- 22.10.2013
- 2757 Просмотров
- Обсудить
Сомова Н.С.
При проведении практических занятий по информатике перед преподавателем возникает ряд проблем, существенно усложняющих учебный процесс.
Прежде всего, это неоднородность подготовки студентов по данной дисциплине. В ряде школ, особенно в сельской местности, информатика как предмет отсутствует вообще, преподается без компьютеров или с использованием устаревших моделей персональных компьютеров типа "Корвет", "Агат", "Электроника". Такая материальная база не позволяет изучать многие разделы информатики, не обеспечивает формирование у школьников практических навыков работы на компьютере. С другой стороны, по мере дальнейшей компьютеризации все большая часть школьников получает среднее образование в оснащенных современной техникой школах, гимназиях, лицеях с углубленным изучением информатики. Определенная часть учащихся (от 10 до 30%) имеет домашние компьютеры, как правило, классом не ниже Pentium. Многие учащиеся посещают Интернет-центры, различные компьютерные курсы.
Преподаватель на первом же практическом занятии по информатике в компьютерном классе сталкивается с ситуацией, когда одни студенты "компьютер в глаза не видели", а другие владеют всеми современными компьютерными технологиями или по крайней мере свободно выполняют наиболее характерные операции с информацией в той или иной программной среде.
Поскольку информатика не является профилирующим предметом для многих специальностей, у абитуриентов обычно не проводится тестирование по данной дисциплине. Поэтому наличие или отсутствие элементарных навыков обработки информации на компьютере выявляется только в компьютерном классе.
Вторым фактором, влияющим на неоднородность восприятия программы по информатике, выступают психологические особенности мышления и способности студентов. Освоение компьютерных технологий требует определенного развития таких стилей формального мышления, как логическое, алгоритмическое и, в последнее время, объектно-ориентированно.
Согласно Пиаже, формальное (абстрактное) мышление формируется к 14-15 годам. Однако в более поздних исследованиях было показано, что лишь часть людей (примерно 25-30%) действительно могут мыслить абстрактно.
В связи с этим неоднородность восприятия учебного материала по информатике является объективной закономерностью. Причем на гуманитарных факультетах, где обучаются студенты, имеющие менее развитое алгоритмическое мышление, преподавателю при определении содержания учебного курса приходится ориентироваться на прагматический, пользовательский аспект в изучении компьютерных технологий. Но даже такой подход не устраняет трудностей при изучении некоторых разделов информатики, например, операционных систем и принципов их работы, файловой системы и др. Тяжело воспринимаются студентами технологии обработки текстовой информации, в частности, форматирование текста. Эти затруднения связаны прежде всего с тем, что любая программа работает по определенному алгоритму, и для правильного решения пользовательской задачи необходимо проделать конкретную последовательность действий, т.е. следовать алгоритму, заранее представляя последующие его шаги.
Подобная технология работы на компьютере называется процедурной, пользователь должен знать не только что, но и как нужно сделать. В настоящее время начинает развиваться непроцедурная технология, когда пользователь знает только, что нужно сделать, а все остальное выполняется программным пакетом. Такая технология стала возможной благодаря разработкам в области экспертных систем, баз знаний и искусственного интеллекта, совершенствованию графических и речевых средств взаимодействия с компьютерной средой и т.д. Работа с помощью непроцедурной технологии не требует наличия развитого алгоритмического мышления.
Прослеживается зависимость эффективности обучения и от некоторых психических факторов, например, преподавателям информатики знаком, так называемый психологический барьер у отдельных студентов, страх перед современной электронной техникой, боязнь "нажать не на ту клавишу", "сломать", "испортить" и т.д.
Указанные проблемы обусловливают использование преподавателем информатики форм, средств и методов проведения практических занятий с помощью современных педагогических и информационных технологий.
Наилучшим вариантом можно назвать индивидуальный подход, при котором учитываются особенности каждого студента. Но если у преподавателя нет возможности работать индивидуально с каждым, можно использовать дифференцированный подход, при котором выделяют группы студентов, имеющих однородную подготовку. Этим группам обычно соответствуют три уровня обучения:
1) начинающий;
2) продолжающий;
3) повышенной сложности.
Для начинающих необходимо провести несколько дополнительных занятий - "выровнять", подтянуть их до 2-го уровня, познакомить с элементарными понятиями информатики, научить простейшим операциям на компьютере.
