Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2013 » Октябрь » 28

Формирование профессионально значимых качеств специалиста в области права

Интернет-конференция по учебной работе
Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании
Формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста в области права
Т.Д.Тропина, преподаватель правовых дисциплин
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский торгово-экономический техникум», г.Хабаровск.
Одна из основных задач среднего профессионально образования - преобразовать «студента» в «специалиста», отлично знающего свою специальность и способного применять на практике знания, полученные за годы обучения в техникуме. В современных условиях быстро меняющегося мира специалист, выходящий из техникума, должен отвечать очень высоким требованиям, предъявляемым к нему государством и обществом.
Юриспруденция - одно из наиболее востребованных в настоящее время
направлений деятельности учебных заведений. Однако, это и одно из
направлений, которое подвержено критике. Это вызвано, прежде всего, тем, что в настоящее время существенно повысились требования к юристам на фоне растущей конкуренции этой профессии. Студент, получивший диплом, должен, в первую очередь, не только знать и понимать право, но и иметь навыки его применения.
Особую актуальность в современных условиях приобретает необходимость формирования профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, которые призваны обеспечить во вновь создаваемом обществе торжество закона над беззаконием, социальную справедливость.
Юридические профессии в настоящее время считаются престижными, однако многие студенты, выбравшие эти профессии, не имеют ясного представления о сложности предстоящей юридической деятельности, не представляют, какие требования будут к ним предъявлены после окончания образовательного учреждения. Юридическая деятельность требует большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труда, основанного на строжайшем соблюдении норм закона.
В связи с этим, целесообразно формирование профессионально значимых личностных качеств студентов юридических специальностей начинать на дальних подступах к самостоятельной профессиональной деятельности, то есть с первых дней пребывания в техникуме. Реализации этой идеи благоприятствует гуманизация юридического образования, которая направлена на создание таких условий в процессе обучения и воспитания, при которых происходит наиболее полное раскрепощение интеллектуальных и творческих возможностей студенческой молодежи, формирование общественно и профессионально значимых качеств личности.
Обычно это происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача информации от преподавателя к студенту),
чтении, демонстрации. Студенты при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо «проблемных заданий». Подобная форма изложения материала в преподавании правовых дисциплин мало эффективна. Предпочтительнее применять активные и интерактивные методики.
При использовании активных методик преподавания студент в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Отчасти здесь также заметна однонаправленная передача студентом информации, ранее полученной от преподавателей или из литературы. Но появляется и обратная связь - вопросы от студента к преподавателю, вопросы преподавателя студентам, развивающие творческое мышление. Студент устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем.
Подобные методики применяются мною при проведении практических занятий, например, по дисциплине «Гражданский процесс». Студентам предлагаются для решения практические задачи с целью формирования у них навыка решения практических ситуаций и публичных выступлений.
Практика преподавания данной дисциплины показывает, что значительный интерес у студентов вызывают примеры судебной практики, используемые для наглядной иллюстрации проблемных теоретических вопросов. Необходимо постоянно соотносить теоретические проблемы с практическими примерами, чтобы сформулировать у студентов восприятие неразрывной связи теории и практики.
Интерактивные методики - это новый этап в развитии образовательного
процесса среднего профессионального образования. Интерактивные методики предполагают совместное обучение: и студенты, и преподаватель являются субъектами обучения. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение.
Чрезвычайно эффективной методикой является работа в группах.
При применении данной методики необходимо разработать задания для групп, создать эффект соревнования и противодействия групп друг другу, что значительно повышает интерес студентов. Так, на одном из занятий, группа была разделена на две малых группы: два состава суда и предложен пример судебной практики. Тема семинара – проблемы ограничения гражданской правоспособности и дееспособности . Каждой из групп была поставлена задача: составить мотивированное заключение юриста и обосновать решение суда. В ходе семинарского занятия студенты активно дискутировали, аргументировали свою точку зрения и отстаивали свою позицию. По итогам работы, на основании проведенного контроля знаний, можно было сделать вывод, что студенты уяснили необходимость правильной аргументации своей позиции.
Хочу отметить, что при работе в малых группах необходимо, помимо разработки заданий, четко сформулировать правила поведения в группе:
1) Каждый участник имеет возможность высказаться;
2) Все участники группы уважают ценности и взгляды каждого, даже
если не согласны с ними;
3) Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали;
4) Все участники делают замечания кратко и по существу;
5)Каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт для
восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.
При чтении лекций в интерактивной методике возможно широкое
применение мультимедийных технологий. В 2013-2014уч.году я планирую составить несколько лекций-презентаций. Наглядное отображение основных понятий, схем, зарисовок значительно облегчит работу преподавателя и повысит уровень восприятия материала у студентов.
Однако в ходе работы необходимо разъяснять суть отображаемого материала, акцентировать внимание на сложных вопросах, выделять информацию для конспектирования.
Одной из проблем использования интерактивных технологий является то, что студенты сформировали определенный опыт приобретения знаний, который основан на полном конспектировании лекционного материала. Очень важно заинтересовать студента и удерживать внимание аудитории в течение всей лекции. Для этого необходимо установить тесный контакт с аудиторией, быть не «над» студентами, а «вместе» с ними. Вместе ставить проблему, вместе обсуждать и вместе принимать решение. Считаю необходимым, чаще привлекать студентов к работе научных обществ, кружков, семинаров, конференций для более углубленного изучения юридических дисциплин, направлять студентов на использование возможностей получения практических навыков в период прохождения практики, привлекать практических работников при проведении лекционных и практических занятий.
Изложенное позволяет сделать вывод, что в настоящее время интерактивные методики преподавания юридических дисциплин требуют
тщательной проработки. Интерактивная методика позволяет студенту усвоить больший объем информации, самому получить ответ на поставленный вопрос, но в то же время она требует более «тонкой» работы преподавателя по организации образовательного процесса. Использование интерактивных методик при преподавании дисциплин гражданско-правовой специализации необходимо вводить в образовательный процесс постепенно, при этом четко сформулировав цель, задачи и правила ведения каждого занятия, только в этом случае работа будет эффективной.
Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, специалист любого профиля должен не только иметь хорошую базовую профессиональную подготовку, но и обладать развитой способностью эти знания своевременно обновлять. Эту способность сложно реализовать без применения информационных технологий. Эффективная работа юриста в современном обществе невозможна без умения быстро находить и анализировать разнообразную правовую информацию.
В процессе обучения студент должен не только усвоить теоретические знания, но и уметь применить их с учетом изменений законодательства. Проблему поиска актуальной правовой информации трудно эффективно решить без использования электронных ресурсов: правовых систем, электронных каталогов, Интернет.
Есть еще формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения - это: ролевые игры, деловые игры, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита курсовых работ, рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.
Наиболее важными, на мой взгляд, являются такие качества будущего специалиста, как владение профессиональной речью, ответственность, общий и специальный интеллект, волевые и моральные качества, память, эмоциональная уравновешенность, стремление к справедливости, наблюдательность.

Список использованной литературы:

1.Еникеев 3. Д. Основы подготовки дипломированного юриста. Уфа, 1999.
2.Коломацкий В. Г. Юридическое образование на рубеже веков и тысячелетий // Юридическое образование и наука. 2002. № 1.
3.Левитан К. М., Югова М. А. Становление демократической личности юриста в вузе // Юридическое образование и наука. 2004. № 3.
4.Литвишков В. М. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. М., 2004.
5.Марченко М. Н. Проблемы юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. 2005. № 1.
6.Перевалов В. Д. Правовой потенциал. Проблемы и ресурсы современного юридического образования // Экономика и образование сегодня. 2004. № 7.
7.Побежимова Н. И., Шевченко Е. Н. Интеграция российской школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. 2005. № 1.
8.Чуфаровский Ю. В. Введение в юридическую специальность. М„ 2004.
9.Юридическая педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. М., 2004.
10.Юрист XXI века: реальность и перспективы // Материалы Всерос. науч.-практич. конф. / Отв. ред. В. Д. Перевалов. Екатеринбург, 2002.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar