Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2014 » Январь » 10

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ОБД.01 Русский язык основной профессиональной образовательной программы

Комплект
контрольно-измерительных материалов
по учебной дисциплине
ОБД.01 Русский язык
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по профессии
110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

п.Чернь, 2013

1. Общие положения
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Русский язык».
КИМ включают контрольные материалы для промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
КОД Освоенные умения, усвоенные знания
У 1. осуществлять речевой самоконтроль
У 2.
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
У 3. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
У 4. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
У 5.
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи
У 6. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
У 7. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
У 8. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
У 9. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
У 10. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем
У 11. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
З 1. связь языка и истории, культуры русского и других народов
З 2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
З 3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
З 4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

3. Структура контрольного задания
3.1. Текст типового задания
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов рядом с номером выполняемого вами задания (А1—А32) поставь¬те номер выбранного вами ответа.
А1. В каком слове произносится звук [а]?
1) вянуть
2) частичный
3) тянуть
4) щадить
А2. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) запекая
2) отцветший
3) перепечатанный
4) заботливый
A3. Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?
1) революция
2) деградация
3) депрессия
4) эволюция
А4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) на строящ..мся объект.., перед завтрашн..й встреч..й
2) о выстоявш..м народ.., в разрешивш..йся ситуаци..
3) звенящ..й мелоди..й, в кипящ..й жидкост..
4) в выстроивш..йся очеред.., затянувш..мся ожидани..м
A5. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?
A. Не надо боят..ся трудностей.
Б. День на день не приходит..ся.
B. Не отведав горького, не узнаеш.. сладкого.
Г. В июльское утро ещё свежо, но уже чувствует..ся близость жары.
1) А, Б 2) А, В 3) А, В, Г 4) Б, В
А6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) оз..ряющий, об..няние, уд..литься
2) взр..сление, ар..матизированный, осл..бев
3) мин..атюрный, пож..мать, приор..тет
4) голлан..ский, докла..чик, пира..ский
А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пре..почтение, о..бросить, пре..шественник
2) бе..болезненно, ра..жалобить, бе..фокусный
3) пр..сечь, пр..одолеть, непр..хотливо
4) дез..нтеграция, мед..нститут, пан..сламизм
А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?
1) поля расстила..тся, кол..щая боль
2) дети притворя..тся, терп..щий неудобства
3) учащиеся ответ..т, броса..щийся на всех
4) первокурсники чита..т, люб..щий нас

А9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. заво..вать
Б. надоедл..вый
B. затраг..вать
Г. государ..вый
1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) Б, В
А10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.
2) Желтоватая мгла, (не)похожая на пыль, поднима¬лась на востоке.
3) Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.
4) Наречия — (не)изменяемые слова.
А11. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (научно)популярный, говорить (по)простому, каким(нибудь)
2) книга(справочник), между(тем), запиши(ка)
3) (полу)легальный, точь(в)точь, прямо(таки)
4) решил (по)другому, (добро)сердечный, чего(либо)
А12. Укажите неверное объяснение написания слова.
1) неизмеННый — в суффиксе -ЕНН- отглагольного прилагательного с приставкой пишется НН
2) экзамены кончАтся — в окончании глагола II спряжения пишется А
3)сооружЁн — в суффиксе причастия после шипящего пишется Ё
4) диагнОз — безударная гласная корня проверяется словом «диагностика»
Прочитайте предложения и выполните задания А13—А16.
A. Сюда входит внеязыковое содержание текста и сово¬купность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.
Б. Условно их можно разделить, как это делают психоло¬ги, на две группы: объективные и субъективные.
B. Современная психология и психолингвистика опре¬деляют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.
Г. К объективным относятся свойства и качества самого текста.
А13. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1) А, Б, Г, В 2) Б, В, А, Г 3) В, А, Г, Б 4) В, Б, Г, А
А14. Какое предложение является односоставным или включает в себя односоставное предложение?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
А15. Какая характеристика соответствует предложению А?
1) простое с однородными и обособленными членами
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) бессоюзное сложное
А16. В каком предложении есть указательное местоимение?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
А17. В каком слове ударение указано верно?
1) некролог (2-й слог)
2) дралась (1-й слог)
3) облегчит (2-й слог)
4) сливовый (1-й слог)
A18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) назначенные директора
2) шесть свечей
3) длиннее его
4) в четырёхсот семидесяти шести книгах
А19. Выберите грамматически правильное продолжение предло¬жения.
Стараясь убедить читателей,
1) автор иногда бывает слишком прямолинеен.
2) многое зависит от того, какие примеры вы приво¬дите.
3) автору не всегда это удаётся.
4) часто достигается обратный результат.
А20. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
2) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветье осени собралось в яркий весёлый ковёр, нарядный орнамент.
3) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, все знают о необычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору.
4) В одном из старинных домов, сохранившемся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.
А21. В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ нужно употребить ВИНОВНЫЙ?
1) Раиса Ивановна, одинокая женщина преклонных лет, попыталась помочь нам, и я вдруг почувство¬вала себя ВИНОВАТОЙ перед ней.
2) Оказалось, что ВИНОВАТЫМИ в этом преступле¬нии считают жителей соседнего посёлка.
3) Илья смотрел на незнакомца испуганным и ВИНО¬ВАТЫМ взглядом.
4) Друзья простили невольную ложь Олега, но для него самым мучительным было чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.
А22. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Свет луны уже померк ( ) и в воздухе повеяло сыростью.
1) Простое предложение с однородными членами, пе¬ред союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
А23. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Гости (1) вдоволь наговорившись (2) стали расходиться по домам.
1) 1, 2 — выделяется деепричастный оборот
2) 1, 2 — выделяется причастный оборот
3) 1 — выделяется деепричастный оборот
4) 2 — выделяется причастный оборот
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В метель ветер забирался в пустые комнаты, и старый дом (1) вдруг (2) оживлялся звуками. Вот (3) кажется (4) точно вздохнуло что-то в белом зале глубоко, прерывисто, печально.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
А25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.
2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.
3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.
4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.
А26. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Я выглянул в окно всё было в инее.
2) Эта княжна Мери прехорошенькая.
3) Повсюду расползается туман над нами вокруг нас до самого леса.
4) Поэмы Пушкина классические образцы прекрасного русского слова.
А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перед нами (1) простиралось необозримое жёлтое поле (2) край (3) которого (4) вдалеке замыкался синим лесом.
1) 1, 2 2) 2 3) 2, 4 4) 3, 4
А28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Как только приезжие разложили в комнатах свои вещи (1) они немедленно решили осмотреть город (2) и (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) все решили идти пешком.
1) 1, 2 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4
Прочитайте текст и выполните задания А29-А32; В1-В8.
(1) Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.
(2) Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (З) Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
(4) Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. (5) А между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
(6) Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7) Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (8) Наоборот, по ночам они разгораются. (9) И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. (10) Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. (11) Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.
(12) Да что там — весь мир! (13) На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
(14) Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (15) Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. (16) Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17) Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (18) Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черёмухи, липы или ольхи. (19) Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.
(По К. Г. Паустовскому)
A29. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1) Мир бесконечно разнообразен, и люди не в состоя¬нии увидеть всю его красоту.
2) Человек всегда жалеет о быстротечности времени.
3) Люди обычно не сожалеют о том, что не могут уви¬деть весь мир.
4) Можно увидеть необыкновенно много и не покидая родных мест.
А30. Определите стиль и тип речи текста.
1) публицистический стиль; рассуждение
2) публицистический стиль; повествование и рассуж¬дение
3) художественный стиль; повествование
4) разговорный стиль; повествование и рассуждение
А31. В каком из перечисленных предложений встречаются кон¬текстные антонимы?
1) 10 2) 2 3) 11 4) 15
А32. В каком предложении использованы ряды однородных членов как средство выразительности?
1) 1 2) 2 3) 14 4) 4
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов справа от номера заданий (В1— В8).
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
В1. Назовите способ образования слова ОЧАРОВАНИЕ (предло¬жение 5).
B2. Из предложений 6—11 выпишите прилагательное, употреб¬лённое в значении существительного.
В3. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 14—19 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.
В5. Среди предложений 6—16 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, имеющим дополнительное значение степени. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1—14 найдите предложение с необособленным причастным оборотом. Напишите номер этого пред¬ложения.
В7. Среди предложений 12—19 найдите предложение, кото¬рое связано с предыдущим при помощи союза и указа¬тельного местоимения. Напишите номер этого предложе¬ния.
В8. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 1—11. (Цифры пишите в порядке возрастания.)
1) сравнительный оборот
2) риторическое обращение
3) эпитеты
4) антонимы
5) синтаксический параллелизм

Проверяемые результаты обучения:
Экзаменационная работа проверяет:
1) знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
2) речеведческие знания (текст: строение текста, основ¬ная мысль, средства связи в нем; типы речи: повествование, описание, рассуждение; стили речи: официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорный; использование языковых средств в зависимости от темы тек¬ста, стиля и типа речи);
3) специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
4) орфографическую и пунктуационную грамотность;
5) владение нормами литературного языка: орфоэпиче¬скими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;
6) умение анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.
В экза¬менационной работе используются тестовые задания двух типов: задания с выбором ответа, задания с кратким отве¬том.
В заданиях с выбором ответа все ответы сформулированы, обучающийся должен только выбрать из четырех готовых ответов один правильный. Задания данного типа используются главным образом для проверки знаний обучающихся, понимания изученного материа¬ла, способности опознавать языковые единицы, классифици¬ровать их, выявлять соответствие (или несоответствие) языко¬вым нормам. Это задания базового уровня, предполагается, что они посильны для абсолютного большинства обучающихся. Выполняя задания с выбором ответа, нужно записать номер правильного ответа в бланк ответов.
Второй тип заданий - задания с кратким ответом — требует умения самостоятельно сформулировать ответ и оформить его кратко, в виде слова (например: сложнопод-чиненное), словосочетания (например: радостно улыбаясь), небольшого перечня слов (например: раскатившийся, пере¬ползающий) или в виде цифры (например: 2, 7, 16). Следу¬ет самому вспомнить соответствующий термин, найти в тексте нужное слово или конструкцию. Угадывание здесь исключено.

Экзаменационный тест имеет следующую структуру:

№ Тема Тип и порядковый номер заданий в тесте
1 Фонетика А1
2 Морфемика, словообразование А2, В1
3 Лексика и фразеология A3, А31
4 Морфология А16, В2
5 Орфография А4, А5, А6, А7, А8, А9, А10, A11, A12
6 Синтаксис А14, А15, А22, ВЗ, В4, В5, В6
7 Пунктуация А22— А28
8 Языковые нормы А17, А18, А19, А20, А21
9 Анализ текста А13, А29, А30, А31, А32, В7, В8

КОММЕНТАРИИ К ЯЗЫКОВЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА
Фонетика (А1).
Задание А1 проверяет знание фонетики, умение различать звуки и буквы.
Морфемика (состав слова). Словообразование (А2, В1)
Задание А2 предназначено для проверки умения прово¬дить морфемный анализ слов.
Задание В1 проверяет умение определять способы образования слов.
Лексика и фразеология (A3, А31)
В задании A3 предлагается указать толкование, соответ¬ствующее данному слову, или из четырех предложенных в задании слов выбрать именно то, лексическое значение кото-рого дано в формулировке.
Задание А31 проверяет знание лексической системы язы¬ка и умение понимать слова и сочетания в соответствии с контекстом. Это задание имеет много разновидностей: в одних случаях требуется найти слова в переносном значении или индивидуально-авторские образования, неологизмы, ус¬таревшие, диалектные слова и т.п., в других — синонимы или антонимы, омонимы, фразеологизмы и т.п., в третьих — определить значение многозначного слова в тексте или эмо¬ционально-оценочную окраску слова, определить вид пере¬носного значения (метафора или метонимия) и т.д.
Большое значение для понимания текста имеют контек¬стные, или контекстуальные, синонимы и антонимы. Это слова (или сочетания), которые не являются языковыми си-нонимами или антонимами, но в данном контексте называ¬ют близкие понятия (контекстные синонимы) или противо¬положные друг другу понятия (контекстные антонимы).
Орфография (А4—А12)
В экзаменационный тест входит 9 заданий по орфографии. Большая часть из них (8) проверяет практические пра¬вописные умения и одно — умение решать орфографические задачи, опираясь на правила орфографии.
В формулировке заданий не указывается тип орфограм¬мы, поэтому учащимся предстоит самим определить, каким орфо¬графическим правилом нужно руководствоваться, выбирая ту или иную букву или способ написания слов.
В задании А10 четыре примера иллюстрируют разные пункты правила о слитном и раздельном написании слов с не.
Среди примеров задания А11 есть имена существитель¬ные, прилагательные, местоимения, частицы, союзы, пред¬логи с дефисным, слитным и раздельным написанием.
Задание А12 проверяет знание важнейших орфографи¬ческих правил и умение применять их на практике.
Текст. Последовательное расположение частей текста (А13)
Задание А13 (первое в составном задании А13—А16) от¬носится к коммуникативным, или речевым, для него требу¬ется умение устанавливать логические связи между предло-жениями, удерживать в памяти только что прочитанную фразу и предугадывать, прогнозировать содержание последу¬ющей, видеть сигналы зависимости одного предложения от другого (местоимения, союзы, частицы и др.) и правильно использовать их, выстраивая текст.
Синтаксис. Синтаксический разбор (А14, А15, А22, ВЗ—В6)
В задании А14 требуется найти грамматическую основу, или опознать какой-либо второстепенный член предложе¬ния, или определить тип простого предложения по структу¬ре (двусоставное или односоставное, распространенное или нераспространенное).
Задание А15 требует умения, во-первых, отличать слож¬ное предложение от простого, во-вторых, определять вид сложного предложения.
Задания ВЗ—В6 связаны с языковым анализом текста и относятся к заданиям повышенного уровня сложности.
Задание ВЗ — на определение типа связи слов в словосо¬четании.
Задание В4 аналогично заданию А14, но для его выпол¬нения требуются более глубокие и детальные знания: нужно определить тип сказуемого, вид односоставного предложения и т. п. Задание В5 посвящено осложненному предложению. Обычно требуется определить, какие именно члены предло¬жения (определение, приложение, обстоятельство и т. п.) выступают как однородные или обособляются в предложе¬нии.
Задание В6 требует более детального, чем в задании A3, разбора сложного предложения. Здесь нужно определить вид придаточного предложения, способ связи нескольких прида-точных с главным (последовательное, параллельное соедине¬ние, соподчинение) и т. п.
Морфология. Морфологический разбор (А16, В2)
Задание А16 проверяет знание основ морфологии.
Чаще всего требуется определить, к какой части речи при¬надлежит то или иное слово, употребленное в микротексте.
ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ
Задания А17—А21 проверяют владение орфоэпическими, лексическими, грамматическими (морфологическими и син¬таксическими) нормами языка.
Орфоэпические нормы (А17)
Напомним, что орфоэпия изучает нормы произношения звуков, их сочетаний, отдельных слов, грамматических форм, а также нормы ударения. Этому посвящено задание А17.
Морфологические нормы (А18)
Морфологические нормы — это нормы образования форм различных частей речи. Нередко мы слышим в не очень гра¬мотной речи неправильно образованные формы родительно¬го падежа числительного (пятниста вместо пятисот), фор¬мы именительного и родительного падежа множественного числа существительных (договора вместо договоры, сапогов вместо сапог), формы сравнительной и превосходной степе¬ни прилагательных (более твёрже вместо твёрже или более твёрдый), формы непродуктивных глаголов с чередованием в корне (ляжъ, стерём вместо ляг, сотрём) и т. п.
Синтаксические нормы (А19, А20)
Синтаксические нормы — это нормы построения слово¬сочетаний, простых предложений, сложных предложений различных видов. Синтаксические ошибки — самый рас-пространенный вид грамматических ошибок и в устной, и в письменной речи. Это нарушение управления и согласова¬ния в словосочетании (например, показать об этом вместо показать это; с семьюстами пассажиров вместо с семью¬стами пассажирами), нарушение норм согласования (ко¬ординации) подлежащего и сказуемого (Стая голубей кру¬жились над домом вместо ...кружилась...), неправильное построение предложений с однородными членами, особенно в случаях, когда однородные члены требуют разных пред¬логов или управляют разными падежами (был на почте и магазине вместо на почте и в магазине).
