- 26.09.2014
- 3836 Просмотров
- Обсудить
Леснякова Татьяна Семеновна
ГБОУ СПО "Донской педагогический колледж", преподаватель.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ
Интерес к самопроектированию и построению жизненных планов в первую очередь обусловлен желанием управлять событиями своей жизни, контролировать их. Актуальность изучения влияния жизненных планов на качество жизни личности в настоящий момент определяется сложной социально-экономической ситуацией, когда зацикленность человека на трудностях настоящего приводит к серьезным внутриличностным и межличностным конфликтам. Неполноценность структуры личности (без ориентации на будущее) тормозит ее развитие. При этом только единство прошлого, настоящего и будущего в сознании человека обеспечивает его устойчивость в жизни, деятельности и общении. И, если категории прошлого и настоящего очевидны, то будущее может либо осознаваться вообще, либо восприниматься как неведомая фатальность. Такая позиция нашла свое отражение в много-численных поговорках, пословицах, крылатых выражениях «Чему быть, того не миновать», «Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах» «О будущем не загадывают» и т.д.
Профессиональное самоопределение, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности – проблема вечная, она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не уходило от вопроса «Кем быть?» и решало его на разных уровнях. Руководствуясь различными мотивами. Цитируя А.Н. Леонтьева «…личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие предполагает смешение потребностей на сознание…».
Каждый год сотни юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям во взрослой жизни. При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. И причины не только в закрытости рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что нередко у молодых людей, выпускников школ бытует мнение, что приобщение к профессии выступает всего лишь как «передача-прием» профессиональных знаний, умений и навыков. Однако, в действительности дело обстоит далеко не так просто. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс.
Следует понять, является ли самопроектирование фактором, способствующим управлению своей жизнью и судьбой, могут ли быть выделены принципы организации человеком своей профессиональной карьеры. Значимым является также вопрос о том, каковы типичные личностные параметры, способствующие эффективному протеканию этого процесса: активность или пассивность, индивидуальность или стандартность и т.д. И, главное, пред-стоит выявить механизм превращения объективных обстоятельств в субъективный способ организации собственного профессионального пути на каждой из фаз становления и развития личности: на этапе получения начального, среднего или высшего профессионального образования.
Эмпирическое исследование вопросов, связанных с самопроектированием профессиональной деятельности, проведенное в Азовском филиале Донского педагогического колледжа, позволяет утверждать, что за результатами диагностики выраженности профессиональных предпочтений стоят не только осознаваемые профессиональные интересы студентов, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии.
Ценностные и мотивационные детерменанты самопроектирования остаются ведущими на всех этапах профессионального становления будущего педагога. В психологии разработано достаточно большое количество методик, направленных на диагностику мотивов в профессионально-педагогической деятельности, терминальных и инструментальных ценностей молодежи, а так же индивидуально-личностных качеств профессионально значимых в педагогической профессии. По результатам этих методик проведен анализ ценностных ориентаций, мотивационного выбора и личностно-значимых качеств будущих педагогов. Усилия всего педагогического коллектива сводятся к оказанию студентам компетентной психолого-педагогической помощи в поиске профессии для себя и себя в профессии, и как следствие – профессионального самопроектирования как основы построения карьеры.
Результаты исследования убедительно доказывают, что 66% опрошенных считают денежный заработок наиболее желательным в профессиональной деятельности. У испытуемых высокие амбиции к продвижению по карьерной лестнице.
По анкете «Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других» были получены следующие результаты: 75% опрошенных поставили максимальные баллы и лишь 11% - минимальный. Удовлетворение от самого процесса и результата будущей профессиональной деятельности в большей степени интересует 94% испытуемых. По пункту «возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности» 95% опрошенных отметили высокий балл.
Анализ дифференцированных показателей мотивации профессионально-педагогической деятельности студентов демонстрирует следующую иерархию мотивов будущей профессиональной деятельности:
1. денежный заработок,
2. стремление к продвижению по работе,
3. стремление избежать критики и наказания со стороны администрации и педагогов,
4. стремление избежать возможных наказаний со стороны родителей,
5. потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.
6. удовлетворение от самого процесса и результата будущей профессии,
7. возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
Результаты исследования также показывают, что удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса будущих педагогов. Иначе говоря, удовлетворенность студентов избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешней отрицательной.
Кроме того, установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем нестабильности личности будущих педагогов. Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность будущих педагогов мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак», тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
Обращенность современного педагогического образования к личности будущего педагога как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии. Он должен четко представлять цель и задачи своей деятельности, ясно видеть пути профессионального становления. Не менее важно, чтобы он осознавал, что новой школе нужен новый учитель, который может и хочет работать с детьми, создавать условия для их гармоничного развития, который способен пробудить у учащихся желание учиться, потребность в саморазвитии и самообразовании.