- 22.09.2014
- 2857 Просмотров
- Обсудить
ГАПОУ СО "Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса", преподаватель русского языка и литературы.
Культурологическая составляющая языкового образования в системе СПО
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества. Образование играет ключевую роль в духовно-нравственной консолидации общества, поэтому Законом Российской Федерации «Об образовании» установлены основные принципы государственной политики в области образования:
-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-единство федерального и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Начало 2002 года ознаменовано выходом в свет Концепции модернизации российского образования – документа, определяющего основные направления, цели и содержание российского образования.
Модернизация (от англ. Modern – современный) – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.
В чем же эти изменения?
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования определяет новую школу как важнейший фактор социокультурной модернизации российского общества. В Концепции сформулирован социальный заказ как система общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Образование – не замкнутый в себе мир, оно определяется соответствующим типом культуры и меняется вместе с изменением культуры.
Усиление внимания к проблемам взаимосвязи образования и культуры обусловлено рядом факторов: расширение связей между государствами, осмысление феномена культуры как явления, пронизывающего все сферы социального бытия, становление гуманистической парадигмы в качестве доминанты социокультурного процесса.
Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее важных при изучении общества, так как позволяет комплексно и с гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни.
Необходимость изучения данной темы обусловлена тем, что основной целью современного образования выступает подготовка не просто высокопрофессионального специалиста в той или иной области, а «человека культуры», способного и готового к существованию в обществе, основанном на гуманистических демократических ценностях, общению и сотрудничеству с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, культур.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности. Также это-человек культуры, свободная духовная личность.
Среднее профессиональное образование - промежуточный этап между школой и высшим образованием. 15-18 лет-наиболее сложный период в формировании личности. В этот период у подростков развивается лучшее восприятие таких концепций как мораль, объективность, сочувствие. Подросток пытается ответить на вопросы "Кем являюсь я?" и "Чего я достиг?». Именно в этот период важно продолжать развивать сформированные в семье и школе навыки общения, культуру общения, речевой этикет, воспитывать чувство патриотизма.
По мнению Л.С.Выготского, обучение – движущая сила развития. Именно благодаря обучению развиваются высшие психические функции (логическая память, аналитическое мышление и др.). Это не передача знаний, умений и навыков. Смысл обучения состоит в том, что в процессе обучения ребенок (учащийся) становится способным овладеть своим поведением. Когда мы учим ребенка писать, мы способствуем развитию письменной речи, тем самым помогая овладеть процессами мышления.
Безусловно, важная роль принадлежит организации образовательного процесса. Новые Федеральные образовательные стандарты предусматривают изучение не только дисциплин, необходимых для получения профессии. Изучение литературы, русского языка, культуры речи, истории, философии способствует формированию мировоззрения, духовному развитию учащихся.
Усиление культурного статуса образования диктует необходимость в педагогических кадрах, способных реализовать культурную направленность образования. По мнению А.П.Валицкой, учитель-«…человек, работающий по призванию, альтруист по направленности характера, способный к самокоррекции и нравственному совершенствованию».
В основе современных «культуроссобразных» концепций лежит новый взгляд на роль социума в становлении языковой личности, осознание неразрывности связей в триаде язык-культура-общество. Особое место в этом процессе должно быть, без сомнения, отведено родному языку. Родной язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его вживании в культуру. Язык является сильнейшим средством воспитания. Усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в нем, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, приобретает навыки общения в разных ситуациях.
Культура речи – основа общей культуры личности, базовый компонент коммуникативной культуры. Общение современной молодежи сегодня очень динамично, отличается сложностью и противоречивостью. Подростки имеют возможность выбирать темы общения по собственному желанию, но часто оказываются не готовыми к осознанному выбору предмета общения, способствующего полноценному формированию личности. Не обладая устойчивыми интересами положительной направленности, юноши и девушки охотно перенимают далеко не лучшие модели общения. Поэтому уроки культуры речи призваны формировать правильную модель поведения и общения в разных ситуациях. В качестве элементов урока возможно использовать проблемные ситуации, разыгрывание отдельных ситуаций с последующим анализом, подготовка сообщений с привлечением учащихся других отделений и др.
На уроках культуры речи необходимо работать над воспитанием толерантности, одной из функций которой является культуросохраняющая, т.е. обеспечивающая сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
Студенткой техникума Гладышевой Светланой под руководством преподавателя русского языка и литературы Е.Б.Кудряшовой было проведено исследование культурных традиций и обычаев славянских народов в их историческом развитии. Работа была построена на связи истории и отражении традиций и обычаев славян в произведениях русских писателей (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой).
Саратовская область – многонациональный и поликонфессиональный регион. Следуя принципу культуросообразности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания учащегося. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в учащихся умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
В соответствии с концепцией «культуросообразности» важны и необходимы интегрированные уроки.
В 2009 году в рамках предметной недели по истории преподавателями Кирпичевой Г.М., Кудряшовой Е.Б., Ладяевой Е.В. был проведен интегрированный урок, посвященный теме Гражданской войны. Учащиеся узнали о значении Гражданской войны в истории нашей страны, как исторические события тех лет отразились в литературных произведениях XX века, какова взаимосвязь исторических событий и законов развития общества.
Данный урок способствовал осознанию учащимися целостности изучаемых дисциплин (история, литература, обществознание), ощущению себя полноправными членами общества.
В системе среднего профессионального образования отсутствуют уроки краеведения, но важно продолжать развивать интерес к родному языку, воспитывать чувство патриотизма и любви к «малой родине» и у учащихся СПО.
В нашем образовательном учреждении работает кружок краеведения (Руководитель – Кирпичева Г.М., преподаватель истории), в рамках которого ведется поисковая и исследовательская деятельность. При подготовке к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне ребята с огромным интересом изучали роль женщин в войне, их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, в частности героическую деятельность нашей землячки М.М.Расковой.
С увлечением учащиеся выясняли факты открытия памятника Герою Советского Союза В.И.Осипову, героически погибшему в тяжелом бою. Итогом работы стало обобщение исторических фактов и написание очерка для участия в областном конкурсе творческих работ.
Элементы литературного краеведения на уроках русского языка можно использовать как работу с готовым текстом (саратовских авторов): определить стиль и художественные особенности текста, выявить лексические, грамматические и стилистические особенности. При анализе любого текста акцент делается на то, что автор-наш земляк, на его место в истории области и России.
Культурологический компонент обучения позволяет решать важную воспитательную задачу — воспитание личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему культурных ценностей.
Формирование межкультурной компетенции предполагает развитие и саморазвитие учащегося как личности, готовой к диалогу культур, открытой как для своей (родной) культуры, так и для других культур. Это и основа для формирования национального самосознания, для развития способности видеть собственную национальную перспективу, средство обогащения духовного мира личности, что непосредственно соотносится с целями обучения, поскольку приобретает в настоящее время огромное воспитательное значение. В связи с этим культурологический аспект становится неотъемлемым и важным компонентом содержания обучения в СПО.
Культурологически направленное обучение на уроках русского языка осуществляет не только практическую цель, но и воспитательную (понимание важности языка, формирование оценочно-эмоционального отношения к миру); развивающую(развитие творческой деятельности, развитие умения дальнейшего самообразования) и образовательную. Поэтому необходимо продолжать формировать у учащихся ценностное отношение к языку, раскрывать его как отражение социокультурной реальности, как культурный феномен.
Особая роль в культурологически ориентированном обучении отводится преподавателю - он не только проводник в культурно-языковую среду, но и равноправный с учащимся партнер в исследовании культурных особенностей. Создается атмосфера доверия, терпимости, уважения не только к национально-культурным, но и к индивидуальным различиям.
Вопрос культурологической направленности образования требует глубокого осмысления и выработки педагогом определенной системы, направленной на ее реализацию.
Список литературы
1. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.
3. Валицкая А.П.Урок – событие в культуротворческой школе //Валицкая А.П., Антонова О.А., Жигалко Е.А. Урок как событие культуры.Сценарии: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005
5. Культурология: учебное пособие / под ред. О. Б. Феклиной; Уфимск. К90 гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2006.
6. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В.Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.Учеб. пособие.— Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999.
Интернет-ресурсы
http://pedagogika-cultura.narod.ru/
http://www.p-lib.ru/
http://pedsovet.org/
http://ypk.yspu.yar.ru/
http://mon.gov.ru/
http://yanko.lib.ru/
http://www.syntone.ru/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.