курсов, дисциплин, профессиональных модулей
3. Проектирование системы оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных профессиональных образовательных программ
4. Основы психолого-педагогической деятельности педагогов и мастеров производственного обучения
5. Информационно-коммуникативные технологии в деятельности преподавателя и мастера производственного обучения
Анализ результатов обучения ИПР показал, что существуют факторы, затрудняющие процесс реализации полученных знаний на практике. К ним относятся: недостаточный уровень квалификации инженерно-педагогических кадров; неготовность педагогов осознавать изменения, происходящие в профессиональном образовании; вынужденное совмещение нескольких функций «педагога-организатора-тренера-консультанта-помощника-эксперта», разработчика учебно-программной и методической документации, проектировщика образовательного процесса в рамках учебного занятия или профессионального модуля (дисциплины) в целом и т.д.
В целях преодоления возникающих у ИПР трудностей в колледже проводятся мастер-классы, тренинги, семинары, индивидуальные консультации. Постепенно происходит осознание педагогами неотвратимости происходящих изменений в системе профессионального образования и необходимости повышать уровень квалификации и педагогического мастерства в изменившихся условиях.
В приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"" определены требования к квалификации:
для преподавателей: «Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы»;
для мастеров производственного обучения: «Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы».
Проведенный в колледже аудит персонала (по должности «мастер производственного обучения») выявил, что только 29% мастеров производственного обучения удовлетворяют квалификационным требованиям. Дефицит кадров привел к тому, что пришедшие на смену молодые специалисты имеют высшее профессиональное или среднее профессиональное образование, но не имеют педагогического опыта.
Для решения этой проблемы разработана Программа повышения квалификации ИПР, в которую входит:
• Организация стажировок преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, и мастеров производственного обучения на профильных предприятиях (не реже одного раза в 3 года);
• Организация курсов повышения квалификации по направлениям: повышение педагогического мастерства, технологии разработки учебно-методической и учебно-программной документации в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;
• Организация обучения ИПР по программам профессиональной переподготовки по направлению подготовки "Образование и педагогика";
• Организация серии обучающих методических семинаров для мастеров производственного обучения по теме «Модульно-компетентностный подход в системе среднего профессионального образования»
Реализация данной Программы по направлению «Профессиональная переподготовка» предполагает сотрудничество с Челябинским институтом развития профессионального образования, Нижневартовским государственным университетом, Омским государственным педагогическим университетом.
Таким образом, существующая проблема соответствия квалификации педагогических кадров в системе среднего профессионального образования может быть решена только при условии тесного взаимодействия методической службы БУ «Нижневартовский профессиональный колледж», инженерно-педагогических работников и учреждений, реализующих программы стажировок, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в системе профессионального образования.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 260807 Технология продукции общественного питания, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22.06.2010 №675, 92с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по специальности 260807.01 Повар, кондитер, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2010 №516, 30с.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar