Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2015 » Апрель » 22

ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА-ГЕОЛОГА

ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА-ГЕОЛОГА
М.В. Махонина,
преподаватель физической культуры,
ФГОУ СПО СОФ МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе
Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе техникума, в воспитании подрастающего поколения специалистов геологического и общетехнического профиля. Такое внимание к туристской деятельности, как важному средству воспитания, социализации обучающихся, формирования важных профессиональных и общих компетенций не случайно. Общеизвестно, что туризм способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека, а также исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. Занятия туризмом способствуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, приобретению прикладных навыков и умений ориентироваться на местности, преодолевать естественные препятствия и др. Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств. Важным аспектом является то, что туризм расширяет кругозор и обогащает духовную жизнь подрастающего поколения.
Опыт организации внеклассной работы среди студенческой молодежи с применением элементов техники пешеходного туризма и спортивного ориентирования, как командного вида спорта, стимулирует занимающихся на совместную деятельность и способствует пониманию важности сотрудничества, создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. Организация внеурочной деятельности студентов геологоразведочного техникума является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса и носит профессионально-прикладную направленность. Работа секции туризма для студентов-геологов носит не только спортивно-оздоровительную направленность, но и является одной из форм профессиональной подготовки студента: ведь специфика профессиональной деятельности по геологическим специальностям предполагает выполнение производственных задач в отдаленных, труднодоступных местах с нетронутой природой, в различных климатических и географических условиях.
Спортивная секция туризма Старооскольского геологоразведочного техникума имени И.И. Малышева работает по нескольким направлениям: техника пешеходного туризма; спортивное ориентирование. Эти виды туристской деятельности были выбраны в соответствии с предстоящей профессиональной деятельностью с целью приобретения прикладных навыков и умений, необходимых студенту-геологу. Очень важно, что вся работа ведется системно, а формы туристской работы по этим направлениям становятся традиционными и включают самые разнообразные элементы: соревнования по технике пешеходного туризма, соревнования по спортивному ориентированию, туристские походы, экскурсии, прогулки, слеты, полевые выезды, конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии (геофизик, гидрогеолог и др.)», уроки профессионально-прикладной физической подготовки с элементами туристской техники.
Особое место во внеурочной деятельности студентов занимают соревнования по технике пешеходного туризма, которые проводятся с целью: пропаганды здорового образа жизни и организации активного отдыха в студенческой среде; развития и совершенствования умений действовать согласно сложившимся ситуациям посредствам упражнений профессионально-прикладной направленности; воспитания коллективизма, самостоятельности, активности. Как правило, данные мероприятия проходят по определенным программам, включающим в себя основные этапы: преодоление различных препятствий («гать», «маятник», «бурелом», преодоление заболоченного участка по кочкам, переправа по заранее уложенному бревну без страховки, переправа по заранее уложенному бревну с использованием перил, подъем, траверс по травянистому склону без страховки, транспортировка пострадавшего, определение топографических знаков по карточкам, определение высоты предмета, определение азимута на предмет, определение высоты склона, определение сторон горизонта по часам и солнцу, выполнение задания по краеведению, вязка туристических узлов, разведение костра, установка палатки, укладка рюкзака и др.). Что касается спортивных соревнований по ориентированию, их основу составляет прохождение маршрутов с помощью карты и компаса. Нами используются следующие виды соревнований: ориентирование в заданном направлении, эстафета с ориентирование, прохождение маркированной трассы, ориентирование по выбору и др. Обязательно включаются отдельные задания: движение по легенде, азимутный маршрут, движение по обозначенному маршруту (нанесение уточнений на карту; поиск объектов с помощью карты; восстановление реквизитов карты и др.) В процессе подготовки к данным соревнованиям студенты учатся не только ориентироваться по карте, двигаться по азимуту, следовать легенде, но и сами занимаются топографией (составляют карты, легенды к ним, маркируют трассы) используя полученные знания на занятиях по топографическому черчению и др., а также опыт полученный во время прохождения учебной и производственной практики.
Кульминацией все внеклассной работы по туристской деятельности студентов всех курсов дневного обучения становятся конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», которые проводятся по итогам практики на получение рабочей профессии. В ходе данных мероприятий закрепляются знания по изучаемым специальным дисциплинам, закрепляются умения работать с различной аппаратурой в полевых условиях, оттачиваются навыки проведения топографических работ в уловиях приближенным к реальным, а навыки и умения по ориентированию и пешеходному туризму становятся важным средством решения конкретных учебно-производственных задач.
На основании всего изложенного можно сделать вывод: приобщение студентов к туристской деятельности – важное условие становления профессионала-геолога, поддержание интереса к выбранной профессии, воспитание коллективизма и самостоятельности в принятии решений.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar