Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » » 2014 » Сентябрь » 24

Обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами

Архипова Надежда Николаевна,
БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж", заведующий методической службой, преподаватель.

Обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами


Аннотация:
В статье дается краткая характеристика направлениям развития кадрового обеспечения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Эффективность решения системой профессионального образования задач подготовки кадров для развивающейся экономики определяется способностью ее собственного кадрового корпуса наращивать свои компетенции: осваивать современную технику, новые производственные и образовательные технологии, быть мобильными на рынке образовательных услуг.
Развитие кадрового потенциала в соответствии с программой развития колледжа осуществляется по следующим направлениям:
I. Привлечение ведущих специалистов и опытных мастеров профильных организаций к процессу реализации профессиональных образовательных программ;
II. Стажировка преподавателей, реализующих дисциплины и модули профессионального цикла в профильных организациях;
III. Участие в реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
IV. Создание необходимых организационных условий для освоения новых образовательных технологий, развития профессиональных компетенций, обмена опытом, наставничества и осуществления методической деятельности педагогами колледжа.

I. Необходимость собственного профессионального опыта для преподавателя профессионального цикла признается и требуется государством на уровне образовательного стандарта среднего профессионального образования. Профессионалов должны готовить профессионалы.
Какие возможности есть у образовательного учреждения для обеспечения образовательного процесса квалифицированными кадрами за счет привлечения ведущих специалистов и опытных мастеров профильных организаций к процессу реализации профессиональных образовательных программ?
Во-первых, привлечение специалистов на основе трудовых договоров по совместительству для реализации одной-двух дисциплин или междисциплинарных курсов в соответствии с профессиональной квалификацией специалиста.
Во-вторых, возрождение системы наставничества, методического сопровождения педагогической деятельности привлеченного специалиста опытными педагогами, методистами. Помощь в работе с учебно-программной документацией, в проектировании учебных занятий, в выборе и реализации образовательных технологий.
В-третьих, целенаправленное повышение уровня квалификации привлеченных специалистов в преподавательской деятельности, сопровождение их в предаттестационный период и ориентация на достижение высоких образовательных результатов обучающимися позволяет обеспечить своевременное прохождение совместителями процедуры аттестации и создать условия для признания их квалификации в профессиональном педагогическом сообществе.
Реализация этих возможностей обеспечивается целенаправленными и скоординированными действиями преподавателей, руководителей методических комиссий (кафедр), методистов, администрации колледжа.
В целом, принимаемые меры позволяют обеспечить узкоспециальное профессиональное содержание образовательных программ квалифицированными кадрами и тем самым, создают необходимые условия для обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики.
II. Ежегодное обновление вариативной части основных профессиональных образовательных программ по результатам маркетинговых исследований, стремление к сближению номенклатуры и содержания профессиональных модулей требованиям рынка труда обуславливает перманентную необходимость процесса организации стажировок преподавателей.
Основой для достижения взаимовыгодного результата в обеспечении квалификации является социальное партнерство.
Согласно требованиям ФГОС СПО к условиям реализации образовательной программы, преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися дисциплин и модулей профессионального цикла, обязаны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Для выполнения данного требования в колледже создано необходимое нормативно-правовое и документационное обеспечение процесса стажировки: заключено более 100 договоров о социальном партнерстве и сотрудничестве с организациями и предприятиями города Нижневартовска, разработано Положение о стажировке педагогических работников БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» в профильных организациях, необходимые формы документов.
На основе анализа потребностей педагогического коллектива в обновлении содержания профессиональных дисциплин и модулей, ежегодно утверждается план-график прохождения стажировок преподавателями профессионального цикла. С целью ознакомления с современными объектами профессиональной деятельности, с новейшими технологиями в профильных организациях нами разрабатываются, согласуются с социальными партнерами и реализуются на предприятиях индивидуальные программы стажировок преподавателей.
Сроки стажировок определяются сроками учебной и производственной практики студентов, что позволяет на основании договора о социальном партнерстве одновременно направлять на предприятие студентов - для выполнения задач практики, а преподавателей – для совершенствования их профессиональных компетенций, знакомства с конкретным оборудованием, программным обеспечением, технологиями.
Таким образом, за 2013-2014 годы было организовано 45 стажировок в общеобразовательных организациях, дошкольных учреждениях, предприятиях гостиничного сервиса, туризма, в организациях-разработчиках программного обеспечения, сервисных предприятиях по конфигурированию и настройке компьютерного оборудования и программного обеспечения. Это позволило обеспечить соответствие требованиям ФГОС СПО кадрового обеспечения специальностей группы «Образование и педагогические науки», а также «Гостиничный сервис», «Туризм», частично - «Программирование в компьютерных системах», «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
III. В соответствии с актуальными требованиями экономики Федеральный государственный образовательный стандарт СПО предполагает реализацию модульно-компетентностного подхода как основы для формирования прикладных квалификаций специалистов среднего звена.
Образовательные результаты обучающихся формулируются в виде совокупности общих и профессиональных компетенций, составляющих заявленную в стандарте квалификацию. Изменение результатов образовательного процесса влечет изменение и средств их достижения (образовательных технологий) и средств оценки степени их достижения. Это обуславливает необходимость соответствующего повышения квалификации педагогического персонала.
Колледж участвует в реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Методической службой колледжа совместно со специалистами отдела кадров осуществляется:
- ведение банка данных о результатах повышения квалификации педагогических и руководящих работников; ведение базы данных о педагогических работниках колледжа на интернет-портале «Автоматизированная система управления повышением квалификации» (АСУПК) по следующим параметрам: формирование плана повышения квалификации педагогов и регистрация их на курсы повышения квалификации;
- анкетирование преподавателей колледжа с целью оценки профессиональных компетенций в рамках внедрения персонифицированной модели повышения квалификации.
За период 2012-2014 годы педагогические и руководящие работники прошли обучение по программам повышения квалификации актуальной тематики: «Инновационные технологии обучения в условиях внедрения ФГОС», «Технологии разработки основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ курсов, дисциплин, профессиональных модулей», «Технология экспертизы учебно-программной и учебно-методической документации, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС начального и среднего профессионального образования», «Проектирование системы оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных профессиональных образовательных программ», ««Использование активных методов обучения (АМО) в учебном процессе», «Организация внеаудиторной деятельности в образовательных учреждениях профессионального образования в рамках внедрения ФГОС: самостоятельнаяч работа обучающихся», «Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Воспитательная система как эффективный способ организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования ХМАО-Югры в условиях внедрения ФГОС» и других.
IV. В целях создания организационных условий, необходимых для освоения преподавателями новых образовательных технологий, развития их профессиональных компетенций, обмена опытом, наставничества и осуществления методической деятельности, в колледже созданы методические комиссии.
Методические комиссии объединяют преподавателей одного или нескольких предметных циклов, обеспечивающих реализацию образовательных программ одной специальности (группы специальностей). На заседаниях методических комиссий рассматриваются вопросы внедрения новых образовательных технологий, распространения успешного педагогического опыта, участия в научно-практических конференциях, выполняется анализ и обсуждение результатов экспертизы учебно-программной документации, вырабатываются предложения по формированию учебно-методического и материально-технического обеспечения курируемых специальностей, повышению качества образовательного процесса и его результатов.
Координацию деятельности методических комиссий осуществляет методическая служба колледжа.
Таким образом, обеспечение образовательного процесса квалифицированными педагогическими кадрами в колледже осуществляется планомерно, исходя из потребностей образовательного учреждения в целом и индивидуальных профессиональных запросов каждого члена коллектива.
Список источников:
1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, Москва, 2013
2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar