Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2015 » Сентябрь » 9

Профессиональная культура и способы её формирования в процессе подготовки будущего специалиста

Решетникова Галина Леонидовна
ОГАПОУ «Алексеевкий колледж»

Профессиональная культура и способы её формирования в процессе подготовки будущего специалиста.


Аннотация: В статье описана актуальная проблема- особенности формирования профессиональной культуры в процессе подготовки будущих педагогов – учителей изобразительного искусства, так как обеспечение рынка труда специалистами –профессионалами – это основная задача учреждений среднего профессионального образования.

В современной России молодежь является специфической социальной группой и привлекает особое внимание российского общества. Изменение социально-экономической и политической системы государства влечет за собой неоднозначную реакцию на происходящее подрастающего поколения, и отражается на его сознании и поведении. В настоящее время у значительной части работников наблюдается отсутствие профессиональной квалификации и практического опыта, следовательно недостаточно сформирована профессиональная культура. Повышение профессионального развития молодежного кадрового потенциала, формирование профессиональной культуры будущих специалистов в Российской Федерации является в настоящее время одной из ключевых задач.
Представители каждой исторической эпохи сохраняя традиции внедряли свои способы воспитания профессионалов – мастеров своего дела. В настоящее время наша задача состоит в повышении профессионального уровня будущих специалистов- настоящих профессионалов и оказании им помощи в совершенствовании полученных при обучении умений и навыков.

Любая общность объединяет людей и обособляет их внутри группы, особенно это относится к людям, имеющим сходную профессию. Общность интересов, схожая профессиональная деятельность сказывается на их образе жизни. Естественно ощущение окружающего микромира и себя в этом Мире в сознании приобретает внутри социально-профессиональной группы общие черты. В стабильных сформировавшихся профессиональных группах появляется "корпоративный дух", т.е. совокупность взглядов, убеждений, оценок, разделяемых всеми членами и являющих собой свод правил поведения в группе. Именно в таких сообществах, построенных на идеях солидарности и органичности, впервые зарождается то, что мы называем "профессиональная культура", "профессиональная этика", "профессиональная честь", "профессиональный дух". [3]

Сейчас мы видим, что обществу как воздух необходимы профессионалы - в сфере обслуживания, образования, на промышленных предприятиях и т.д. Общество понимает, что его развитие и совершенствование возможно лишь в том случае, если основу будут составлять профессионалы. В то же время, во всех сферах нашей жизнедеятельности мы часто сталкиваемся с проявлением непрофессионализма.

Таким образом, задача подготовки профессионалов для основных сфер человеческой деятельности приобретает особую актуальность. Но, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности. Т.е. настоящий специалист должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и обладать опытом и высоким уровнем профессиональной культуры.

Традиционно под профессиональной культурой понимают наличие развитой способности к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Причем получая диплом или сертификат мы приобретаем формальную квалификацию; а вот обретая опыт, отдав часть своей жизни работе по своей специальности, мы получаем реальный квалификационный разряд.

С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. Особенно в этом плане следует выделить систему профессионального образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания для студентов педагогических специальностей.

На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности самой профессии, так и иные факторы. Так одним из критериев определения педагога-специалиста высокого класса является уровень его профессионально-педагогической культуры.
В результате, мы можем сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура учителя, преподавателя - это мера и способ творческой самореализации его личности в разнообразных видах педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура преподавателя предстает в качестве обобщенной характеристики разнообразных видов его деятельности, предполагая развитие способностей, интересов, ценностных ориентации, способностей личности.
Педагогическая культура не сводится к знаниям о педагогическом процессе, формах и методах его организации, она охватывает всю область педагогической действительности, в которой преподаватель выступает как методолог педагогики, исследователь, организатор, психолог, учитывающий многообразие историко-педагогических, психолого-педагогических, этнопедагогических и других знаний.

Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах А. В. Барабанщикова, Г.И.Хозяинова, С.И. Архангельского, Н.В.Кузьминой и др. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются учителя, педагоги - люди, призванные осуществлять педагогический труд составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:
• профессионально-педагогическая культура — это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
• профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
• профессионально-педагогическая культура — это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
• единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
• особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.[6]

Формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего педагога происходит в результате целостного подхода к педагогическому процессу, единства сознания, поведения и отношений; уровнегого подхода к формированию профессионально-педагогической направленности личности; включения в учебный процесс различных видов познавательной деятельности, активного участия в них студентов; ценностных познавательных ориентаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью; наличия опыта социальных отношений; уровня развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, установок, убеждений.
Подготовка специалиста не может соответствовать современным требованиям, если он овладел только знаниями и умениями, но не развил потребности в творческой познавательной и профессиональной деятельности. Следовательно, условием качественной подготовки специалиста является формирование и развитие профессионально-познавательных потребностей, увеличение их удельного веса в структуре мотивации, превращение их в ведущий мотив, в черту личности специалиста.

Как только у студента в деятельности вырабатывается правильное отношение к педагогическому труду, к результатам педагогической деятельности; гуманистическое отношение к людям, к коллегам и ученикам, ответственность, добросовестность при выполнении своих учебных обязанностей, происходит формирование сознательного отношения к профессиональной деятельности, что всегда связано с определением, осмыслением и принятием цели профессиональной деятельности; формированием трудолюбия.

Формирование познавательно-профессиональных потребностей у студентов в процессе обучения требует предварительного анализа состояния этой проблемы в практике работы вузов и колледжей, выявления потребностей и определения педагогических условий, путей и средств успешного формирования профессионально-педагогической направленности личности.

Каким же должен быть учитель? Прежде всего, профессионалом в широком смысле этого слова, а профессионализм сегодня немыслим без творчества и созидания. Для того чтобы подготовить современного педагога, необходимо, прежде всего, сформировать творческую личность, умеющую находить способы самостоятельного добывания знаний, над чем работают педагоги художественно-графического отделения Алексеевского колледжа.

Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ в материале, художник создаёт его в своём воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия.
Чтобы вооружить будущего специалиста необходимыми знаниями и умениями, нужно, научить его видеть, понимать и изображать окружающий мир, развивать у него образное мышление, эстетическое чувство и вкус, столь важные для творческой работы с детьми.

Большие возможности для развития творчества студентов заложены в дисциплинах художественного цикла: живопись, рисунок, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство, история искусств. Эти дисциплины предполагают и требуют не только творческого отношения к ним педагога, но и творчества студентов. Художественно-творческие способности студентов проявляются не только в рамках учебного процесса, но и во внеучебной деятельности. Факультативы «Гобелен», «Батик», кружки «Глиняная игрушка», студия «Портрет», творческие конкурсы: «Пасхальный сувенир», «Портрет матери», «Город на Тихой Сосне», «Новогодняя композиция» побуждают студентов импровизировать, создавать новые произведение, находить особенное в обычных вещах.
Итогом учебного процесса на художественно-графическом отделении является выставочная деятельность. Выставки позволяют определить правильность общего направления работы, рассмотреть творческое продвижение группы и отдельных студентов по освоению общей художественной культуры, художественно-творческого мышления, отметить недостатки, предложить способы устранения их в дальнейшем.

Традиционными являются однодневные выставки лучших работ студентов к определённым праздникам и мероприятиям: день науки, день колледжа, день открытых дверей, день города. Изделия студентов широко востребованы в качестве образцов и наглядных пособий, в благотворительной деятельности (сувениры для детского дома (г. Н.Оскол), детских образовательных учреждений, школ).

Творческая деятельность студентов активна и во время педагогической практики. Работая с детьми, студенты понимают, что надо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, т.к. необходимые профессионально значимые качества требуют постоянного совершенствования. Совсем недавно закончилась преддипломная практика, которую студенты выпускного курса художественно-графического отделения проходили по месту жительства, в своих родных школах. Часть студентов оставалась в школах города, где в течение месяца выполняли функции учителя изобразительного искусства и классного руководителя под руководством опытных педагогов наставников, которым в свою очередь хочется адресовать слова благодарности за помощь и наставничество.
Хорошие результаты по итогам практики показывают студенты старших курсов, ставшие на последнюю ступень обучения перед получением диплома. Они творчески подходят к подготовке уроков, стараются применять разнообразные формы и методы их проведения, использовали информационные и инновационные технологи.

За время существования художественно-графического отделения была создана галерея творческих работ студентов в различных жанрах, видах изобразительного искусства и совсем скоро она пополнится новыми творческими исканиями. Сильны традиции на отделении, ежегодно проводится защита итоговых работ по композиции и художественной обработке материалов студентов выпускной группы, на которой могут поприсутствовать все желающие и неравнодушные к миру искусства.
Творчески работающие педагоги- профессионалы высокого уровня и сами активно участвуют в выставках, они личным примером побуждают своих студентов к активной деятельности. Зажечь вдохновение, возбудить интерес к искусству, помочь студентам открыть свое заветно-святое, прочувствовать необходимость профессионального роста- вот главная задача педагогов художественно-графического отделения колледжа.

Список источников.
1. Ананченко М.Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста. С.11./ Формирование профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы X областной студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. /Сборник статей и тезисов. /Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. - Архангельск: Издательство СГМУ, 2003. - 160 с.]
2. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // "Сибирь. Философия. Образование". Альманах СО РАО, ИПК. - Новокузнецк, 2001 (выпуск 5).
3. Каптерев А.И. Информационный анализ профессионального пространства /МГУК.- 1992.
4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
5. Кудрин Б.И. Философско-технические основания третьей научной картины мира // Техническая реальность в XXI веке: Материалы IV конференции по философии техники и технетике. - М.: Центр системных исследований, 1999.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Тощенко Ж.Т. Профессиональная некомпетентность как фактор риска жизнеспособности и устойчивости общества // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул, 1995, № 3-4.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar