- 23.05.2015
- 3835 Просмотров
- Обсудить
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2, г. Тайшет
Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.
Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. Как же организовать контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?
Прежде всего, необходимо научиться различать понятия «оценка» и «отметка». Оценка - это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь не точно, потому что…»). Оцениваться может любое, особенно успешное действие ученика.
Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы). Отметкой фиксируется (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знания.
И оценка, и отметка должна отражать достижения ученика. Поэтому учителю целесообразно отслеживать продвижение ученика по линиям развития личности.
В условиях современного образования существует множество технологий оценивания предметных результатов обучения. Школа имеет полное право либо применять уже готовую конкретную технологию, либо разработать свою собственную. Выбор зависит от материально-технических условий обучения, реализуемых УМК, специфики контингента учеников, педагогических кадров.
Исходя из условий, созданных в МБОУ СОШ №2 г. Тайшета, нами была выбрана для реализации Технология оценки учебных успехов (далее ТОУУ), разработанная творческим коллективом авторов образовательной системы «Школа 2100».
Цель данной технологии заключается в обеспечении на этапе контроля отражения принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100»
Основными задачами ТОУУ является:
• Определение того, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования.
• Развитие у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
• Ориентация ученика на успех, избавление его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создание комфортной для учебы обстановки, сбережение психологического здоровья детей.
Реализация технологии осуществляется в 4 этапа, охватывающих весь
период обучения в начальной школе.
На первом этапе реализации и учитель, и ученики привыкают различать понятия «оценка» и «отметка». Поскольку в первом классе обучение безотметочное, то вместо отметок используется только положительная, неградуируемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя. В нашей школе разработана структура рабочего журнала учителя. В журнале отражаются индивидуальные успехи каждого ученика по каждому предмету учебного плана. Кроме того, данный этап подразумевает оценку детьми своих действий, осуществленную по заданному алгоритму. На этом этапе разделение на уровни успешности не происходит. Одновременно с этим, учитель и ученики учатся оценивать каждое выполненное задание в отдельности, а не урок в целом. Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из ее заданий в свой рабочий журнал. Отметки в таблицу требований выставляются по пятибалльной шкале. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны). По результатам фиксации учитель составляет индивидуальную карту развития для каждого ребенка.
На втором этапе реализации ТОУУ не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось от них в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе обычных уроков. Время реализации данного этапа отводится, преимущественно, на период обучения во 2-м классе.
Во время реализации третьего этапа ТОУУ учитель и ученики определяют уровень задания, уровень успешности по признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание проверочной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, который они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель, разъясняет ученикам, что итоговые оценки и отметка (за четверть, полугодье) рекомендуется определять не за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Он высчитывается как среднее арифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. Реализация этого этапа происходит в третьем классе.
На четвертом этапе учитель дает детям возможность самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку. Оценка дается в баллах успешности, а перевод в отметку осуществляется по пятибалльной системе.
Таким образом, в результате реализации ТОУУ учитель большинство отметок выставляет в своем рабочем журнале. В официальном журнале, помимо названий, изученных тем, и посещаемости фиксируются только итоговые отметки. Все это в будущем позволит не только приобрести ученикам умения самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успехи». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к целям обучения и самой учебной деятельности.
Педагогический коллектив учителей 1-2 классов МБОУ СОШ №2 на данный реализует второй этап ТОУУ и пока еще рано судить о полученных результатах. Однако, уже сейчас, педагогами наблюдается снижение показателя уровня тревожности у учеников во 2-х классах, по сравнению с предыдущими учебными годами. В 1-х классах отмечено успешное прохождение периода адаптации. На основании, полученных данных, можно судить об эффективности применения данной технологии в нашей школе. Поэтому, целесообразным будет, продолжить ее дальнейшее внедрение в учебный процесс.
Литература
1. Безотметочное обучение: проблемы и опыт реализации: Сборник материалов/Сост., общ. ред., предисл. и коммент. А.Б. Воронцова, О.Б. Логиновой. – М.: АПК и ПРО,2004-96 с.
2. Евстигнеева М.Е. Оценивание образовательных достижений младших школьников./ Евстигнеева М.Е.// Сборник методических материалов для учителей начальных классов.-2009 – 54 с.
3. Калинина Н.В., Прохорова С.Ю., Горбылева А.Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006 – 120 с.
4. Сборник образовательных технологий «Школа 2100»/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Е.Л. Мельникова, О.В. Чиндилова. -Москва, 2008-160 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.