Лексические нормы
Задание А21 проверяет умение правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексиче¬ской сочетаемости. Для анализа предлагаются предложения, в которых употреблены паронимы (от греч. para — рядом + + onoma — имя) — близкие по звучанию однокоренные сло¬ва, обозначающие разные понятия, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определенными трудностями: абонент¬ный — абонентский, представить — предоставить, здравица — здравница, гарантийный — гарантированный, скрытный — скрытый и т. п.
ПУНКТУАЦИЯ
Как известно, русская пунктуация отражает главным образом синтаксическое членение предложения. Поэтому работа над заданиями теста предполагает и знание всех изу¬чаемых в школьном курсе пунктуационных правил, и уме¬ние проводить синтаксический разбор предложения.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями (А24)
Задание А24 проверяет умение учащихся отличать ввод¬ные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся вводными, и в зависимости от этого правильно ставить зна¬ки препинания: выделять вводные слова и сочетания запя¬тыми.
Знаки препинания при однородных членах с союзами (А25)
Задание А25 проверяет владение навыками элементар¬ного пунктуационного анализа предложений, содержащих группы однородных членов с сочинительными союзами в различных сочетаниях. Прежде всего, необходимо различать постановку знаков при одиночных, парных и повторя¬ющихся союзах.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (А28)
При выполнении задания А28 важно правильно опреде¬лить грамматические основы предложений и границы меж¬ду частями сложного предложения, которые, как правило, отмечены при помощи союзов. Следует также помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложе¬ния, так и части сложносочиненного предложения и прида-точные в сложноподчиненном предложении.
КОММЕНТАРИЙ К АНАЛИЗУ ТЕКСТА
Вторая часть экзаменационной работы представляет со¬бой комплексный (многоаспектный) анализ текста. Для этого предлагается небольшой текст и 12 заданий к нему, 5 из них связаны с речеведческой характеристикой текста. Это задания А29, А30, А32, В7, В8. Необходимо провести смыс¬ловой анализ текста, определить его стиль и тип речи, ука¬зать, какие средства языка используются в нем для связи предложений, какие средства выразительности помогают автору ярко и убедительно передать свои чувства и мысли. В остальных заданиях предлагается выполнить языковой разбор отдельных слов, словосочетаний и предложений, встречающихся в этом тексте.
Задание А29 предназначено для проверки способности воспринимать информацию, содержащуюся в тексте, и пони¬мать авторскую позицию.
В задании А30 требуется определить, к какому стилю и типу речи относится текст. Для этого следует вспомнить внеязыковые приметы каждого стиля, в частности, надо представить себе речевую ситуацию (о чем, где, с кем, зачем говорят) и ответить на вопрос, где этот текст может быть использован — в журнале или газете (публицистика), в на¬учной или учебной литературе (научный стиль), в художе¬ственном произведении (художественный стиль).
Важно помнить также ведущие стилевые черты, опреде¬ляющие отбор характерных для стиля языковых средств. Для художественной речи это конкретная образность и эмо-циональность, для научной — точность, логичность и обоб¬щенно-отвлеченный характер информации, для публицисти¬ки — сочетание экспрессии и стандарта, книжных и разго-ворных языковых средств, документальность информации (говорится о реальных, а не вымышленных, созданных твор¬ческим воображением автора лицах, событиях).
Вторая часть задания А30 связана с определением ис¬пользованных в данном тексте типов речи — описания, по¬вествования, рассуждения.
Типологическая структура большого текста редко бывает однородной; в нем обычно сочетаются разные типовые фраг¬менты, при этом один из них является ведущим, другие входят в него как дополнительные компоненты, делающие речь более убедительной, наглядной, выразительной.
Определяя типологическую структуру текста, надо исхо¬дить из понятий типов речи: в описании говорится о по¬стоянных или одновременно присутствующих признаках чего-либо (их можно запечатлеть на одном кадре фотоплен¬ки), в повествовании речь идет о сменяющих друг дру¬га действиях или событиях (потребуется сделать столько кадров, сколько сменяющихся действий), в рассужде¬нии говорится о причинах и следствиях событий и явле¬ний, о наших представлениях о них, оценках, чувствах (сло¬вом, о том, что вообще нельзя сфотографировать).
В сомнительных случаях помогает прием фотографирова¬ния, а также анализ типового значения фрагмента текста. При этом следует помнить, что рассуждение бывает трех типов (доказательство, объяснение, размышление) и что в нем говорится обычно о вещах отвлеченных, не о материаль¬ном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, о понятиях, суждениях, чувствах, оценках чего бы то ни было (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем ду¬маем, поэтому сфотографировать содержание текста-рассуж¬дения нельзя).
Задание В7 предназначено для проверки умения опреде¬лять средства связи предложений в тексте.
Задание В8 проверяет умение определить наиболее ти¬пичные средства выразительности, которыми пользуется ав¬тор прочитанного текста, чтобы более точно и ярко передать свои мысли и чувства.

3.2. Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений по УД:
Каждое верно выполненное задание оценивается 1 баллом.
Оценка «5» ставится, если обучающийся набрал 36-40 баллов. (Не ставится, если обучающийся выполнил задания только из части А)

Оценка «4» ставится, если обучающийся набрал 28-35 баллов. (Не ставится, если обучающийся выполнил задания только из части А)

Оценка «3» ставится, если обучающийся набрал 20-27 баллов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся набрал 1-19 баллов.

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов) Оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 - 100 5 отлично
70 - 89 4 хорошо
50 - 69 3 удовлетворительно
менее 50 2 неудовлетворительно

3.3. Время на подготовку и выполнение:
подготовка 10 мин.;
выполнение 2 часа 00 мин.;
всего 2 часа 10 мин.

4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для аттестации
- Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 384 с.
- Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/Т.М.Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др. ЕГЭ: рус.яз.: КИМы. – М., 2005.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
- Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата проведения «_____»___________________ 20____г.

Работу выполнил(а) обучающий(ая)ся группы __________________

________________________________________________
(Ф.И.О. обучающегося в И.п.)
БЛАНК ОТВЕТОВ:

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А17
А2 А18
A3 А19
А4 А20
А5 А21
А6 А22
А7 А23
А8 А24
А9 А25
А10 А26
A11 А27
А12 А28
А13 А29
А14 А30
А15 А31
А16 А32

B1
B2
ВЗ
В4
В5
В6
В7
В8

ОЦЕНКА:

Преподаватель:___________________________(Берникова О.Б.)
Ассистент:_______________________________( )

ОТВЕТЫ:

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 1 А17 4
А2 2 А18 4
A3 2 А19 1
А4 1 А20 2
А5 2 А21 2
А6 3 А22 4
А7 4 А23 1
А8 1 А24 3
А9 4 А25 3
А10 1 А26 4
A11 1 А27 2
А12 1 А28 3
А13 4 А29 3
А14 2 А30 1
А15 3 А31 4
А16 2 А32 1

B1 суффиксальный
B2 снотворного <или> снотворное
ВЗ мучают людей <или> людей мучают
В4 16
В5 9
В6 2
В7 15
В8 1, 3, 4, 5
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar