- 30.10.2014
- 16391 Просмотр
- Обсудить
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Первоуральский металлургический колледж», г.Первоуральск
Среднее профессиональное образование: проблемы подготовки специалистов рабочих профессий
Предприятиям сегодня необходимы квалифицированные специалисты, владеющие достаточным уровнем теории и практики, адаптированные к условиям современного производства. Конкурентноспособными являются специалисты, проявляющие социальную зрелость, активность, способность адаптироваться в социуме и готовность к профессиональному росту и развитию [3].
Но часто бывает так, что образовательные учреждения, осуществляя подготовку специалистов в рамках действующих стандартов, оторваны от реальных условий современного производства. Студенты проходят учебную практику и выполняют практические работы по своей специальности на устаревшем оборудовании, год выпуска которых иногда датируется 60-70-ми годами прошлого века. После окончания учебного заведения выпускники, трудоустраиваясь на современное производство, сталкиваются со многими трудностями профессионального характера, которые влекут за собой и психологический дискомфорт. Процесс адаптации бывшего выпускника в новом трудовом коллективе также является одной из существующих проблем. Не секрет, что молодой специалист, обладая достаточным уровнем профессиональных компетенций, иногда сталкивается со сложными проблемами психологического характера. Нынешний выпускник зачастую не обладает необходимой гибкостью, поэтому требуется повышение адаптивности трудовых кадров и их непрерывное развитие.
Сложившуюся ситуация усугубляет низкая информированность молодежи о выбранной специальности. Студенты, не ориентированные на работу в промышленности, указывают следующие причины этого: низкая оплата труда, плохие условия и материально-техническое состояние предприятий, а также монотонность работы на производстве. Рабочие специальности являются малопривлекательными для молодежи, ее не устраивают условия профессиональной деятельности: устаревшие производственные технологии, низкая заработная плата, социальный статус в обществе, перспективы дальнейшего профессионального роста и развития как личности в целом и т.д. [2]. Именно по этим причинам резко снизился приток молодежи в колледжи и техникумы.
Большинство выпускников испытывают серьезные трудности в связи с особенностями профессиональной деятельности, связанными с социальными требованиями к специальности, еще сложнее протекает процесс адаптации к условиям современного производства. Это подтверждает то, что увеличился разрыв между целями обучения в образовательном учреждении и требованиями к деятельности на современном рабочем месте в условиях производства, оснащенного современным сложным оборудованием и уникальными технологиями.
Только в условиях реального производства, студент может целиком погрузиться в процесс и получить полное представление о выбранной специальности. В Российской системе образования согласно рабочим учебным планам в среднем профессиональном образовании студенты проходят производственную практику только на третьем курсе обучения. Таким образом, они попадают на производство только тогда, когда до окончания колледжа остается 1-1,5 года, и именно тогда многие из них начинают задумываться над правильностью своего выбора.
Отношение к профессии в целом, влияет и на эффективность учебной деятельности студентов и сказывается на общем уровне профессиональной подготовки. Удовлетворенность профессией — это показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии [4]. Низкая удовлетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров, а она, в свою очередь, приводит к отрицательным экономическим последствиям. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека.
Сегодня остра одна из самых насущных проблем в профессиональном образовании - разрушение традиций наставничества. Ведь наставником является не мастер производственного обучения в процессе учебы, а именно наставник на самом производстве, с которым студент регулярно решает все возникающие вопросы. Наставничество, по сути, является одной из форм адаптации, практического обучения и воспитания молодых работников в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, ответственности, позитивного отношения к труду и гордости за выбранную профессию
Сегодня в России только 20% занятого населения работает по полученной в образовательном учреждении базовой специальности, а 42% молодежи в первые же два года по окончании профессиональных учебных заведений меняют свои профессии [1]. Сложившаяся тенденция нарастает в связи с высокой технологичностью процессов в промышленной сфере, без работы в первую очередь оказываются лица с низкой квалификацией, узкой специализацией и низким общеобразовательным уровнем.
Рекрутинговая компания «Агентство контакт», проводившая исследование рынка выпускников образовательных учреждений по заказу агентства «Рейтор», пришла к выводу, что работодатель наиболее значимыми качествами для карьеры молодого специалиста считает первое профессиональное образование и опыт работы, полученный во время обучения [6]. Среди проблем, выявляемых при подборе специалистов, представители кадровых агентств выделяют недостаток опыта работы и связанную с этим нехватку практических знаний. Студенческая практика чаще всего является формальной и неэффективной, не дающей представления о том, что ждет выпускника на работе после окончания обучения. Многие преподаваемые программы на сегодняшний день основательно устарели (особенно это касается технических специальностей) и далеки от современного производства. Поэтому во многих компаниях приходится обучать молодых специалистов заново, используя при этом финансовые, кадровые и временные ресурсы. Практически во всех крупных компаниях, принимающих на работу молодых специалистов, существуют специальные корпоративные программы, целью которых является адаптация на конкретном рабочем месте.
В целом, обнаружены существенные недостатки в процессе подготовки специалистов технических специальностей СПО, основными из них являются следующие:
- в образовательных учреждениях осуществляется подготовка выпускников узкого профиля, что ограничивает их профессиональную гибкость, мобильность и трудоустройство;
- выпускники не обладают способностью адаптироваться к быстро изменяющимся условиям и требованиям современного производства;
- недостаточное взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования с промышленными предприятиями и различными государственными структурами муниципальной власти;
- потеряны многие ранее сложившиеся устойчивые связи работодателей с образовательными учреждениями вследствие нежелания их вкладывать свои финансовые ресурсы в подготовку специалистов, а также нередко встречается негативное социальное мнение о специальностях рабочий профессий.
На всероссийской конференции «Производительность труда и качество рабочей силы», проведенной Комитетом по социально-трудовым отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей (г.Москва, 2013год), ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов привел данные экономического мониторинга образования, проведенного по заданию Министерства образования и науки РФ. Развернутый опрос работодателей позволил выявить долю затрат на доучивание выпускников внутри предприятий. Эти расходы составили до 40% затрат на образование (частное, государственное). В других странах эта доля - 15-20%. Потери предприятий из-за того, что они изначально не участвуют в системе образования, но потом вынуждены вкладывать в обучение, достигают сегодня значительных цифр.
Российское образование должно совершенствовать систему своего развития и одним из приоритетных компонентов современного образования является расширение международного сотрудничества [5].
Для преодоления выявленных недостатков необходима разработка стратегии развития учреждений профессионального образования не только на основе передового опыта нашей страны, но и с учетом мировой практики развитых стран в данном вопросе.
Список источников:
1. Алтунина В.В. Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования: автореф. дисс…докт.пед.наук. 2012;
2. Ильмушкин Г.М., Михайлов А.В. Анализ проблемы подготовки специалистов рабочих профессий // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 3 – стр. 11-14;
3. Овчинников А.С., Кузнецов Ю.В. Трудоустройство — необходимый фактор в формировании набора на специальность // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденции: сб. матер. 11 межвуз. научно-метод. конф., апрель 2009 г. — М.: МГУП, 2009. — с. 147-151;
4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика, 2002. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://sbiblio.com/biblio/archive/psihologija_i_pedagogika/06.aspx;
5. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю., Даниленкова Г.Г., Ледванов М.Ю., Бизенкова М.Н. Новые педагогические парадигмы: вопросы дидактики и компетентность. Издательство "Академия Естествознания". 2012;
6. Федеральный экспертный канал UBO.RU. Электронный журнал об обучении и кадровом менеджменте «Бизнес-образование». Где готовят лучших специалистов или в какие вузы идти за карьерой? 27 января 2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ubo.ru.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.