Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2014 » Декабрь » 18

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках новых ФГОС

Михайлова Александра Владимировна
Преподаватель общественных дисциплин, стаж 15 лет, I квалификационная категория
Краевое государственное казенное образовательное учреждение 6 (КГК ПОУ 6)
"Гражданско-патриотическое воспитание в рамках новых ФГОС"
Данная работа рассказывает о построении гражданско-патриотического воспитания в нашем учебном заведении при реализации ФГОС. Обосновываются цели, задачи и ожидаемые результаты реализации данной программы.

В начале третьего тысячелетия одной из главных задач, стоящих перед нами в процессе формирования демократического общества и правового государства, является задача воспитания личности, которая осознает свои гражданские права и свободы и уважительно относится к правам других людей. Воспитание уважения к правам человека определено в законе Российской Федерации «Об образовании» в числе основных принципов государственной политики в области образования.
Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, поскольку мы живем во взаимозависимом мире. Свидетельством тому является анализ документов принятых международным сообществом за последние десятилетия: Декларации прав ребенка (1959), Конвенции о правах ребенка (1989) и ряда других документов. В них провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы международные стандарты этой политики.
Сложность данной задачи обусловливает актуальность поиска оптимальных путей подготовки молодежи к современной жизни. Углубляющиеся социальное расслоение, деление общества на нетрадиционные для нашей ментальности социальные страны породили социальную напряженность, спровоцировали продолжающиеся межэтнические и межконфессиональные конфликты, являющиеся прямой угрозой целостности страны. Поэтому в условиях многонационального государства, какой является Россия, особую остроту приобретает проблема воспитания толерантности, уважения, умения находить истину через диалог, поскольку подрастающему поколению предстоит найти ответы на поставленные задачи оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов, функционирования национальных языков и национальных культур, сохранения национально-этнических компонентов духовной культуры.
Поэтому проблема воспитания гражданина, обладающего терпимостью к другим людям, рассматривается в контексте культурологического подхода, поскольку она не только актуальна для всех государств, но для России имеет особую значимость. Интегративное гражданско-правовое пространство при междисциплинарном подходе решает комплексно цели гражданского образования и воспитания как формирование уважения и терпимости к другим людям, терпимости к противоположной точке зрения, овладение правилами общественной полемики (т. е. формирование толерантности мышления), способствуют цивилизованному диалогу в обществе, а также участию каждого в обсуждении и выработке важных решений. Этому процессу в системе гражданского образования посвящаются интегрированные уроки разных предметов.
Важнейшей характеристикой образования и культуры является их многомерность, что ставит перед учебным заведением задачи по орга¬низации обучения, охватываю¬щего максимально возможное количество направлений и развития учащихся. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, терпимости культурных различий и либерального отношения к ним, культуры мышления, памяти, речи, в физическом и нравственном развитии, в эстетическом восприятии. Все это рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Решение этих задач связано с:
- повышенным уровнем со¬держания образования;
- применением нетрадиционных форм, методов обучения и контроля знаний учащихся;
- высоким качеством материально-технического и методического обеспечения;
- особенностями управления образовательным учреждением;
- обеспечением высокопрофессиональными преподавательскими кадрами;
- использованием новейших учебных технологий и средств обучения.
Гражданское воспитание осуществляется через нравственное, патриотическое и правовое воспитание и должно ставить перед собой следующие цели и задачи:
- Главной целью современного образовательного учреждения должно стать гражданское воспитание или формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы.
Задачи многогранны. На первом этапе необходимо:
- Создать условия для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества;
- Изучить нормы общественной жизни, законы, ее регулирующие, и деятельность общественных институтов;
- Познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;
- Воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;
- Расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность;
- Развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях;
- Познакомить учащихся с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей.
Проведение и реализация данных целей и задач позволит , в ближайшем будущем, получить положительные результаты:
- Реализация гражданско-патриотического воспитания позволит подчинить единой цели коллектив учебного заведения, что даст возможность функционировать ему в едином ритме;
- Повысить социально-гражданскую активность учащихся и уровень профессиональной подготовки педагогов;
- Способствовать демократизации учебной жизни.
- Формирование у учащихся основ планирования своей деятельности.
- Умение учащимися оценивать свои поступки, в соответствии с общепринятыми правами и обязанностями в учебном коллективе.
- Учащиеся научатся давать оценку своего участия в проекте.
- Приобретается опыт публичных выступлений.
- Повысится практический интерес к праву и к правовым институтам;
- Сформируется опыт гражданского поведения, толерантности, позитивного разрешения конфликтов;
- Снизится количество преступлений среди подростков в социуме;
- Активизируется участие детей в решении проблем на уровне города, республики; станут приоритетными ориентирами для формирования личности умения отстаивать свои права.
Гражданско-правовое и патриотическое воспитание на материале истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримости к врагам России.
Раскрывая цели исторического образования, отдельные авторы, отрицая воспитание патриотизма как одну из его целей, ссылаются на Запад - там де давно отошли от этого.
Во-первых, не употребить в сформулированных целях изучения истории слово патриотизм - не значит не воспитывать его на практике обучения.
Во-вторых, ценности Запада всегда отличались и отличаются от российских, сколько мы бы ни говорили, что надо жить только по общечеловеческим критериям.
В-третьих, в России с древнейших времен патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д. Какой же смысл отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз, в самые опасные годы испытаний, спасавшего наше Отечество?
В японских учебниках истории давно записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи можно встретить в США, Китае и многих других странах. Причем, это не просто записи. В этих строчках заложена концептуальная линия воспитания детей.
В России на рубеже XX-XXI вв. учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркиванием некоторых достижений народа в различных сферах жизнедеятельности и т.д. Ни в одном из них не указаны даже праздники - государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми днями и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в воспитании.
Гражданское и особенно патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого.
Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся и студентов высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на известные издержки, не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. В этой связи необходимо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси - Рос¬сии - СССР - Российской Федерации, независимо от того, каким было государство - княжеским, царским, буржуазным или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромное уважение.
Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных иллюстрациях для подражания.
Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Гастелло и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, тем не менее, шли на смерть. Известный педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, но покорить нельзя».
Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.
Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества.
В этом направлении воспитания требуют исправления ошибки, допущенные соответствующими органами власти и некоторыми средствами массовой информации, активно внушавшими российскому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжелателей:
Какие силы относятся к враждебным для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто всячески и всесторонне (экономически, политически, экологически, идеологически и т.п.) подрывают устои России, наносят ей часто непоправимый вред.
Учитель, хорошо зная концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной жизни, заостряет нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на конкретных примерах показывает подросткам, юношам и девушкам «кто есть кто» и «с кем дружить, а с кем служить».
Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся.
Менее всего внутри проблемы воспитания патриотизма изучен и используется нравственный аспект.
В учебниках истории чаще не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т.д. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, С. Королева и других достойнейших сынов Отечества, они да¬леко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.
Историк СМ. Соловьев, писатель Ф.М. Достоевский, общественный деятель В.И. Ульянов (Ленин) - все желали поражения России в войне - Соловьев и Достоевский -в Крымской 1853-1856 гг., Ленин - в Первой мировой вой¬не 1914-1918 гг. Патриоты ли они? Нравственно ли посту¬пали?
Просветитель конца XVIH - начала XIX в. Н.И. Нови¬ков в 1812 г. «выкупал у крестьян французов, захваченных ими в плен, платя за них по рублю, лечил их, кормил, а по выходе неприятеля из Москвы - сдавал их французскому начальству, не требуя, конечно, вознаграждения» (Современники. Жизнь и деятельность Е.Р. Дашковой и Н.И. Новикова. - М., 1991. - С. 176). Насколько нравственным был поступок Новикова?
При разборе этих и подобных им примеров у учащихся складывается более достоверное представление о личностях, иногда даже происходит переоценка ценностей, но всегда остается соответствующий отпечаток в душе.
Раскрывая нравственные качества соотечественников, учитель стремится соотнести положительные из них с аналогичными качествами самих учащихся. Но «в лоб» эти качества не воспитаешь. Если попытаться взывать к разуму и душам учащихся фразами «а вот Петр I в твои годы...», «а вот Толстой в твоем возрасте...», «а вот Королев, когда ему было пятнадцать...», большинство учащихся либо не отреагирует на них вообще, либо подумает: «Я не Петр, не Толстой, не Королев. Я - Коля, императором или генеральным конструктором космических кораблей не стану, следовательно, и думать о качествах, присущих этим знаменитостям, нет смысла».
Если же учитель подходит к решению проблемы с несколько другой стороны, успех может быть обеспечен.
У Вани он отмечает огромную жизненную энергию, свойственную Петру I, Суворову, у Димы - изобретательность Кулибина, Королева, у Коли - аналитический склад ума Толстого, Менделеева и т.д. Пусть не у всех, но у кого-то из подростков положительный нравственный след в душе, все же, останется: еще бы, ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, может привести учащихся к потребности более глубоко изучить этих личностей. Как показал опрос, отдельные из юношей даже решили усилить выработку отмеченных в них на такой основе качеств.
Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является од¬ной из главных составных патриотизма.
Патриотическое воспитание не допускает проявлений превосходства своей нации над другими, шовинизма, шапкозакидательства и т.п.
Сегодня появились доселе неведомые для России формы проявления патриотизма. Как только, после некоторого спада, стал ощущаться рост чувства уважения к собственной истории, полки лотков и магазинов (увы, не книжных) наполнились бутылками, коробками, пакетами с этикетками исторического содержа¬ния. Не в учебниках истории, которые в абсолютном большинстве не имеют иллюстраций, а именно на таких этикетках учащиеся и студенты знакомятся с портретами Петра I, Николая II, К. Ворошилова, Е. Пугачева. На игральных картах неплохо изображены Екатерина I, Екатерина II, Анна Иоанновна, А. Меншиков. Герои Отечества красуются на шоколадных обертках. И даже курица на прилавке носит название «отечественная». Конечно, все это составляет историко-продовольственно-патриотическую безвкусицу, но историки, как это уже наблюдалось неоднократно, опаздывают (чаще им просто не дают возможности по материальным соображениям) заполнить пустоты в массовом историческом сознании российского народа, а следовательно, своевременно корректировать работу учителей в патриотическом воспитании учащихся.
Патриотизм обретает полную силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого в нем места. Каждый соотносит свои действия с пользой родной земле. Каждый - президент, подписывающий очередной указ, руководитель правительства, утверждающий очередное постановление, член Государственной Думы, голосующий за новый закон, предприниматель, производящий или закупающий продукцию для соотечественников, фермер, возделывающий землю, учащийся и студент, познающие науки, дума¬ют не только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде, но обязательно о будущем. Осознающие, что сегодняшние их деяния не выльются в бедствие завтра, - патриоты настоящие.
В нашем учебном заведении программа формирования гражданской позиции осуществляется через:
- отслеживание реализации воспитательных целей на уроке, внешний вид, организацию рабочего места, ведение конспектов, посещаемость;
- проведение предметных недель;
- проведение внеклассных мероприятий (классные часы, внутриучилищные мероприятия);
- тестирование, анкетирование (дифференциальный подход к учащимся);
- создание библиографической картотеки по формированию гражданской позиции;
- закрепление групп за ветеранами ПТО;
- введение факультативов и кружков: «Эстетика», «Творчество в моей профессии», «Познаем себя», «Этикет», «Секреты профессии» «Стрелковое дело» и т.д.
В училище постоянно проводятся анкетирования по выявлению формирования гражданской позиции. Анкетирование потребности школьников в знании и применении своих прав свидетельствуют, что 82% из них хотят не только сами изучать Конвенцию о правах ребенка, Закон об образовании, Устав школы, но высказывают пожелание об изучении этих документов их родителями.
Данная работа особенно значима для учащихся НПО и СПО. Декабрьские события в Москве 2010 года показали, что большинство участников националистических выступлений это учащиеся училищ и техникумов. Это, в свою очередь, показывает, что у данной категории молодых граждан существуют огромные пробелы в гражданско-правовом и патриотическом воспитании, что они восприняли извращенное и примитивное, «уличное» понимание любви к Родине. И сегодня, как никогда, необходимо усилить данную работу в профессиональных учебных заведениях.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar