Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2015 » Январь » 29

СМК в сфере СПО: мониторинг принципа ориентации на потребителя.

Беляева Татьяна Владимировна
Руководитель по воспитательной работе, стаж работы 3, 5 года
ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»
СМК в сфере СПО: мониторинг принципа ориентации на потребителя.
Аннотация: В связи с несформированностью понятия «качество среднего профессионального образования и внедрением систем менеджмента качества в образовательные учреждения СПО в статье перечислены этапы формирования системы менеджмента качества и приведены данные мониторинга работы образовательного учреждения в соответствии с одним из определяющих принципов построения СМК.
В последнее десятилетие получение высшего образования стало достаточно доступным. Рынок труда оказался перенасыщен специалистами с высшим образованием, что привело к резкому дефициту высококвалифицированных рабочих кадров и не могло не вызвать необходимости принятия срочных государственных мер.
Такими мерами стали действия по реформе системы образования. В течение последних 3-х лет был принят целый ряд документов, призванных в корне изменить ситуацию в сфере образования - проблема качества образования вышла за рамки педагогического сообщества и приобрела государственный статус.
Необходимость государственного контроля качества образования определяет и вступление России во Всемирную торговую организацию, вхождение в Болонский процесс: сoздание Еврoпейской сети oрганизаций кoнтрoля качества (ENQA), что подразумевает сертификацию образовательных организаций независимыми экспертами.
Необходимо учитывать, что область определения качества образования недостаточно изучена, а понятия о качестве среднего профессионального образования не систематизированы и не имеют сформулированного определения. Исследования в этой области достаточно разрозненны по своему содержанию, критерии качества образования в сфере СПО недостаточно определены. Теоретические подходы к понятию «качество» при оценке качества среднего профессионального образования неоднозначности, при этом активно внедряются системы менеджмента качества в образовательных учреждениях среднего профессионального образования на основе стандартов МС ИСО серии 9000. Наиболее популярной является модель СМК, основанная на ГОСТ 9001-2008, так как подходит для формирования СМК организаций, оказывающих услуги.
Для создания эффективной СМК рекомендуется выполнить следующие действия:
1. Провести внутренний аудит действующей системы;
2. Обучить сотрудников;
3. Разработать или усовершенствовать действующую СМК;
4. Внедрить СМК;
5. Сертифицировать СМК;
6. Поддерживать эффективность функционирования СМК.
Аудит существующей системы проводится с целью определения объема работ по доведению системы качества до требований стандартов ISO серии 9000.
Обязательный этап создания СМК - обучение сотрудников. Он необходим, прежде всего, потому, что персонал организации является и составной частью, и разработчиком, и пользователем СМК.
Проектирование (разработка) СМК - это самый трудоемкий процесс создания системы. Чтобы спроектировать СМК, рекомендуется выполнить следующие действия:
1. На основании отчета об анализе существующей системы разработать план создания системы;
2. Определить ответственность и наделить полномочиями руководителя проекта и представителя от руководства по системе качества;
3. Определить функции и ответственность постоянно действующей службы системы качества;
4. Разработать программу реализации проекта;
5. Определить и документально зафиксировать ответственность должностных лиц за процедуры или элементы системы качества.
6. Сформулировать "Политику в области качества".
7. Разработать процедуры системы качества. Это наиболее трудоемкий процесс, так как требует определения алгоритма выполнения, а затем формализации, при этом процессы должны не только отвечать стандартам качества, но и быть связанными между собой.
8. Сформулировать, принят и утвердить "Руководство по качеству".
Трудоемкость этапа внедрения СМК во многом зависит от подготовки персонала, ведь обученные и компетентные сотрудники способны реализовать процедуры самостоятельно.
Этап сертификации состоит из нескольких. Вначале аудиторы органа сертификации знакомятся с документацией системы качества организации и формируют отчет по итогам этой работы. Затем согласовывается план и осуществляется сам сертификационный аудит. В случае положительного решения органа сертификации, организация получает возможность внести регистрационный взнос и получить желаемый сертификат. Необходимо отметить, что в России практически не встречаются проекты создания СМК без задачи ее последующей сертификации.
Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность предприятия, что является немаловажным стимулом к ее созданию учреждениями среднего профессионального образования.
На примере ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный колледж профессиональных технологий экономики и сервиса» рассмотрим результаты внедрения системы менеджмента качества, так как этапы, применяемые в разработке и внедрении в образовательных учреждениях не различаются принципиально. Необходимо поддерживать СМК в рабочем состоянии после получения сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. То есть регулярно проводить аудиты, коррекцию отклонений и стремиться к постоянному повышению.
Проанализируем сложившуюся систему менеджмента качества в колледже в соответствии с одним из восьми основных принципов менеджмента качества, которые призваны обеспечивать основу для управления улучшениями.
Ориентация на потребителя - это очень важный параметр, так как он является определяющим для всего понятия «качество». Потребителями образовательной услуги колледжа являются не только абитуриенты, но ив последующем работодатели, так как в соответствии со стандартом 9001-2008 результат одного процесса (выход) может стать началом другого (входом). Как раз на этом этапе выпускник(продукция, обладающая определенным качеством) становится ресурсом на входе другого процесса, и его потребителем становится работодатель, что и определяет ценность продукции, производимой образовательными организациями. Необходимо рассматривать в качестве потребителя и обучающихся (и лиц, родителей и других, финансирующих обучение), и работодателей (в том числе ВУЗы, организации и другие структуры, заинтересованные в этом продукте).
По результатам ежегодное анкетирования студентов I курса, было выяснено, что по настоянию родителей поступает учиться в колледж около 27%, по рекомендации и отзывам друзей и знакомых – около 63%, остальные приходят учиться, получив информацию из рекламы или в результате профориентационной работы школ (около 9%). Родители 20-25 % студентов являются бывшими выпускниками колледжа, 50-52% родителей приняли решение об учебе детей после посещения Дня открытых дверей. Студенты отмечают доброжелательное отношение преподавателей, насыщенную образовательную программу, качественную, хорошо организованную практику по профилю будущей специальности, разнообразную и интересную внеучебную занятость. В своих планах более 87 % студентов рассчитывают получить качественное, востребованное образование, возможность работать по выбранной специальности с достойной оплатой труда, но в то же время более 60 % планирует продолжить образование, а примерно 13 % студентов точно знают, что не будут работать по получаемой специальности, но считают, что они получают перспективное образование, которое может стать успешной стартовой площадкой для других видов профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что в течение последних 5 лет (с 2010 г.) колледж выполняет контрольные цифры приема и поддерживает уровень снижения контингента не более 2 % (в расчете здесь и далее не учитываются студенты, призванные в Российскую армию, находящиеся в академическом отпуске, переведенные в другие учебные заведения и т.п.). Прирост контингента составил примерно 17 % (от 576 студентов и обучающихся в 2011 -2012 уч. году до 674 чел. в 2014-2015 уч. году), не смотря на уменьшение количества профессий и специальностей, по которым предоставляются образовательные услуги. Эта цифра отражает прирост контингента по основным образовательным программам, без учета обучающихся по программам дополнительного образования. В колледже открыт Центр профессиональных квалификаций, обеспечивающий высокий уровень предоставления образовательной услуги по программам дополнительного образования. Но, несмотря на это, в целом количество обучающихся по программам дополнительного профессионального образования остается примерно на одном уровне. Необходимо отметить, что, хотя колледж и создает, в силу своих ресурсов, благоприятное пространство для потребителя услуги, но ему достаточно сложно прогнозировать контингент будущих студентов в отношении базового уровня знаний и профессиональной ориентации. Примерно 30-35% поступивших студентов имеют представление (весьма расплывчатое) о выбранной специальности, поэтому заботу о профессиональной ориентации первокурсников берет на себя колледж. Также сложно планировать количество обучающихся по программам дополнительного образования из-за отсутствия централизованного мониторинга потребности предприятий города и области в квалифицированных кадрах данных специальностей и профессий. Рассматривая работодателей как потребителя можно ориентироваться на трудоустройство выпускников. По данным ежегодных опросов трудоустройство выпускников колледжа составляет 100 %. Это великолепный показатель, говорящий о востребованности и социальной адаптации выпускника, наличии у него необходимых качеств и определенный уровень знаний. Но, если рассмотреть другой показатель – трудоустройство по полученной специальности, то данные не очень утешительны. На примере базовой специальности «Технология машиностроения» процент трудоустройства составляет примерно 30-35 %, хотя явно прослеживается положительная тенденция: за последние 5 лет процент повысился с 18-20%.
Немаловажную роль сыграло внедрение системы менеджмента качества. В частности открытие Учебного центра профессиональных квалификаций (далее Учебный центр), заключение договоров о прохождении производственной практики на ведущих предприятиях отрасли Воронежской области, создание специальной программы получения высшего образования по специальности «Технология машиностроения» без отрыва от работы на ВМЗ выпускниками колледжа. Одним из важных показателей являются достигнутые договоренности о трудоустройстве выпускников 2014-2015 года и возможности прохождения преддипломной практики на предприятиях, куда выпускники придут работать.
В результате мониторинга определена достаточно серьезная проблема, являющаяся актуальной и для других образовательных организаций СПО – низкий процент выпускников трудоустраивается по полученной специальности. Возможно, это только проблема больших городов, где получение среднего профессионального образования становится своеобразной ступенькой для профессионального поиска выпускника.
Таким образом, проанализировав функционирующую систему менеджмента качества даже относительно одного из основополагающих принципов СМК, можно сформулировать проблемы, решение которых позволит улучшить результаты деятельности всей организации в целом и повысить качество производимой продукции – высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar