Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2015 » Август » 10

Комплекс выученной беспомощности как проблема профессионального образования

КОМПЛЕКС ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Меняется мир – меняется человек

Мир, в котором мы живем, становится все более сложным и непредсказуемым. Поскольку человек - отражательная система, сегодня человеку приходится решать многочисленные проблемы (профессиональные и личные). Жизнь многих людей превращается в сплошную череду стрессов, в ней стал присутствовать страх проиграть, не выдержать конкуренцию, отстать от все ускоряющихся темпов прогресса. Риск царит сегодня во всем: в выборе вуза, работы, супруга. Поэтому приспособление к жизни и нахождение в ней для себя достойного места требует от каждого человека все больших и больших усилий. А это, в свою очередь, предполагает наличие у человека нового комплекса качеств, которые не были востребованы еще в недавнем прошлом.

Глобальные процессы, изменившие нашу жизнь, требуют иного взгляда и на педагогическую проблематику. В контексте усложнения внешнего мира система образования должна стремиться к адекватному его отражению. Соответствует ли система образования этим требованиям?

Состояние педагогической действительности
Бесспорно, что наш завтрашний день во многом определяется сегодняшним уровнем образования и профессиональной подготовки. Следовательно, изменение целей и функций образования должны повлечь за собой трансформацию его содержания и подходов к его построению.
Однако, анализ качества профессиональной подготовки и содержания отечественных стандартов образования дает основание к размышлению, что пока основная задача образования – сохранение обучающихся в неведении относительно всей широты диапазона и глубины проблематики, стоящей перед человеком и человечеством. Думается, что это происходит от фундаментального непонимания педагогикой масштабов и темпов изменений, происходящих с человечеством. [2;17] Как следствие – неумение (а порой и нежелание) интегрироваться с современной проблематикой.
Актуальность этой проблемы постоянно растет. Многолетний педагогический опыт автора позволяет констатировать, что каждый выпуск будущих специалистов склоняет думать скорее о потерях, нежели о приобретениях в области их профессиональной компетентности.

Компетентность или беспомощность?
Компетентность предполагает не столько наличие специальных знаний, сколько особые способы мышления, которые и позволяют эффективно решать типичные проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности. Природа компетентности такова, что оптимальное решение профессиональных проблем возможно лишь при условии глубокой личной заинтересованности человека. Известно, что чем более высок уровень компетентности специалиста, тем в лучшей степени он может моделировать и оценивать последствия своих действий [1;3].
Модель профессиональной компетентности рассматривает жизненный путь человека как переход от умения решать ситуативные проблемы к надситуативной активностью (по В.А.Петровскому).

Следовательно, подготовка будущих специалистов к постоянному повышению своей профессиональной компетентности – основополагающая задача профессионального образования. Однако, достаточно спорно утверждать, что в современной педагогической реальности понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональное образование» являются синонимами. Для значительной части выпускников российских ВУЗов и ССУЗов, к сожалению, более характерным является состояние растерянности, пессимизма, неверия в себя и в успешность своей будущей деятельности.

Понятие профессионализма всегда связано с рефлексией над своей деятельностью, осознанием механизмов ее успешности.
Причины несоответствия качества профессионального образования требованиям времени полностью вписываются в теорию выученной беспомощности.

Выученная беспомощность
Чувство беспомощности знакомо каждому. Человек становится беспомощным, если он привыкает к тому, что от его активности ничего не зависит, что повлиять на неприятности он не может.
В некоторой степени у человека есть биологическое основание для чувства беспомощности. В отличие от животных, человек рождается без врожденных поведенческих схем. Более того, ребенок является беспомощным (не может выжить физически без помощи взрослых) примерно первые пять лет. Но избавление от детской беспомощности должно происходить к 15-25 годам, когда человек должен быть готов к полноценному вступлению в жизнь. [1;6] Но почему же порой этого не происходит? Налицо проблема выученной беспомощности.

Выученная беспомощность (lеarned helplessness, термин М.Селигмана) – это пассивность и безволие человека в любой проблемной ситуации. Состояние, которое возникает в одной ситуации, переносится человеком на другие (без логики связи). В результате человек перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые легко поддаются решению. Сегодня выученная беспомощность имеет тенденцию к распространению на все более широкий спектр ситуаций, и зачастую это становится своеобразной моделью поведения, жизненной стратегией. [1;4]
Выявлено, что «обучение» выученной беспомощности происходит в семье, школе и в ССУЗе, это явление приобретает все более массовый характер. [5;191]

Механизмы формирования выученной беспомощности в ССУЗе
• Выученная беспомощность формируется у студента путем наблюдения за беспомощным поведением других (в том числе и педагогов). Не секрет, что для большинства российских педагогов характерна ригидность профессиональной позиции и стагнация как стадия в динамике профессионального функционирования специалиста. Это проявляется в стремлении к постоянной эксплуатации стереотипов, универсализации собственного опыта, невосприимчивости к новому, использовании своего положения для подавления студентов и т.д. ( Барковская И.И.).
Студенты быстро сдаются, когда видят сходство между собой и педагогом, демонстрирующим беспомощное поведение (отказ от реализации новых идей при первых сложностях, беспринципность при столкновении с авторитарностью руководства и т. д.).
• Выученная беспомощность становится устойчивым образованием личности студента и тогда, когда демонстрация его беспомощности и смирения получают одобрение со стороны окружающих. Ориентация педагогов на средний уровень студента все более снижает планку профессионализма и компетентности. Во многих ССУЗах отсутствует концепция работы с одаренными. Личностно ориентированное образование зачастую является лишь декларацией о намерениях, а не реальность (опять-таки в силу традиционности профессионально-педагогического мышления многих российских педагогов). Ровное, беспроблеммное существование не способствуют развитию пытливости, настойчивости, креативности личности.
• Советская идеология (с ее двойной моралью) в значительной степени сформировала профессионально-педагогическое сознание многих преподавателей с большим педагогическим стажем. Они сами имеют комплекс выученной беспомощности, поскольку их сознание сочетало, казалось бы, несовместимые тенденции – борьбу за самое справедливое общество и репрессивные способы достижения этой цели; веру в безграничные возможности человек и запрет на любые формы личностного самопроявления, если они не вписываются в систему политических доктрин; нищенский образ жизни миллионов людей и фантазирование о коммунистическом будущем и т.д. и т.п. [4;181]

Было достаточно удобно существовать за счет общества, не пытаясь внести свой вклад в его истинное развитие. Потребительское отношение к обществу характерно и для значительной части современного учительства.

Профилактика выученной беспомощности
М.Селигман многократно подчеркивал, что выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить. На основании его теории можно сформулировать основные принципы поведения, которые помогут не допустить формирования комплекса выученной беспомощности у студентов, если мы хотим иметь инициативных и компетентных (а не беспомощных) специалистов.
 Опыт успешного противостояния трудностям, бесспорно, необходим. Но обязательным условием является такое построение учебного процесса, когда на первых этапах каждому гарантирован успех.
 Компетентность всегда связана с определенным контекстом жизни человека. Будучи компетентным в решении одного круга проблем, человек не может быть компетентным во всех других областях. Нельзя быть успешным всегда и везде, ибо это путь к дилетантизму и поверхностности. Надо уметь концентрироваться в том направлении, где реально достижение успеха.[6;21] Задачи педагога состоят в том, чтобы как можно раньше определить те сферы деятельности, где студент сможет добиться максимальной компетентности.
 Студенты, как и все люди, совершают разные поступки. Разных последствий со стороны преподавателей на них не хватает.[3;2] Обезличенность образовательного процесса (по типу конвейера), загруженность преподавателей, которые вынуждены работать в 2-3-х учреждениях, дабы обеспечить своей семье достойный уровень проживания, отсутствие тьюторской практики и многие другие причины мешают установлению нормальной обратной связи со студентами. Бедная эмоциональная среда – это почва для выученной беспомощности.
Адекватные и оперативные реакции педагогов на поступки студентов (мониторинг профессионально-личностного развития студентов) формируют самооценку студентов, умение их видеть последствия своих действий и нести за них ответственность. А это и есть профилактика выученной беспомощности, вера в себя, инициатива и оптимизм.
Возвращаясь к заявленной в названии статьи теме, следует подчеркнуть, что причины пассивности и стереотипности поведения значительной части студентов автор видит в типичном явлении современного образования – выученной беспомощности. Размышления о ней есть лишь одна из граней решения актуальных проблем профессиональной подготовки специалистов.

Список литературы:
1. Вахромов Е. Психология новой эры. Компетентность или беспомощность? //E-mail.vakhromov@pochtamt.ru
2. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. – СПб, 2001
3. Ромек В. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана //Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. – Ростов н/Д, 2000
4. Семенов Э.В. Психологические механизмы двойной морали общества и отклоняющих форм поведения //Культура. Традиции. Образование. Вып. 1 – М., 1990
5. Hiroto, D. (1974). Locus of control and learned helplessness. Journal of Experimental Psychology, 102, 187-193.
6. Overmier J.B., Seligman M.E.P.(1967) Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. Journal of Comparative and Physiological Psychology, 63


Андреева Ольга Ивановна, канд. пед. наук, доцент, г. Азов, ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж», E-mail: olgaandreevade@gmail.com
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar