- 16.11.2014
- 2949 Просмотров
- Обсудить
Изучение инженерной графики является неотъемлемым элементом подготовки студентов технических специальностей. Инженерная графика, как одна из учебных дисциплин профессионального цикла, является основной дисциплиной в подготовке специалистов среднего звена технического профиля. В каждом ее разделе имеется материал, который связан с содержанием других предметов и привлекается при их изучении. Поэтому особенно важно в процессе изучения инженерной графики обеспечить наглядную связь этого предмета с другими дисциплинами, профессиональными модулями, с будущей профессиональной деятельностью обучаемых. Такая координация поднимет значимость инженерной графики, будет стимулировать интерес к учебе и выбранной специальности.
Основной целью изучения учебной дисциплины Инженерная графика является развитие пространственного воображения, технического мышления студентов, интеллектуальных и творческих способностей, усвоение графического языка и формирование графической компетентности. Обеспечение высокого уровня графических знаний и умений предусматривает непрерывное совершенствование традиционных методик, в том числе за счет использования новых информационных технологий обучения.
Чертеж является одним из главных носителей технической информации, без которой не обходится ни одно производство. Умение читать чертежи и знание правил их выполнения и оформления – это условия успешного овладения техническими знаниями.
Усвоению любой темы должен предшествовать краткий, эмоционально яркий, образно-выразительный исторический экскурс, раскрывающий потребность появления, многовекового совершенствования графических методов и изображений .
Во всех случаях, где это позволяет содержание темы, необходимо раскрывать профессиональные функции инженерно-технических работников, дизайнеров, архитекторов, строителей и др., связанные с использованием графической документации. Необходимо формировать представления о современных условиях работы специалистов, в должностные обязанности которых входит создание графической проектно-конструкторской документации.
Цель обучения конкретизируется в следующих основных задачах:
• в изучении графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных графических методов, способов и правил отображения ее на плоскости, а также приемов считывания;
• в изучении способов создания трехмерных моделей деталей и сборочных единиц машинными методами;
• в формировании умений выполнять чертежи ручным и машинным способами, в усвоении правил чтения чертежей;
• в развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;
• в развитии творческого мышления и в формировании элементарных конструкторских умений преобразовывать форму предметов в соответствии с предъявляемым требованиями.
При этом особое внимание уделяется формированию умений анализировать форму, отображать ее на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел и моделей деталей.
Для развития пространственных представлений студентов необходимо всемерно разнообразить формы и функциональное назначение объектов, используемых на уроках инженерной графики, для изучения, анализа, отображения и чтения изображений.
Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обусловливают их расширенное использование. Прогнозируется, что около 80% информации в ближайшее время будет иметь графическую форму предъявления. Учитывая такую мировую тенденцию развития, среднее профессиональное образование должно предусмотреть формирование знаний о методах графического предъявления информации, что обеспечит условия и возможность ориентации социума в обществе.
Реализация принципа культуросообразности содержания предмета невозможна без ознакомления студентов с огромным пластом графической культуры. За многовековую историю в ее недрах был выработан графический язык делового общения. Изучение графического языка как синтетического языка, имеющего свою семантическую основу, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы в других странах мира, а также для продолжения образования.
Большое значение графический язык приобретает в рамках модернизация образования Российской Федерации, которая тесно связана с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Решить поставленные задачи невозможно, если среднее профессиональное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки выпускников.
Поскольку СПО готовит выпускников, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, построенном на системе рыночных отношений, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.
Кроме этого, графическая подготовка создает условия качественного усвоения других предметов учебного плана, обеспечивая пропедевтику некоторых из них, а также позволяет выпускникам активно проявить себя в проектной и конструкторской деятельности.
Все перечисленное показывает необходимость рассмотрения графического образования как обязательной составляющей содержания среднего профессиоального образования, отвечающей принципам гуманизации, гуманитаризации, культуросообразности, обеспечивающей коммуникативное и технологическое образование студентов.
Назначение предмета Инженерная графика в системе среднего профессионального образования состоит в развитии пространственного, логического, абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности, внимания, в формировании пространственного воображения и пространственных представлений, в обеспечении политехнической и графической грамотности, в знакомстве с началами проектирования и конструирования.
Развитие теоретических основ начертательной геометрии, инженерной графики и других смежных наук расширило способы получения графических изображений. Наряду с ручными широкое применение нашли компьютерные способы формирования графических изображений, составления проектной документации. Использование новых информационных технологий обеспечивает создание, редактирование, хранение, тиражирование графических изображений проектной документации с помощью различных программных средств, а также возможность передачи их посредством коммуникационных сетей (местных и глобальных).
Сегодня компьютеру отводится роль помощника преподавателя, который облегчает процесс развития пространственного воображения у студента и способствует закреплению пройденных тем, проведению контрольных опросов, демонстрации динамики решения задач .
Часть заданий студент выполняет с помощью лицензионного графического пакета КОМПАС ЗБ У8. При поэтапном построении любого узла студент может четко проконтролировать всю сборку узла и состав любого узла. Выполняя подобные чертежи, студенты не только развивают пространственное воображение, но и приобретают навыки будущей специальности, знакомясь с конструкциями деталей и узлов
Внедрение информационных технологий в обучающий процесс открывает новые перспективы и дает качественно новые возможности для преподавателя и студентов.
Различные виды активизации внимания студентов позволяют глубже усвоить предмет, прививают интерес к более глубокому изучению графики, дают ключ к изучению спец. дисциплин и овладению будущей профессией.
Построение и демонстрация презентации, красочной, динамичной, с большим объёмом графической информации, позволяет воздействовать на зрительную и эмоциональную сферу сознания студентов, представляя учебный материал большим блоком, который идёт в подсознание. Это является гарантией лучшего запоминания учебного материала.
Различные виды тестовых опросов тренируют закрепление нового материала, позволяют динамично осуществлять обратную связь преподавателя со студентами, вырабатывают навыки чтения чертежей, развивают общую графическую культуру студентов.
При работе с учебным материалом необходимо делать акцент на интегрирование и дифференцирование знаний по различным предметам. Картина окружающего нас мира отражена как в зеркале в различных науках, но зеркало распалось на отдельные осколки. Задача обучаемых рассмотреть, изучить все учебные предметы, касающиеся приобретаемой специализации , а затем сложить из кусочков цельную картину мира, профессии. В некоторых курсах знания дублируются, повторяются, показывая, проявляя себя с другой стороны, описывая мир сточки зрения рассматриваемого предмета. Межпредметные связи необходимо находить и проговаривать вместе со студентами, восстанавливая целостную картину окружающего мира, учить выстраивать связи учебного материала с профессиональной деятельностью будущих выпускников.
Литература
1. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М.: Машиностроение, 1998. – 368 с.
2. Актуальные проблемы высшей и средней специальной школы, НИИ ВШ, вып. 10, 16 Экспресс-информация, М., 2000 - 16с. - 14с.
3. Андрюшина Т.В. Психологические условия развития пространственного мышления личности в графической деятельности. -Новосибирск: Из-во СГУПСа, 2000. 158с.
4. Атапов Г.А. Деятельный подход в обучении. Донецк, "ЕАИ-пресс", 2001. - 160с.
5. Вельтмапдер П.В., Голубев В.М. Учебная машиностроительная САПР//графикон 94: Материалы конференции, Нижний Новгород -1994-с 163- 164
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.