В процессе обучения преподаватель использует не только различные формы и методы, но и средства обучения. Для реализации дифференцированного подхода можно использовать как обычные учебные и учебно-методические пособия, так и электронные обучающие средства, которые являются важным элементом организации учебного процесса.
К учебным пособиям предъявляется ряд требований. По содержанию и структуре они должны соответствовать программе по данному предмету, быть понятными, доступными, лаконичными, обобщать учебный материал, но вместе с тем быть конкретными, включать достаточный фактический материал. В учебном пособии логика науки должна соответствовать логике изложения учебной программы. Большое значение имеет увлекательность, способность заинтересовать и заставить думать. При этом важную роль играют искусство слова, использование иллюстраций, фотографий, карт, схем, таблиц, диаграмм и т.д.
Электронные обучающие средства должны соответствовать перечисленным требованиям. Кроме того, электронные учебники обладают рядом преимуществ, связанных с новыми информационными технологиями:
- использование средств мультимедиа, позволяющих обрабатывать не только числовую и текстовую информацию, но и звуковую, графическую, видео. Человек на 90% воспринимает информацию через зрение и слух. Визуальная технология повышает наглядность обучения за счет графической формы представления информации, поэтому восприятие учебного материала происходит быстрее и полнее, чем в вербальной или знаковой форме;
- реализация объектно-ориентированной технологии, позволяющей упростить процесс взаимодействия человека с компьютером посредством управления экранными объектами;
- применение современных технологий информационного поиска;
- наличие элементов экспертных и интеллектуальных систем.
Электронные обучающие средства позволяют студентам усваивать программу курса с индивидуальной скоростью, в зависимости от способностей и довузовской подготовки. Учебный материал обычно разбивается на две части - для обязательного и для углубленного изучения.
Используя электронные учебники, преподаватель освобождается от многих рутинных операций, получает возможность тестировать и диагностировать учащихся, отслеживать динамику обучения и развития практических навыков.
Электронные обучающие средства можно классифицировать следующим образом:
- демонстрационные;
- обучающие;
- тестирующие;
- контролирующие;
- программы-репетиторы;
- тренажеры;
- имитационные и моделирующие (создающие проблемную среду обучения);
- дидактические игры и др.
Разработчиками программных средств создано большое количество электронных обучающих средств, работающих в разных операционных средах и предназначенных для разных моделей компьютеров. Школьные учителя и преподаватели средних специальных и высших учебных заведений широко используют обучающие программы на практических занятиях по информатике.
Возможности современных офисных пакетов (MS Word, MS Excel) предоставляют преподавателю возможность самому создавать небольшие электронные учебники, содержащие необходимый материал, учитывающий особенности будущей профессиональной деятельности студентов. Важным моментом является структурирование выбранной учебной информации, выделение ее основных и второстепенных элементов.
Результаты проведенных занятий позволяют сделать вывод, что применение электронных учебников устраняет "психологический барьер" перед использованием клавиатуры, мыши, повышает уверенность, активность, самостоятельность студентов в учебном процессе, способствует формированию устойчивых практических навыков работы на компьютере. Студенты положительно воспринимают электронные обучающие средства, с удовольствием выполняют необходимые команды и операции, сравнивая эти программы с компьютерными играми.
При обучении информатике большое значение имеет мотивация к самостоятельному исследованию возможностей тех или иных программных средств. Электронные обучающие средства не могут дать полного представления обо всех возможностях изучаемых программных пакетов, поэтому целесообразно использовать электронные учебники на начальном этапе освоения компьютерных технологий. Затем мы применяем проблемный подход с постановкой более сложных вопросов, связанных с функционированием той или иной программы и выполнением операций с информацией для решения конкретной задачи. Поиск ответов на поставленные вопросы студенты осуществляют самостоятельно, работая непосредственно с программными пакетами.
Одной из целей информатики является постепенный переход от рассмотрения персонального компьютера как предмета обучения к его применению уже как средства обучения в дальнейшей образовательной деятельности.
Критерием эффективности обучения студентов компьютерным технологиям может служить такой показатель, как использование персонального компьютера в процессе дальнейшего обучения при подготовке к занятиям по специальным дисциплинам, выполнении и оформлении курсовых и дипломных работ. Практика проведения самостоятельных занятий по информатике показывает, что многие наши студенты свободно используют в учебной деятельности на старших курсах персональный компьютер в качестве средства обучения.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.