Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » » 2014 » Август » 12

Психолого-педагогическое сопровождение студентов в условиях среднего профессионального образования как важный фактор самоопределения

Лямкина Лариса Сергеевна
ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум», преподаватель русского языка и литературы.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов в условиях среднего профессионального образования как важный фактор профессионального самоопределения


Психолого-педагогическое сопровождение; профессиональное самоопределение; профессиональное просвещение; профессиональная информация, пропаганда и агитация; профориентирование; ОК и ПК.

В статье представлены способы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления студента, в оказании своевременной помощи и поддержки личности, в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.
Спрос рабочих профессий на рынке труда демонстрирует востребованность образовательных организаций среднего профессионального образования. Однако многие школьники, абитуриенты и первокурсники не имеют четких представлений о своей будущей профессии вообще или не совсем ясно представляют свою будущую работу. Для достижения эффективности подготовки молодежи к взвешенному, реалистическому выбору профессии, будущего места работы, учебы, важную роль играет процесс профессионального самоопределения. Эффективность этого процесса во многом зависит от психолого-педагогического сопровождения, которое осуществляет формирование молодого специалиста.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии. Таким образом, можно говорить о том, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения нужно начинать как можно раньше. Сопроводить обучающегося – значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогическую, психологическую или социальную; индивидуальную, групповую или общую. Сопровождение профессионального самоопределения студенты может выражаться в профессиональном просвещении, включающем профессиональную информацию, пропаганду и агитацию. Но важным акцентом в профессиональном сопровождении является развитие интересов и склонностей обучающихся к различным видам профессиональной деятельности. Оно складывается из формирования креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи, то есть обучение через развитие профессиональных знаний и навыков обучающихся различных специальностей СПО.
Согласно закону об образовании РФ от 26.12.12г. «важнейшей задачей ОО является не обеспечение «усвоения знаний», а создание условий для становления и развития индивидуальных (собственных) образовательных и культурных потребностей». Поэтому ОО СПО должна предоставить обучающемуся не только доступ к соответствующей образовательной среде, но и помочь ему самореализоваться в ней.

В ГОУ СПО ПСТ психолого-педагогического сопровождение реализуется в несколько этапов. Во-первых, это регулярно обновляемый путеводитель-сайт по регионально-муниципальному спектру возможностей продолжения образования и профессионального становления студентов. Во-вторых, это официальная организационная и правовая информация о правах студентов на получение «образовательной услуги». В-третьих, это характеристики и координаты любых потенциальных «помощников», связанных с оказанием помощи обучающимся в проектировании профессионального будущего, профориентирование.

Практика показывает, что у многих студентов СПО отсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отноше¬нию к общеобразовательной и профессиональной подго-товке и в результате к отсеву обучающихся; затрудняет приобщение их к общественно значимым цен¬ностям. Причины названных недостатков различны. Они носят социально-экономический и психолого-педагоги¬ческий характер. В нашем техникуме мы нашли решение через создание банка сертифицированных и несертифицированных образовательных достижений, то есть, «портфолио», открытая, презентационная часть внутренних ресурсов, размещённая на сайте ОО.

Таким образом, можно говорить о том, что психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Подводя итог, необходимо отметить, что роль психолого-педагогического сопровождения профессионального становления заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но и в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этих условий обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar