☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2014 » Февраль » 21 » Технология проектного обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов
09:39
Технология проектного обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов
Технология проектного обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления. Таким образом, в процессе наблюдений и практического опыта выявлено противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к выпускникам колледжа в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения и недостаточной эффективностью традиционных методов обучения. Отсюда, перед преподавателем стоит проблема совершенствования процесса преподавания дисциплины на основе использования новых прогрессивных образовательных технологий проектно-исследовательского характера. Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.

Проект пробуждает обучающегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта обучающиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
В новой образовательной парадигме обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы обучающегося. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Преподавателю можно пойти по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности.

Используя технологию проектного обучения можно выстроить следующую систему. Сначала  дать базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем перейти к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений обучающихся по информатике. После этого перейти к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

В ходе выполнения проекта роль педагога состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности обучающихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему одногруппнику.
Выполнение проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать используя графические редакторы. Работа в парах требует терпимости  друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища.

Таким образом, проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу обучающихся. С помощью этого метода студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Список литературы
1. Полат Е.С. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
2. Саркисян М. Проектная технология на уроках информатики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.rusedu.info/Article837.html
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – ярославль: Академия развития, 2008.
4. Ступницкая М.А.Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
5. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. - 2008. - №4. - С. 3-
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 1688 | Добавил: герцог
Всего комментариев: 0
avatar