Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » » 2013 » Октябрь » 20

Использование элементов инновационных образовательных технологий на уроках производственного обучения

Использование элементов инновационных образовательных технологий на уроках производственного обучения в условиях учебно-производственной мастерской.
Курашев Евгений Николаевич, мастер производственного обучения
высшей категории
АУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж»

Производственное обучение является основой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Основная задача производственного обучения - формирование у учащихся профессиональной компетентности, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков учащихся по осваиваемой профессии.

Урок производственного обучения включает следующие структурные элементы: вводный инструктаж; самостоятельная работа (упражнения) учащихся; текущий инструктаж и заключительный инструктаж.
При раскрытии цели урока очень важно не просто дать информацию о том, что должны сделать учащиеся, но и разъяснить, для чего они будут это делать, чему научатся.
В центре воспитательной работы ставится формирование у учащегося интереса и глубокого уважения к профессии, поскольку, только став центром всех интересов человека, это превращается в первую жизненную потребность.
Для лучшего усвоения материала на уроках производственного обучения использую элементы современных педагогических технологий:
- игровые технологии, применяемые на уроках производственного обучения в виде уроков-конкурсов, уроков-диспутов, «технологии сотрудничества» (звеном учащихся проводится проверка знаний по пройденному материалу, изучаемому на уроках теоретического обучения, а также на предыдущих уроках производственного обучения, связанному с материалом данного урока, и назначается звено ОТК (отдел технического контроля), которые совместно с мастером в течении дня осуществляют контроль за организацией рабочего места каждого учащегося, за соблюдением технологии, определения качества изделия по окончании урока).
- групповые технологии, служащие более эффективному формированию профессиональных умений (задания выполняются звеньями),
- мультимедийные технологии: компьютерные презентации, слайды с элементами анимации, аудио и видеофрагменты.
На каждом уроке производственного обучения работаем над выпуском готовой продукции. Поэтапная аттестация и проверочные работы проводятся в виде конкурса профессионального мастерства среди учащихся.
При объяснении учащимся нового материала, особое внимание уделяется организации рабочего места. Учащиеся знакомятся с материалами инструментами, приспособлениями, которые будут применяться на уроке. Для реализации взаимосвязи производственного обучения применяются наглядные пособия, компьютерные презентации, техническая и учебно-технологическая документация, инструкционно-технологические карты, стенды, образцы изделий.
Основу вводного инструктажа составляет - объяснение и показ приемов и способов выполнения учебно-производственного задания. Главная задача состоит в том, чтобы заложить прочную основу для успешного выполнения предстоящих упражнений. Объясняются и показываются наиболее рациональные приемы, способы и последовательность выполнения задания. Демонстрируются образцы (эталоны) для предстоящих работ.
Очень важно, при показе технологии выполнения приемов, давать попутные пояснения, обращать внимание на существенное, сравнивать с выполнением приемов в условиях производства, подводить итоги показа.
Рассматриваются типичные ошибки, способы их предупреждения и устранения, способы контроля качества работ, безопасные условия труда.
Облегчает показ и усвоение приемов видеофрагмент, наличие на рабочем месте инструкционно – технологических карт трудовых процессов и приёмов.
Закрепление и проверка усвоения учащимися материала по вводному инструктажу проводится в форме опроса, который носит теоретический и практический характер. Предлагается повторить выполнение технологических операций с учетом правил организации рабочего места, правил безопасности труда.
В конце вводного инструктажа учащимся выдаются тесты, которые они должны заполнить по мере выполнения задания, и назначается звено ОТК (отдел технического контроля), которые совместно с мастером будут проверять качество выполненных работ.
Основная часть урока производственного обучения - самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.
При выполнении данного задания, главное - самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности, соблюдение технологической последовательности, правил безопасности труда, промышленной санитарии и гигиены. Мастер осуществляет контроль за учебно-производственной деятельностью учащихся, разъясняет, советует по корректировки действий.
Во второй половине рабочего времени учащиеся начинают физически уставать, поэтому проводим следующий элемент – физическую зарядку. Комплекс простейших физических упражнений может служить для учащихся также средством «разминки», обеспечивающим повышение работоспособности организма после длительных однообразных напряжений, более продуктивно и качественно выполнять производственные задания.
Заключительный инструктаж - конечный этап урока производственного обучения. Каждое выполненное задание принимается и оценивается совместно со звеном ОТК, и в загрузочной ведомости оценивается по разработанным критериям оценок умений и знаний учащихся:
- организация рабочего места ииспользование инструмента,
- соблюдение правил техники безопасности,
- определение качество изделия,
- оценка за день.
В процессе заключительного инструктажа звено ОТК делает анализ деятельности, совместно с мастером разбирают типичные ошибки, причину их возникновения и способы устранения, отмечают лучших учащихся, которые проявили наибольшую активность и самостоятельность, добились хорошего качества выполняемой работы.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar