☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2015 » Февраль » 1 » Использование информационных технологий в процессе освоения обучающимися дисциплины "История"
15:50
Использование информационных технологий в процессе освоения обучающимися дисциплины "История"

Б.И.Костин
БПОУ «Саргатский индустриально-педагогический колледж»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»


Одной из тенденций современного образования является широкое использование информационных технологий, способствующих внедрению деятельностно ориентированной парадигмы, значительному расширению интеллектуальной деятельности обучающихся. [1: 17] Кроме того, освоение федерального государственного образвоательного стандарта среднего профессионального образования предполагает формирование у студентов такой общей компетенции, как использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности. [2: 5]

Информационная компетенция формируется при помощи реальных объектов (телевизора, телефона, компьютера и пр.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). В её структуру входят умения и навыки обучающихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире: самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. [1: 57]


Для того чтобы работа по освоению дисциплины велась успешно, преподавателю необходимо подготовить для студента соответствующую информацию, которая будет доступна и размещена в папке на рабочем столе компьютера учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин, включающей рабочую программу по истории; календарно-тематический план, в котором должны быть прописаны разделы и темы занятий, количество часов, сроки проведения, задания для внеаудиторной самостоятельной работы; планы – конспекты занятий, отражающие содержание и виды работ, вопросы и задания для практикумов и семинаров; презентации к занятиям; примерные задания для проверочных и контрольных работ, промежуточной аттестации по дисциплине. Это позволит студенту получить целостное представление о процессе освоения дисциплины, организовать планомерное её изучение даже в период непосещения занятий по объективным причинам, качественно готовиться к занятиям, текущей и промежуточной аттестации. Кроме того, такой подход преподавателя покажет наглядный положительный пример и подчеркнёт необходимость освоения информационных технологий студентом.

Работа по изучению какой–либо дисциплины неизменно сопровождается значительным документооборотом, как правило – на бумажных носителях, подготовка, корректировка, распечатывание, проверка и дальнейшее хранение которых вызывает ряд неудобств. Информационные технологии позволяют решить эту проблему. Например, если на занятии предполагается использование большого объёма раздаточного материала, то можно воспользоваться компьютерным классом и поместить необходимую информацию на рабочих столах компьютеров с последующей её проработкой студентами. Для создания такого раздаточного материала традиционно используются текстовые редакторы Microsoft Word или OpenOffice.org Writer, а для таблиц – табличные процессоры Microsoft Excel или OpenOffice.org Calc. Подобный подход может быть использован, например, при выполнении студентами конспектирования, реферирования, рецензирования с последующей сдачей работ в электронном виде на проверку преподавателю.


Освоение новой темы предполагает работу с иллюстративным материалом, в том числе – картами, портретами исторических деятелей, репродукциями картин, схемами, диаграммами и пр., которые можно демонстрировать при помощи обучающей презентации, выполненной с помощью программ Microsoft Power Point или OpenOffice.org Presentation. К созданию компьютерной презентации можно привлекать и обучающихся, которые могут подготовить фрагмент презентации по какому-либо вопросу изучаемой темы или сопроводить ею своё сообщение. При этом студенты учатся не только работать с программным обеспечением, но и с дополнительными источниками информации, в том числе – Интернет – ресурсами.
На этапе обобщения изученного материала, в рамках проектной и творческой деятельности, в процессе проведения конкурсов по истории необходимо привлекать обучающихся к созданию тематических публикаций: бюллетеней и буклетов,- с использованием настольной издательской системы Microsoft Publisher. Примером такой творческой работы может послужить конкурс буклетов к 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Такой вид деятельности способствует развитию познавательного интереса к дисциплине, проявлению творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, их самореализации.

В процессе работы над освоением дисциплины необходимо осуществлять контроль и самоконтроль уровня сформированности знаний и умений. Одной из таких форм является тестирование, в том числе – электронное, для создания которого можно использовать программы Indigo и MyTestX. Это даёт возможность для индивидуального и объективного контроля каждого студента: программа проводит проверку теста, выставляет отметку и выводит допущенные тестируемым ошибки на экран.


Большие возможности открывает перед педагогом и студентами использование интерактивной доски, которая позволяет использовать на занятии следующие виды работ:
1) выполнение заданий по тексту с выделением нужных понятий, утверждений, заполнением пропусков, заменой неверных утверждений;
2) работа с иллюстративным материалом;
3) решение кроссвордов;
4) систематизация и структурирование элементов (понятий, дат, событий и пр.) в таблицу, схему, алгоритм;
5) заполнение контурной карты;
6) тестирование;
7) просмотр и анализ учебных и документальных фильмов или их фрагментов.


Работа с интерактивной доской будет интересна обучающимся и позволит включить их в активную познавательную деятельность.
Таким образом, использование информационных технологий в ходе освоения обучающимися дисциплины «История» поможет не только сделать их работу разнообразной, творческой, но и в значительной степени усовершенствовать и оптимизировать образовательный процесс.


Список литературы
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учебное пособие.- Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 305 | Добавил: Borembo
Всего комментариев: 0
avatar