☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2014 » Октябрь » 22 » Реализация преемственности развития научно-технического творчества молодежи через систему непрерывного профессионального образования
22:36
Реализация преемственности развития научно-технического творчества молодежи через систему непрерывного профессионального образования
Кузьмина Ирина Ильинична, методист по УИРС
ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский технологический колледж»

В последние годы все более актуальными становятся проблемы поиска ресурсов создания условий, способствующих эффективному управлению развитием технической творческой деятельности обучающихся.

Творчество изобретателя и рационализатора, научное и научно-техническое творчество, организаторские способности по внедрению достижений НТР особенно востребовано в наступивший сейчас период экономических кризисов и социальных потрясений.
Творческие способности и профессиональное мастерство специалистов становится главной производительной силой общества, и в целях преумножения достижений во всех областях науки и техники, необходимо планомерное и заблаговременное развитие у молодёжи творческого воображения, технических способностей, обучения методам научно-технического творчества.
Формирование и развитие научно-технического творчества молодежи реализуется системой непрерывного политехнического образования в довузовский период (основная школа, профильное обучение) и в условиях высшей школы, и состоит в открытии для обучающихся путей для личностного и профессионального роста.

Достижение целей непрерывного образования человека требует преемственности и многовариантности содержания общего и профессионального образования в соответствии с динамикой потребностей индивидуальной деятельности и общественной практики. На всех уровнях и ступенях, во всех звеньях непрерывного образования необходимо обеспечить развивающий характер обучения и воспитания, опору на творческую активность личности. С этих позиций рассматривается все содержание непрерывного образования. Этапы развития личности определяют соответствующие ступени и уровни непрерывного образования, требования и условия реализации его конкретных целей.
Общее среднее образование молодежи выступает как базовое для последующего развития личности, подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов.

Главная задача деятельности образовательных учреждений общего образования – дать ученику возможность развить свой потенциал в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
В 2002-2006 гг. автором было проведен эксперимент, в ходе которого была доказана его эффективность и практическая значимость. Был апробирован комплекс мероприятий, новых форм и методов по активизации научно-технического творчества учащихся через исследовательскую и проектную деятельность учащихся на базе Сунтарского республиканского политехнического лицея-интерната.

Создание научного общества учащихся «Фантазия и творчество» (НОУ «ФанТ») со своими традициями, уставом, девизом. В технологии саморазвития личности задачи НОУ становятся определяющими.
Проведение в начале учебного года ежегодного социологического опроса с целью изучения мнения педагогического, ученического и родительского коллектива по привлечению учащихся к учебно-исследовательской деятельности.
Привлечение к членству в НОУ всех лицеистов 5-11-х классов (первой, второй и третьей ступени общего образования) для большего охвата учащихся исследовательской работой без учета возрастной категории.
Создание научных секций НОУ на базе всех предметных и структурных подразделений лицея (ЦДО и НИТ, УПМ, пансиона, медпункта).
Привлечение родителей к совместной работе по исследовательской и проектной деятельности учащихся как основного фактора в становлении творчески активной личности ребенка. Ежегодно в начале учебного года в лицее проводится общее родительское собрание с участием администрации, классных руководителей и лицеистов по их привлечению к данному виду деятельности. Здесь происходит обмен мнениями, и решаются основные проблемы и задачи для достижения поставленной цели. После проведения общего собрания, где ненавязчиво и грамотно необходимо направить родителей к участию в написании творческих работ их детей, совместно с классным руководителем в классах проводятся практические занятия для родителей по ознакомлению их с деятельностью НОУ. Автором, руководителем НОУ, даются рекомендации по выбору тем, оформлению и содержанию доклада, правилам работы с литературными источниками, по проведению исследований, экспериментов, методам учебно-исследовательской деятельности, оформлению стендовых работ, приемам защиты проектов и т.д. К деятельности НОУ привлекаются родители, которые работают специалистами в учреждениях и организациях, и готовы помочь своим же детям в написании учебно-исследовательских работ, докладов, проектов, т.е. совместным научным видом деятельности в различных областях науки.

Привлечение классного родительского комитета к деятельности, которая направлена на поиск новых форм и способов взаимодействия с родителями в формировании у детей гражданственности и патриотизма. Организация системно налаженной работы всего классно-родительского коллектива и распространение опыта его работы.
Введение автором специального курса «Юный исследователь» для 5-8-х классов с целью привлечения лицеистов младшего и среднего звена для раннего выявления наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и техники.
Введение специального курса по проектной деятельности «Исследования демографических проблем» по рассмотрению одной из актуальной социальной проблемы современного общества.
Разработка программы кружка «Технология публичных выступлений» и ее апробация с целью привития обучающимся коммуникативных умений.

Издание авторского учебно-методического пособия «Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников» и других дидактических материалов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Широкое использование проектной технологии в системе дополнительного образования и образовательного процесса в целом, и ее внедрение в систему профильного технологического обучения через деятельность Ресурсный центр профильного образования Сунтарского района, открытого на базе политехнического лицея.
Организация работы летнего учебно-производственного лагеря «Технология» с участием мастеров производственного обучения на базе учебно-производственных мастерских лицея по различным профилям (художественная резьба по дереву и бересте, металлообработка, огранка полудрагоценных камней, кузнечное дело, техника коллаж и др.) с целью все более широкого привлечения учащихся к проектной деятельности. Результатом работы профильного лагеря является сбор исторических данных для выполнения социальных проектов, сырья и материалов для изготовления будущих функциональных изделий. В рамках работы лагеря предусматривается организация выставок художественного и технического творчества среди населения района, встречи с народным мастерами и специалистами, мастер-классы с их участием, полевые выезды за сбором природных материалов (бересты, металлических отходов, речного песка и камней и т.д.), пленэры.
Проведение тематических проблемных внутрилицейских научно-практических конференций с целью формирования гражданственности и патриотизма подрастающего поколения (например, «По следам экспедиции Маака», «Вклад науки, техники, образования и искусства в победу ВОВ», «Вклад лицея в развитие дуального образования в Вилюйском регионе» и т.д.).
Проведение мероприятий научного характера разного уровня на базе лицея с широким привлечением школьников Вилюйского региона республики и ученой общественности с изданием сборников материалов конференций.

Активное участие лицеистов в научно-практических мероприятиях разного уровня, в том числе в рамках всероссийской социальной программы «Шаг в будущее» и республиканской «Одаренные дети».
Распространение опыта работы в Вилюйском регионе и Республике Саха (Якутия) через Ресурсный центр ИПКРО РС (Я) по профильному обучению по внедрению проектной технологии в обязательный минимум учебного плана.
Широкое распространение опыта работы по поиску путей и методов активизации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Несомненно, в современных условиях активное участие средней школы в формировании представлений у учащихся о научной деятельности имеет принципиальное значение. Без приобщения к ней школьников старших классов трудно решать задачу вовлечения студентов-первокурсников в техническое творчество, развивать их научную активность.

Главной задачей профессионально-технического образования, как важного звена непрерывного образования, является подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Основными структурами профессионально-технического образования молодежи выступают учреждения среднего специального профессионального образования (техникумы, колледжи), в которых ведется подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена по сложным интегрированным профессиям и группам профессий. Наряду с развитием профессиональной подготовки рабочих преимущественно на базе среднего образования, сохраняется возможность для молодежи получать профессиональное образование после окончания основной школы, а в учреждениях СПО, где имеются необходимые условия, — завершать общеобразовательную подготовку.

В настоящее время все большую актуальность приобретает понятие «ключевые компетенции», носящие общий, непредметный и надпрофессиональный характер. При этом термин квалификация и компетенция употребляются как синонимы. Формирование компетенций невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности. Преимущественной формой проявления самостоятельности обучающегося в профессиональном колледже является научно-техническое творчество молодежи, реализуемое через организацию исследовательской и проектной деятельности как процесс совместной работы студентов СПО, педагогических работников и родителей. Учебно-исследовательская работа позволяет эффективно использовать все виды самостоятельной деятельности обучающихся с широким охватом межпредметных и внутрипредметных связей, индивидуализирует обучение, воспитывает у обучающихся потребность в непрерывном самообразовании.
В практике работы Южно-Якутского технологического колледжа города Нерюнгри РС (Я), реализующего многоуровневую образовательную деятельность (среднее профобразование, профессиональную подготовку, дополнительное и дуальное образование), используются эффективные способы выявления скрытых в молодежи творческих способностей. Начинается она уже на первом курсе, когда обучающимся поручается подготовить небольшие сообщения по тем или иным темам изучаемых предметов и дисциплин, сопоставляя различные точки зрения. Постепенно задача усложняется, дополняется публичной защитой самостоятельно выполненных творческих работ по широкому кругу проблем.

Руководство и координацию учебно-исследовательской деятельностью обучающихся колледжа осуществляет Научно-методический отдел. Одна из основных задач научно-методической работы – это активизация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с целью развития их интеллектуальных и творческих способностей, создания новых возможностей для их профессионального роста и самореализации.

По инициативе автора с 2007 года начало свою деятельность Студенческое научное общество «Мысль и фантазия» (СНО «МиФ»), способствующее формированию исследовательских умений, предполагающих наличие у обучающихся развитого воображения, творческого мышления, восприимчивости к нововведениям, владения основными видами умственных операций в процессе профессионального обучения. К основным направлениям работы СНО отнесены: разработка проектов и тем исследований; удовлетворение потребностей членов общества в изучении интересующих проблем; участие в мероприятиях научного характера разного уровня.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 700 | Добавил: Александр
Всего комментариев: 0
avatar