Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2014 » Август » 27

Малые формы физической культуры в режиме дня школьника начальных классов

Воробьёва Ирина Ивановна
ГОУ СПО "Новокузнецкое УОР",воспитатель.

Последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.

Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и двигательная активность снижается на 50 процентов. В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются занятия в школе малыми формами физической культуры. Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде школьников играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.
К «малым формам» занятий физической культуры в школе относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы с использованием физических упражнений, подвижная перемена.

Утренняя гигиеническая гимнастика является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения детей в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние. Упражнения для зарядки делятся на несколько групп.
Первая группа: в нее входят упражнения для мышц кистей рук и плечевого пояса.
Вторая группа: состоит из упражнений для мышц туловища и шеи.
Третью группу упражнений составляют различные движения, укрепляющие мышцы и связки ног.

Утреннюю гимнастику необходимо заканчивать упражнениями на дыхание и расслабление
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха детей и повышения их работоспособности. Основная функциональная цель — отвлечься от основной деятельности, переключиться на иной ее характер, дать небольшой отдых нервной системе и группам мышц (или органам, например, глазам), подвергавшихся воздействию нагрузки. Физкультпаузы обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультпаузы.

Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах.
Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:
а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;
б) упражнения для рук;
в) упражнения для туловища;
г) упражнения для ног.

На сдвоенных уроках проводится физкультпауза продолжительностью 5-10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями учебной или производственной деятельности. Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:
а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;
б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;
в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;
г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;
д) темп выполнения должен соответствовать привычному.
Физкультурная минуткакак форма занятий применяется, начиная со старщего дошкольного возраста. Назначение ее – поднять или удержать умственную работоспособность. К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели им воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Физкультурные минутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. По существу, физкультурная минутка направлена на обеспечение срочного активного отдыха, от которого зависит восстановление процессов нервной системы. Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом уроке, время проведения определяет учитель по внешним признакам утомления. Физкультурные минутки не проводятся во время контрольных, самостоятельных работ и диктантов. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели. С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если при этом не учитывается 3 условия:
1. Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока, какой это предмет, в какой вид деятельности включены учащиеся до этого, какого их состояние.
2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной: от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
3. Учителю необходимо выработать 2-3 условных вербально - поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.

В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая.
При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.

Учащихся надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально. Алгоритм объяснения игры может быть следующим:
- название игры;
- роли играющих и их расположение;
- содержание игры;
- цель игры;
- правила игры.
Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил. Они упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.

Особенность использования подвижных игр заключается в том, что самостоятельность действий учащихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры ещё и самостоятельный контроль, и оценку своих игровых действий, так как перед игрой осуществлялся разбор игровых правил, распределялись роли. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения игровых действий, и ученик может проверить не только правильность своего выбора игровых действий, но и способы контроля, а также объективность своей оценки своего участия в игре.
Рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности оказывает благоприятное влияние на растущий организм, способствуя укреплению здоровья детей и подростков.
Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе уроков, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий.


Литература.

1.Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992
2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. “Веко”, 2004
3.Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост.
В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001
4.Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей.- Минск: Народная асвета, 1989.
5.Москаленко О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004
6.Под редакцией проф. Ю.Ф.Курамшина Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт,2003
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar