- 15.04.2015
- 1323 Просмотра
- Обсудить
учитель химии и биологии, классный руководитель 5в класса МБОУ школы №1 г. Серафимовича Волгоградской области
За последние годы, наверное, только ленивый не сетовал, прямо или косвенно, на бездуховность и ленность подрастающего поколения, косность и мракобесие всей системы образования в целом. Бесконечные споры о том, чем, например, современные дети отличаются от нас, когда мы были в том же возрасте или является ли новая школа источником движения вперёд – на мой взгляд, это спор ни о чём. Разве можно нам ограничить детей рамками своих знаний, чувств и эмоций, ведь они родились в другое время и живут в совершенно ином культурном и социальном фоне?!
Да, сегодняшние дети стали менее внимательными и уравновешенными, более нетерпеливыми и нетерпимыми; они быстро утомляются и возбуждаются, у них преобладает краткосрочная память; они более успешно общаются в социальных сетях, чем лицом к лицу. Поэтому и школа призвана быть сегодня иной. Учить по-другому, учить по - новому. Но не изменять истине – дарить ученикам радость познания и развивать у них навыки поиска знаний. Потому –то и столь неоднозначно воспринимаемые в обществе образовательные стандарты нового поколения –это, всего лишь, веление времени.
Говорят, что умный человек отличается от мудрого тем, что умный знает, как выбраться из проблемы, а мудрый знает, как не попасть в проблему. И еще одно важное качество мудрого человека - он может принять правильное решение в условиях дефицита информации и времени. Почему? Он знает общие законы, умеет думать и имеет огромный опыт и знания. В этом, наверное, и есть глубинный смысл, квинтэссенция образования вообще, вне зависимости от каких бы то ни было стандартов – старых или новых.
В этом году я стала классным руководителем первых выпускников начальной школы, нового поколения детей, которые прошли отрезок жизни в школе, четыре года работающей по новым ФГОС. Так какие же они? Спешу заверить, - с ними всё в порядке, принципиально ничем они от нас с вами в своё время не отличаются. Они также стремятся активно действовать, им присущи та же двигательная подвижность и большая энергия. Это жизнерадостные дети, отличающиеся впечатлительностью и восприимчивостью к эмоциональным воздействиям. Это сложившиеся, любознательные и активно познающие мир личности, которые быстро понимают суть вопроса, находят необходимые решения, проявляют требуемую инициативность, действуют с большим эмоциональным подъемом, не любят однообразной и кропотливой работы. Они умеют воображать и фантазировать, а значит, не боятся новых, нестандартных идей и решений. Они, как и мы, уважают и принимают духовно-нравственные ценности доброты, сопереживания, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства. Они владеют основами умения учиться, способны к организации собственной деятельности и готовы самостоятельно действовать, оценивать и отвечать за свои поступки. Они обосновывают свою позицию и высказывают свое мнение. Они стремятся найти свое место в классе и школе, выйти за рамки своего прежнего социального опыта, пытаются реализовать свои возможности и потребности. Чего только стоит их инициатива создать систему клубов по интересам внутри класса!
Утверждают, что в уме — счастье, но, к сожалению, чаще всего бывает «горе от ума». Почему? Потому что путь интеллектуального совершенствования должен освещаться контролем над собой. А мысль надо культивировать путем самокоррекции. Разве это не рациональное зерно уже не новых стандартов? Разве эти характеристики не рушат сложившиеся стереотипы? Разве это не результат работы тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса – учителей, родителей и учеников?
Ведь сама по себе радость познания возникает достаточно редко. Условия, которые бы способствовали возбуждению и развитию познавательного интереса организует творческий тандем семьи и школы. Каким образом? Никаких секретов не открою - играя с детьми, читая как можно больше книг, а не отмахиваясь мультиками, делая поделки к праздникам, рисуя стенгазеты, путешествуя по культурным столицам, устраивая семейные праздники, стимулируя то, что заложено природой, вовлекая в музыкальную школу, спортивные секции или конный клуб, давая ребенку развивающие задания, предоставляя возможность углублённо изучать английский язык и познавать азы психологии, поощряя его труд на субботниках, мотивируя его на дальнейшие достижения участием в выставках, конкурсах, конференциях, концертах, мероприятиях,олимпиадах (шутка ли - 27 призовых мест по итогам интеллектуально-эстетического марафона!).
Все дети рождаются с природной способностью учиться. Но именно родители в первую очередь управляют развитием ребёнка. И, несомненно, в подавляющем большинстве случаев, родителям импонирует предлагаемая нашей школой программа опережающего развития для своих детей, которая обеспечивает и формальные атрибуты внешней успешной социализации, открывающей перспективы личностного роста, и внутреннее стремление к саморазвитию, когда отметка перестаёт быть пресловутой валютной купюрой на школьном и семейном рынках.
Вы когда-нибудь задумывались, дорогие читатели, почему вода тушит огонь? А ведь на самом деле она его не тушит, он сам гаснет. Вода лишь перекрывает кислород, нужный для горения. С детьми точно так же. В каждом из них горит огонек - это их идеи, стремления, желания. А окружающая среда - это вода, которая ограничивает возможности, вселяет неверие, и их огонек гаснет. Чтобы его сохранить, нужно добавить в воду нефти - силы воли, веры в себя, упорства. Огонь будет гореть на поверхности воды до тех пор, пока не сгорит вся нефть. Пока не иссякнет детская вера в себя и собственные силы. Огонь будет гореть!
"Свободный труд свободно собравшихся людей" ( читай – учителей, детей и их родителей) и ставит своей целью дать нашим детям самую большую внутреннюю силу – веру в себя. Потому что, по словам Экзюпери, самое непоправимое в воспитании – то, что «в каждом ребенке может быть убит Моцарт».
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.