☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2014 » Октябрь » 27 » Педагогика сотрудничества
22:59
Педагогика сотрудничества
Костина Марина Николаевна, преподаватель КГБОУ СПО ХПЭТ г. Хабаровск

Об идеях педагогики сотрудничества сегодня размышляют и спорят не только в школах, но и, во многих семьях. Как сделать студента соратником учителей в его же воспитании, равноправным участником педагогического процесса, а не противником, который упорно сопротивляется, не хочет ни воспитываться, ни обучаться? Ведь иной раз может даже показаться, что дети только для того и рождаются на свет, чтобы шалить, не слушаться и все делать на зло нам, взрослым. Конечно же, это не так. Но неумение учителя, плохая профессиональная подготовка, авторитарные установки, заставляющие его видеть в детях тех самых противников благих намерений педагога, становятся главной помехой. Мешающей им понять друг друга, стать соучастником педагогического процесса.

Идея сотрудничества стара как мир. Но мне она представляется чем- то вроде жар-птицы. С давних времен ее искали и старались поймать все, кто стремился приобщить ребенка к своим намерениям, кто добивался того, чтобы воспитываемый помогал воспитателю в его стремлении проявить в своем ученике лучшие качества и черты. Так поступали все знаменитые педагоги прошлого Песталоцци, Коменский. Ушинский.… А разве Макаренко и Сухомлинский своей практикой не доказали, что только в сотрудничестве детей и воспитателей можно получить самые желанные результаты?

Первый вопрос, который задает любой учитель: где та методика, которая помогает реализовать на практике идею сотрудничества, учитывая определенные жизненные условия и обстоятельства? Оставалось бы взять методику и приступить к работе. Но даже в разнообразном, богатом педагогическом опыте Сухомлинского в завершенном виде такой технологии нет. Идея живет и развивается в творчестве всех учителей, обогащаясь опытом ежедневных открытий и находок. И это не красного словца говорится. Я верю, что только учителю может открыться новое ценное в педагогике. Многие даже не замечают, что они, что- то открыли прием, способ, форму обращения с детьми.

В философии есть одно ценное понятие, которая дает возможность как бы заново взглянуть на очень старые идеи. Это понятие – момент истины. Порой истина теряет всякий смысл, если общественное мнение не работает в ее пользу. Настоящая наука, в том числе и педагогика, занимается не только открытием истин, но и должна влиять на общественное мнение, как говорится, заниматься его формированием, создавая атмосферу, при которой научны закономерности срабатывают. Касается это и идеи сотрудничества.

Мы ежедневно становимся свидетелями того, как сила вершит свой балл в школе. Сила и неуважение к ребенку. Вот потрясшие меня высказывания, услышанные из уст учителей в хабаровских школах: «Это не дети, а сплошные дебелы…», «Что ты мотаешь головой, как лошадь в жару», «Пойди в туалет и вернись человеком!». Я знаю, встречаются выражения и более оскорбительные, просто страшные. Так разговаривают с детьми люди, которые работают в школе, называют себя педагогами. И дело тут не только в отсутствии любви к детям. Причины намного серьезнее, в их основе издержки самой педагогики, в которой есть принципы, формы, способы, но нет уважения к детям. Отсюда антигуманные отношения. Не так давно я разговаривала с одним учителем. Размышляя над сложными общественными процессами, происходящими в стране, говоря о происходящем в стране, говоря о преобразованиях в нашей жизни, он сетует, что в системе воспитания и обучения (хотя уже три с половиной года прошло с начала школьной реформы) никаких заметных перемен не наблюдается. Тут надо понимать, что школа слишком сложный организм и есть вещи, которые простым декретом не изменишь. Требуется серьезная переоценка ценностей, по-настоящему глубокая перестройка. Требуется время, но.… Все-таки необходимо двигаться. В последнее время в печати немало сказано о слабой психологической подготовке учителя. А между тем без знания детской психологии решать на современном уровне сложные учебные и воспитательные задачи, овладеть идеей педагогического сотрудничества – невозможно. К тому же сегодняшняя школа в основном делает упор на обучение, вкладывает в ребенка знания, а вот развитием личности, скажем прямо, занимается недостаточно.

Что такое формирование личности? Это- развитие всех ее нравственных сил, способностей. И настоящий учитель всегда руководствуется, прежде всего, идеей общего развития ребенка. Он видит не только то, что ученик способен делать сегодня, но и его завтрашнюю перспективу. Обучение само по себе не ведет к развитию, если ребенок находится, по определению Л. Выгодского, в зоне уже достигнутых возможностей. Движение вперед начинается, когда ему предлагаются задачи более сложные, задания с опережением. Если сам ребенок не в состоянии справиться с трудностями, если ему нужна помощь взрослого и учитель ее предлагает, в таких отношениях и рождается педагогика сотрудничества. В испытаниях, в преодолении трудностей происходит развитие. К будущему воспитанник начинает идти быстрее, с опережением.

К сожалению, современные учебники на такое сотрудничество взрослого и ребенка совершенно не рассчитаны. Вглядитесь, вчитайтесь в них, и вы заметите, как эти «помощники в учении » авторитарны и альтернативны – в плохом смысле этого слова. Создается впечатление, что их писали очень рассерженные люди, которые не любят детей, которым дети безразличны, и потому их отношение к ребенку я бы определила так: хочешь – учись, а не хочешь – скатертью дорожка, уходи от меня. И эту интонацию безразличия ребенок улавливает с ходу. Ну как тут не забросить такую непривлекательную книгу подальше. Да и мыслима ли иная реакция на учебник, который не призывает, не помогает, не показывает знания в хорошем и добром виде, а будто кричит, заставляет «Выучи!», «Обязательно повтори!» и так далее. А так бы хотелось, чтобы дети свои учебники любили, чтобы спешили узнать: «А что дальше?» Но такое не возможно, пока учебная книга не научится немного опережать учителя. К тому же и сам процесс обучения у нас – принудительный. Ведь никто и никогда не спрашивал детей, чему их учить. Хочешь, не хочешь, а изучать приходится все то, что взрослые посчитали нужным включить в программы.

Возможен ли иной подход? Безусловно. Главное – приблизить к потребностям ученика программы и учебник, предоставить ему право выбора. И тогда, я думаю, желание учителя и ученика обязательно пересекутся. Они смогут дружить, сотрудничать на почве общих интересов, станут соратниками.

И еще в связи со сказанным несколько слов о значении игры в реализации идей педагогики сотрудничества. Дети любят играть. Но взрослые считают, что это не всегда хорошо и даже не всегда им на пользу, особенно если не ко времени. А ребята не признают ограничений, сопротивляются им.

Мы говорим детям постоянно «Садись за уроки, иначе не пойдешь гулять». И желание поскорее освободиться, поиграть с другими ребятами так сильно, что дети решают задачи, учат стихи, что бы только поскорее оказаться за порогом дома во дворе среди друзей, в игре.

Вместе с тем игра - это не только свободный выбор, но и взятие на себя определенных обязательств. Ребенок должен подчиняться известным правилам, требованиям, в состоянии свободного выбора он тут же отказывается от некоторых своих прав, привилегий. Таким образом, игра – очень серьезное дело для воспитания. И если удается сохранить состояние, ощущение свободного выбора и в учебном процессе, то и дети не просто усваивают знания, но и учатся сотрудничать с учителем и друг с другом.

Идея сотрудничества в школе сегодня выходит на первый план. Ее момент истины, мне думается, ныне ощущают многие педагоги. Предстоит решить очень непростую задачу: с помощью педагогики сотрудничества дать каждому ученику возможность почувствовать себя соратником учителя, хозяином урока, хозяином школы, полноправным руководителем своего учебного труда. Это – очень важные шаги на пути осознания себя хозяином своей земли, своей собственной жизни. Осознания личности ответственности за судьбу страны.

Список используемой литературы:
1.http://www.firo/ru – словарь – справочник современного россий
ского профессионального образования/ авторы – составители: Блинов В.И.,
Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Р.
2. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. М.: Прогресс, 2007.389 с.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 589 | Добавил: Костина
Всего комментариев: 1
avatar
1 Костина • 04:11, 04.11.2014
Хорошая работа
avatar