☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2014 » Январь » 27 » Развитие профессиональных и личностных качеств специалистов на уроках по специальным дисциплинам дорожно - строительного отделения
18:36
Развитие профессиональных и личностных качеств специалистов на уроках по специальным дисциплинам дорожно - строительного отделения
Д О К Л А Д
Председателя цикловой комиссии специальности 270831 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» Матвеевой Т.А.
На тему: «Развитие профессиональных и личностных качеств специалистов на уроках по специальным дисциплинам дорожно - строительного отделения»

Развитие профессиональных и личностных качеств специалистов строительной специальности обусловлено новыми социально-экономическими условиями в России, требующими значительного повышения кадрового потенциала страны, важной составной частью которой является профессиональная подготовка молодежи.

Ключевой фигурой в подготовке подрастающего поколения к труду является профессиональное обучение.

Цель профессионального образования в современных условиях состоит в том, чтобы подготовить конкурентно способного работника, стимулировать у обучаемых ценностное отношение к знаниям, развивать потребность в профессиональных умениях и знаниях, которые позволят обрести социальную защищенность, профессиональную мобильность, всестороннюю компетентность, сформировать навыки творческого саморазвития.

Подготовка такого специалиста-это длительный, непрерывный процесс, который должен начинаться с первых дней пребывания студента в техникуме и быть ориентированным на формирование профессионально важных личностных качеств, профессиональных способностей, знаний и умений.

В связи с этими требованиями, возникла необходимость нового подхода к развитию профессионального самоопределения и становления, важной составной частью которого является закрепление профессионального выбора, формирование профессиональной направленности личности студента.

Под закреплением профессионального выбора понимается процесс поэтапного утверждения студента в сделанном им выборе специальности, возрастании ценностного отношения к ней, психологической и нравственной готовности к усвоению знаний и умений, обеспечивающих успешную предстоящую профессионально-строительную деятельность. Но суть этого процесса, состоит в том, что его результатом должно являться постоянное возрастание уверенности студента в сделанном им профессиональном выборе и активное участие в собственном творческом становлении и саморазвитии.

Процесс профессионального становления личности- это чрезвычайно сложное явление. Оно понимается, как индивидуальный, личностный процесс, ведущим элементом которого служит личностный выбор, являющийся выражением противоречия между необходимостью быть полезным обществу и потребностью в самореализации. Этот процесс не заканчивается выбором профессии, он должен перерасти в систему закрепления профессионального выбора, формирования профессиональной направленности студентов строительной специальности, в мотивацию процесса саморазвития студентов в области предстоящей профессиональной деятельности.

Формирование профессионально важных личностных качеств студентов на строительном отделении ведется поэтапно: на первых курсах - учебно-познавательная деятельность, на вторых и третьих - учебно-профессиональная, а на четвертых - учебно-творческая. На первом курсе, студенты начинают изучать предмет «Введение в специальность», на котором студенты получают представление об основных дисциплинах, которые они будут изучать на строительном отделении. Они получают представление о том, что изучает та или иная дисциплина, насколько она важна для их будущей профессии строителя. Со второго курса студенты начинают изучать специальные предметы. На каждом курсе уделяется приоритетное внимание формированию личности будущего строителя профессионального обучения в зависимости от его значимости, а также готовности студента активно участвовать в процессе формирования своих профессионально важных качеств.

Развитие профессиональных и личностных качеств специалистов строительной специальности основано на сочетании теоретических и практических подходов.

К теоретическим методам относятся: изучение специальной строительной литературы, системный подход, проектирование, моделирование, прогнозирование.

К практическим методам относятся: изучение состояния разработки проблемы в существующей практике, обобщение передового строительного опыта, организация методической работы, беседы, опросы, анкетирование и тестирование студентов.

С самого начала обучения в техникуме, преподаватели нашей цикловой комиссии специальности 270831, стремятся вызвать у студентов интерес к будущей профессии, формировать их познавательную активность, творческое отношение к делу, способствуют выработке профессиональных качеств. Добиться этого лишь на учебных занятиях непросто, поэтому на помощь приходят внеклассные мероприятия по привитию интереса к будущей профессии: классные часы, викторины, конкурсы, олимпиады, проводимые на недели специальности. На классных часах перед студентами не скрываются сложности будущей профессии, недостатки с которыми им придется столкнуться.

Профессиональные и личностные качества студентов проявляются при решении ситуационных производственных задач, во время деловой игры, при выполнении практических, курсовых и дипломных работ, а также в процессе практик. При выполнении практических работ у студентов развиваются навыки творческой и исследовательской деятельности, умение пользоваться техническими источниками информации, делать выводы.


При прохождении практик, у студентов также проявляются профессиональные и личные качества, где они должны проявить свое творчество и умение самостоятельно принимать решения. По окончании второго курса, студенты строительной специальности, проходят геодезическую практику. Для активизации их деятельности, развитию профессиональных и личностных качеств, группа разбивается на отдельные бригады. В каждой бригаде, студенты с ведущим преподавателем, выбирают бригадира, который несет ответственность за выполнение работ и за порученный инструмент.

При прохождении преддипломной практики в дорожной организации, у студентов проявляются следующие профессиональные и личностные качества, как: ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, авторитет, организаторские способности, творческая инициатива. При наличии в организации вакантных мест, студент может быть даже зачислен на штатную должность и проверить свои способности в качестве лаборанта, бригадира или мастера.
На дипломном проектировании, студенты получают индивидуальное задание, при защите которого, они должны показать знание всех ранее изученных по своей специальности предметов. Выполнение дипломного проекта и защита его – это конечный этап обучения в техникуме, который показывает степень готовности студента к самостоятельной работе в качестве техника – строителя в условиях производства, его профессиональные и личностные качества.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 1119 | Добавил: tatiana2013
Всего комментариев: 0
avatar