☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2015 » Март » 11 » Социально-педагогические аспекты формирования профессионального самосознания личности
12:28
Социально-педагогические аспекты формирования профессионального самосознания личности
Кравчук Татьяна Владимировна
Государственноеавтономное
образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский металлургический колледж»
педагог – психолог
г. Самара

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социального опыта личности с включением этого опыта в профессиональное - Я личности. Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Профессиональное самосознание - это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. Можно поставить основной акцент в профессиональном самосознании на познании и самооценке профессиональных качеств и отношении к ним. Это избирательная деятельность самосознания личности, подчиненная задачам профессионального самоопределения осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание включает - осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств - осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой - учет оценки себя как профессионала. Для понимания проблемы профессионального самосознания, необходимо учитывать особенности формирования самосознания с детства до старости Его главные характеристики связаны с внутренней смысловой устремленностью человека на создание этих результатов (продуктов труда, деятельности, общении, познания), которые принесут равное благо людям, обществу, человечеству в целом. Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека. В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.
Е.А.Климов предлагает более подробную группировку фаз:
• оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;
• адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней;
• фаза интернала — приобретение профессионального опыта;
• мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
• фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;
• наставничество — передача профессионалом своего опыта.
Е.М.Борисова, анализируя проблемы психологичес¬кого сопровождения на начальной стадии оптации, выделяет следующие ситуации:
1. Оптант обращается к психологу за подтвержде¬нием правильности выбора профессии. В данном слу¬чае важно проверить устойчивость профессиональных намерений. Для этого рекомендуется провести беседу о профессиональном плане, обратив особое внимание на соответствие интересов содержанию профессии, наличие резервного профессионального плана, сте¬пень продуманности путей приобретения профессии, адекватность оценки своих возможностей в овладении избранной деятельностью и т.д. Диагностические при¬емы следует использовать лишь в тех случаях, когда профессия, предпочитаемая оптантом, предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особен¬ностям. Результаты диагностики следует подробно об¬судить с оптантом, чтобы выявить, какой рабочий пост в наибольшей степени соответствует его индивидуаль¬ности и интересам. Возможны случаи, когда выявлен¬ные типологические особенности могут стать серьез¬ным препятствием для овладения профессией. Тогда психолог должен посвятить в эту проблему оптанта и постараться найти наиболее подходящие для него об¬ласти деятельности в русле избранной.
2. Оптант обращается за помощью к психологу, поскольку не обнаруживает выраженных интересов и способностей, которые могли бы помочь в ходе профес-сионального самоопределения. Такие ситуации являют¬ся наиболее сложными для психолога, требуют длитель¬ного времени (5 — 6 встреч) для того, чтобы добиться активизации процесса профессионального самоопределения оптанта. Самое главное — пробудить у оптанта интерес к проблеме своего будущего, что можно сделать при помощи разных приемов. В частности, интерес зарож¬дается после обстоятельного диагностического обследова¬ния, позволяющего обсудить со школьником его тесто¬вый профиль, психофизиологические особенности, чер¬ты личности. Как известно, старшие подростки и юноши очень чувствительны к оценке себя, поэтому следует создать обстановку предельной доброжелательности, подчеркивая положительные качества оптанта. Прин¬ципы гуманистической профконсультации здесь особен¬но важны, поскольку только полное принятие оптанта создает для него ситуацию комфортности, формирует доверие к консультанту. Сверхзадачей этого вида пси¬хологического сопровождения является пробуждение у консультируемого интереса к себе, своим возможнос¬тям, активизация процесса самопознания.
3. Обращение к психологу вызвано трудностями выбора профессии, которые обусловлены многообра¬зием интересов и способностей старшеклассника. Эта ситуация характерна для семей, где родители много внимания уделяют развитию личности и способностей ребенка, иногда упуская из виду ту линию развития, которая может иметь выход на профессию.
4. Ситуация связана с тем, что у оптанта наблюда¬ется расхождение между интересами и способностя¬ми. Такие случаи требуют особой тактики психологи¬ческой помощи. Позиция специалистов-психологов в этом случае однозначна: при выборе профессии сле¬дует в наибольшей степени следовать за интересами оптанта, поскольку его способности могут быть разви¬ты с помощью специального обучения, коррекционных мероприятий. Исключение — прямые ограничения психофизиологического характера.
5. Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей относительно про¬фессионального выбора. Проблема очень сложная, требующая тактичной работы со всей семьей. Здесь важно последовательно отстаивать интересы именно оптанта, исходя из его реальных возможностей и склон¬ностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка. Центральным моментом стадии оптации является выбор профессии. Психологически компетентное обес¬печение принятия столь значимого для оптанта реше¬ния обусловливает необходимость анализа возможных способов этого выбора.
Психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становле¬ния личности. Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопро¬вождения стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариан¬тов решений, опосредованных социально-экономичес¬кими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам.
Важнейшим положением данного подхода высту¬пает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного вы¬бора различных альтернатив профессионального ста¬новления необходимо научить человека выбирать, по-мочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
В психологическом сопровождении нуждаются прежде всего те люди, которые испытывают потреб¬ность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уров¬нем познавательной и профессиональной активности.
Цель психологического сопровождения - полно¬ценная реализация профессионально-психологическо¬го потенциала личности и удовлетворение потребнос¬тей субъекта деятельности. Главное - помочь челове¬ку реализовать себя в профессиональной деятельности.
Выделяются основные концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности:
• наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в про¬фессиональной жизни;
• необходимость для полноценного профессиональ¬ного становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны об¬щества;
• признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-про¬фессиональных функций;
• принятие личностью всей ответственности за ка¬чество профессионального становления и реали¬зации своего профессионально-психологического потенциала на себя;
• гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профес¬сиональной жизни.
Реализация функций психологического сопровож¬дения возможна при использовании личностно ориен¬тированных технологий профессионального развития:
• развивающей диагностики;
• тренингов личностного и профессионального раз¬вития и саморазвития;
• мониторинга социально-профессионального раз¬вития;
• технологий формирования психологической аутокомпетентности;
• психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;
• проектирования альтернативных сценариев про¬фессиональной жизни;
• личностно ориентированных тренингов повыше¬ния социально-профессиональной и психолого-пе¬дагогической компетентности;
• ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиографии);
• тренингов самоуправления, саморегуляции эмоци¬онально-волевой сферы и самовосстановления личности.
Таким образом, психологическое сопровождение — это технология, основанная на единстве четырех фун¬кций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на эта¬пе реализации плана решения. Чтобы выявить степень раз-вития этих способностей, можно использовать не только тесты специальных способностей, но и некоторые те¬сты интеллекта. Например, тест Р.Амтхауэра позволя¬ет получить тестовый профиль испытуемого по трем параметрам: выраженности гуманитарных, математи¬ческих и технических способностей. Профессиональное самосознание имеет четырехкомпонентное строение, включает в себя следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-целевой и операционный. Данные компоненты, наполняют содержанием вышеперечисленные представления о себе. Когнитивный компонент реализуется в самопознании. Процессы самопознания представляет собой познание себя в процессе общения человека с другими людьми, в процессе деятельности субъекта. Производя соотнесение знания о себе с социально-профессиональными требованиями и нормами, позволяет студентам определить свое место в системе общественных отношений. Совершенствование знаний о себе, постоянное обращение к своему «Я», помогает лучше адаптироваться к социальным условиям, отрегулировать свое поведение. Эмоциональный компонент проявляется в самопонимании - оценочное и эмоциональное отношение к себе, самоуважение и принятие себя. Развитие процесса самопонимания проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию. Самопонимание как процесс проявляется в формировании отдельных ситуативных образов и расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе. Мотивационно-целевой компонент реализуется в самоактуализации. Самоактуализация осуществляется через реализацию самого себя в профессии. Устойчивыми мотивационными образованиями являются личностные ценности. Операционный компонент проявляется в саморегуляции и управлении внешней и внутренней целенаправленной активностью учащегося. Выражается в целеполагании, устремленности в будущее, принятием ответственности за реализацию своих ценностей на себя. Позволяет выстраивать стратегию собственного профессионального роста, формировать активную профессиональную позицию личности.
Реализация себя в будущей профессии, возможно благодаря осознанному и осмысленному представлению о себе, представлению о своем идеале профессионала и построению стратегии своего профессионального роста в будущем.
Таким образом, одним из условий профессионального становления студентов является разработка программы психологического сопровождения развития профессионального самосознания.
Литература: 1. .Е.А. Климов, Введение в психологию труда ,1988г. с.64,199
2. А.К. Маркова, Психология профессионализма,1996г. с 49-54
3. К.М. Гуревич, Е.М.Борисова, Психологическая диагностика,1997г. с.185-187
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 788 | Добавил: Tata0186
Всего комментариев: 0
avatar