Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » » 2015 » Сентябрь » 18

Программа профилактики предупреждения причин проявления агрессивного поведения несовершеннолетних

ГБОУ СПО (ССУЗ)
«МИАССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Программа профилактики

предупреждения причин проявления агрессивного поведения несовершеннолетних

Составитель:
Политаева О.В.

2015 г

Программа профилактики
предупреждения причин проявления агрессивного поведения несовершеннолетних
Работа по предупреждению причин проявления агрессивного поведения несовершеннолетних должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает два направления оказание – помощи ребенку и изменение отношений в семье. Если мы не сумеем изменить отношение к ребенку в семье, обновить ее, изменить ее жизнь, тогда все наши усилия будут напрасны. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Никакие учреждения социальной поддержки (детские дома, приюты, кризисные центры, социальные гостиницы) не заменят ему дом. И поэтому главная задача всех специалистов – сделать все, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению выжить в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей.
На основе полученных данных об неблагополучных семьях и детях с агрессивным поведением, стоящих на учете, мы разработали программу работы социального работника с этими детьми «Программа профилактики предупреждения причин проявления агрессивного поведения несовершеннолетних».
Пояснительная записка
Программа профилактики предупреждения агрессивного поведения является актуальной и необходимой для развития теории и практики профилактической, коррекционной, воспитательной работы, так как растет число детей с агрессивным поведением.
Данная программа составлена на основе диагностики семей состоящих на учете в Управление социальной защиты населения и группы детей учащихся в муниципальном общеобразовательном учреждении. Она предназначена для подростков, имеющих отклонения в поведении. Программа поможет в деятельности социальных работников, психологов, преподавателей в социально – педагогической работе с проявлением агрессивного поведения у детей.
Целью программы является:
- профилактика отклонений в поведении детей
- формирование культуры здорового образа жизни, общей культуры несовершеннолетних
- воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека
- создание благоприятных условий для успешной адаптации ребенка в обществе.
Основные направления:
- совершенствование образовательно – профилактической системы учреждений, центров и деятельности социальных работников
- организация социальной и медико – психологической помощи и поддержки семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- обеспечение реальных мер по защите прав, законных интересов несовершеннолетних и предупреждению у них развития агрессии.
Цель достигается посредствам решения ряда задач:
1) Повышать роль семьи в социализации личности ребенка.
2) Осуществлять непрерывную социальную деятельность по семенной проблеме в неблагополучных семьях трудных детей, многодетных, опекаемых семьях и семьях, где живут дети с ограниченными возможностями. Создание и развитие правовых, социально – организационных условий для формирования адекватной самооценки, самореализации личности.
3) Создание условий для патриотического духовно – нравственного воспитания молодежи, интеллектуального и творческого развития несовершеннолетних, коррекция эмоционального осознания детей, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков позитивного социального поведения, организация досуговой деятельности детей.
4) Преодоление тенденции роста агрессивного поведения и правонарушений
5) Способствовать созданию условий для эффективного взаимодействия субъектов профилактики агрессивного поведения несовершеннолетних
6) Содействие решению социальных проблем, повышение психолого – педагогической культуры родителей, активизация и коррекция семейного воспитания, инди¬видуальная помощь родителям.
7) Пропагандировать здоровый образ жизни. Выявить интерес и потребности учащихся, родителей, членов их семей в различных видах деятельности.
Программа осуществляется с семьями и детьми, стоящими на учете в УСЗН, и состоит из нескольких разделов.
1. Перечень материалов:
а) кабинет социального работника, б) видеомагнитофон, видеоматериалы.
в) информативно-методическое сопровождение: нормативно – правовая
база, опросники, библиотечный книжный фонд.
2. Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские госу¬дарственные законы и местные положения, инструкции, методики.
Международное законодательство по защите детства представ¬лено Хартией детства, Декларацией прав ребенка.
В работе использовались следующие нормативно-правовые документы:
1. Конституция РФ (1993). В разделе «Права человека» вошли положение
о правах ребенка и их охране (ст. №7, 17, 38).
2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
З. Указ Президента РФ от 1.06.1992 М>543 «О первоочередных мерах по
реализации Всемирной декларации об обеспечении, выживании, защите и
развитии детей в 90-е годы»,
4.Указ Президента РФ от 5.06.1994 №646 «Положение о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ»,
5. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых // пересказал
А.С.Усачев -М.; 1998.
6. Концепция о правах ребенка и реальности детства в России
//Материалы первичной документации РФ. Комитету по правам ребенка, 1999.
7. Федеральная целевая программа «Молодежь России» (2001-2005).
Информационный сервер Правительства РФ, 1999. М, 2001 .N«0020
8. Методическое письмо управления внешкольным дополнительным образованием Министерства РФ от 27.02.95 №61/20 - 11 «О социально- педагогической работе с детьми».
9. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
10. Указ президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно – патриотическому воспитанию молодежи»
3. Ресурсы: кадровое, финансовое, информационно – методическое, нормативно - правовое сопровождение,
регламентированное должностными инструкциями.
Директор УСЗН: Осуществляет общее руководство учреждением, в том числе руководит профилактической работой.
Социальный работник: Осуществляет планирование и организацию процесса профилактической работы детей с агрессивным поведением.
ОВД инспектор: по работе с несовершеннолетними разрабатывает маршруты рейдов в микрорайоне.
Волонтеры: осуществляют посредническую роль между ребенком и социальными службами
Учреждение образования: создание основы для выбора и освоения профессиональных программ.
Классный руководители: Проводят индивидуальные и групповые консультации с учащимися, стоящими на внутришкольном учете, осуществляют комплекс мероприятий, направленных на индивидуальную работу с детьми «группы риска» и их семьями.
Педагог-психолог: Осуществляет диагностику, консультирование и ведет коррекционную работу с детьми «группы риска».
Социальный педагог: Разрабатывает и внедряет программы по профилактике и коррекции детей «группы риска».
Здравоохранение и Мед. Работник: Определяет состояние здоровья детей, срочную медицинскую помощь.
Социально – реабилитационные центры: оказание социального приюта
Учреждения досуга: изменение интересов ребенка отвлечение от безделий и пагубных привычек.
Библиотека: Предоставляет необходимую литературу по проблеме профилактики агрессивного поведения несовершеннолетних,
Родители: Осуществляют работу по воспитанию детей в семье.
Социальная работа в школе проводится учителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами, выступающими от имени органов социальной работы, предприятий и общественности. С поддержкой отдела образования, администрацией, здравоохранения, управлением социальной защиты детства, ОВД инспекторами по работе с несовершеннолетними.
Организационная структура: директор, зам. директора.
4.Учет и контроль программы: отслеживание динамики агрессивного поведения детей, осуществляет директор и администрация учебного заведения.
5.Итог программы: диагностика семьи, выявление и проведение коррекционной работы по предупреждению агрессивного поведения несовершеннолетних, психолого-педагогичес¬кое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, ор¬ганизация досуга семьи и детей. Стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении в виде профилактики и коррекции поведения. Укрепление физического, психологического и духовного здоровья молодого поколения. Повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей.
Сроки и этапы реализации: в течение учебного года, в три этапа:
Сроки - первое полугодие, – второе полугодие, – летний отдых.
(сентябрь – декабрь)
-Совершенствование нормативно – правовой базы Центра, направленной на защиту прав и поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- создание банка данных о неблагополучных семьях
- укрепление материально – технической базы, направленной на социальную реабилитацию семей воспитывающих несовершеннолетних предрасположенных к проявлению агрессивного поведения
- взаимодействие и организация работы с КДН, ДЮШ
- организация занятости и досуга несовершеннолетних
- создание методических рекомендаций по воспитанию агрессивно настроенных несовершеннолетних
(январь – май)
- контрольная диагностика несовершеннолетних проявляюших агрессивное поведение, анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых коррективов
- создание условий и системы дифференцированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной поддержке
- подключение социальных служб для решения проблем по защите прав детей
- использование методик для работы с несовершеннолетними попавшими в трудную жизненную ситуацию
(июнь – август)
- организация летнего оздоровительного отдыха детей и подростков.
Рассмотрим основные формы работы социального работника с детьми агрессивного поведения.
Таблица 4

Таблица 5
Программа

Цель
Содержание Ожидаемые
результаты Метод.
сопровождение
1 этап выявление причин проявления агрессивного поведения несовершеннолетних

Сбор информации для изучения исходного состояния детей с асоциальным поведением

1.Социальный паспорт Анализ документации
2.Акт обследования жилищно – бытовых условий
3.Карточка учета неблагополучных семей. Карта учета социально – экономического положения семей учащихся (Социальный паспорт семьи группы риска)
4.Сбор списков неблагополучных семей 1 раз в год
Журнал постановки на внутришкольный учет.
5.Карта личности подростка
6.Наблюдения специалистов
7. Рейды, исследования, опросы
1. Необходимость ознакомиться непосредственно с работой школьного коллектива.
2. знакомство с образом жизни дан¬ной семьи, ее педагогическими способностями, асоциальны¬ми привычками, системой ценностей. 3.Ведение систематического учета особо сложных и неблагополучных семей.
4. Ведение учета учащихся школы, проводимой с ними работы и ее результатов.
5.Выявление детей с агрессивным поведением
6.,7.изучение ситуации семейного неблагополучия в сообществе 1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие Н.М. Платоновой.

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология

3.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения

4. Галагузова М.А.
Социальная педагогика

Анализ ситуаций, проблем характеризующих причину агрессии у детей 1. Установление социометрического статуса учащегося (социометрия, наблюдение)
2. Определение типа акцентуации характера (опросник Шмишека)
3. Изучение интересов и склонностей (карта интересов ДДО)
4. Изучить положение ребенка в семье
(анкетирование)
5.Индивидуальный социальный патронаж семей
6.Схема изучения социальной личности
7.Опросник агрессивности Баса - Дарки
8.Анкета «взаимоотношения в семье»
9.Тестирования: «умеете вы говорить и слушать», «самооценка психических состояний» по Айзенку

Своевременная диагностика причин, их особенностей и
соц. ситуации, поможет
организовать
целенаправленную
профилактическую
и коррекционную
работу по профилактике агрессивного поведения

1.П.Торране.
Методика мотивационно - педагогических предпочтений

2.ЗаваденкоН. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей.

3.Опросник Шмишека, Цветовой тест Люшера

4.Экспресс – диагностики характерологических особенностей личности
И. Айзенк в модификации Т.В. Матолиной.

5.Каган В.Г. Семейное воспитание и тоталитарное сознание.
Современная семья: проблемы, решения

6.Опросник Баса – Дарки
2 этап реабилитация семейного неблагополучия как профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних
Реабилитация
как профи-
лактика агрессивного поведения
несовершен-нолетних 1.Индивидуальное консультирование, социально – психологические тренинги
2. Курс лечения и оздоровления, индивидуальное консультирование специалистов
3.Кружки, секции, клубы, досуговые мероприятия, общественные объединения
4. Индивидуальные юридические консультации, правовое обеспечение деятельности служб, центров
5. Материальная помощь, социальный патронаж
6. Устройство детей на обследование в мед. учреждения, социальные приюты, кризисные центры, убежища
7. Консультирование, срочная социальная помощь
8. Создание условий для реабилитации, обеспечение охраны 1. психологическая реабилитация
2медицинская реабилитация,
социально – педагогическая,
юридическая реабилитация,
социальная реабилитация
3. содействие в организации временного проживания
4. оказание экстренной помощи
5. обеспечение жизнедеятельности неблагополучных семей
6.комплексное обследование неблагополучных семей с агрессивно настроенными детьми. 1.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль

2.Андреева Т.В. Семейная психология

3.Захаров А.И. Опыт групповой психотерапии при неврозах детского и подросткового возраста.
3 этап профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних

Профилак -
тика и коррекция агрессивного поведения 1.Дискуссии (чужие письма, неоконченные фразы, коллективные сочинения сказки)
2.Экскурсии, концерты, выставки, конкурсы, викторины
3.Арт-терапия основана на использова¬нии различных изобразительных средств: рисование, лепка, создание коллажей популярным считается метод «про¬ективный рисунок».
4.Эффективным является когнитивный подход «техника письма»
5.Мини – консилиумы
(семейная терапия)
6.Тренинги («мы – родители», «создание атмосферы безопасности и доверия») внедрение программы по анализу кризисных ситуаций,
7.Индивидуальные беседы «О вас и для вас, родители»: роль семьи в форми¬ровании личности ребенка, «семья глазами ребенка»
8.Консультации специалистов (психолога, мед. Работника, юриста)
Конституция РФ
9.Игры: «Дом и семья играют вместе», «Папа, мама, я – дружная семья»
10.Круглые столы: «Семья сегодня», «Трудные дети и трудные взрослые». Видеозапись по предметам учебного плана, отвечающим нормам духовно¬сти и нравственных ценностей «Нет агрессии, насилия!»
11.Разработана система рекомендаций, памятки, распространение буклетов, листовок, информационно – методических материалов
12. Внедрение новых технологий
13 Обучение несовершеннолетних и их семьи навыкам ненасильственного и конструктивного взаимодействия
14. Деятельность по формированию неприятия насилия как формы взаимодействия между людьми.
15.Межведомственные комиссии, программы, проекты
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям если будут иметь разовый характер
Развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка, решение комплекса его социальных проблем и восстановление нарушенного баланса, снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.
1. – организовать обучение подростков культуре общения
2.вести организацию свободного времени проблемных детей, привлекать детей к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи и достижения в ней, развитие коммуникативных навыков.
4.эффективность методов в работе с людьми, пережившими глубокие психотравмы,
5.-разработать и внедрить методику изучения личности агрессивно направленных несовершеннолетних и его ближайшего окружения с учетом данных о его здоровье 6.эмоциональное осознание своего поведения, повышение самоуважения, самозащиты формирование
коммуникативных навыков, развитие самооценки,
7. - установить и поддерживать систематически доброжелательные отношения и контакты с родителями детей,
8.- оказывать им помощь в воспитании детей, повышение педагогической компетентности.
9 - результат игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру.
10. духовное просвещение детей и родителей
11. разработка информационного обеспечения деятельности по выявлению, профилактике и реабилитации
12.сенсарное и реабилитационное оборудование
13. образовательные курсы, обучающие программы, привлечение к волонтерской деятельности
14. акции, специализированные телепрограммы
15.координация деятельности государственных и негосударственных структур по выявлению неблагополучных семей 1.Куган Б.А. Социология – трудовой адаптации детей группы социального риска.

2.К. Бютнер.
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков специализированном учреждении: Г.М. Иващенко, Н.С. Плоткин.

3. Л.Д. Столяренко Основы психологии практикум

4.Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД.

5.Конституця РФ, конвенция ООН оправах ребенка

6.Раттерр М. Помощь агрессивным детям.

7.Сказочная игротерапия Т.Д. Зинкевич –Евстегнеева,
Т.М.

Организация летнего оздоровительного отдыха несовершеннолетних из социально уязвимых семей Подготовительный этап: подача заявок, оформление договоров, информирование и консультирование родителей, сбор необходимых документов, составление планов мероприятий педагогами.
1 этап базовый:
оформление комнат совместно с детьми. Обширна экскурсионная программа где дети расширяют свой кругозор, подготовка к конкурсам и викторинам сплачивает детей, в ходе занятий, помимо творческих способностей, осваивания разных способов художественного творчества, происходит и решение эмоциональных проблем детей.
Сплочение и оздоровление детского коллектива проводится и в ходе проведения спортивных и оздоровительных игр, процедур.
Консультации как родителям так и детям
3 этап заключительный
Отслеживание результатов работы через диагностику, беседы, наблюдение, торжественное закрытие. Создание условий дл полноценного развития подрастающего поколения средовая адаптация, для восстановления физического, нравственного и психического здоровья, семьи и детей. Раскрытие творческих способностей детей, создание условий для успешной социализации. 1.Варывдин В.А., Клмантович И.П. Управление системой социальной защиты детства:

2. Журавлев В.И., Пидкасистый П.И., Портнов Л.Ф., Спирин М.Г., Педагогика:
Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.П.Павленко.

3.Румянцева А. В. //Социально технологические исследования.
№1 2006г.

Таким образом: социальная помощь агрессивным детям должна быть направлена на поиск и определение конкретных способов их адаптации к наличным условиям его жизни, прежде всего в семье, школе, среди сверстников. Эти способы должны отвечать следующим требованиям: не ущемлять насущные интересы ребенка, способствовать нормализации и оздоровлению макросоциальной, семейной сферы, в которой формируется его личность.
Механизм реализации — создание в каждом городе, районе системы социально-педагогической поддержки детства с учетом региональных условий, которая решала бы проблемы детей в со¬вокупности и была направлена на реабилитацию ребенка и созда¬ния условий для его нормальной жизни. Создание молодежных общественных организаций с идеалами духовности и нравственности. Как следствие — разрыв поколений, пропаганда че¬рез средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи. Введение цензуры на показ фильмов и передач, боевиков, имеющих порнографические сюжеты, агрессию, насилие в днев¬ное время.
Вывод: правильный сбор информации, своевременная диагностика, анализ ситуаций и причин помогли организовать целенаправленную профилактическую и коррекционную работу по предупреждению агрессивного поведения. Был решен комплекс социальных проблем по восстановлению нарушенного баланса ребенка, снижение уровня агрессивности путем: обучения навыкам адаптивного поведения, организацией свободного времени проблемных детей, повышением педагогической компетентности родителей.

Список литературы
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2004. – 336с.
2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. М.: 1999. – 215с.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм – Еврознак. 2001. – 186с.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения /Под ред. А.В.Петровского. В 2 т. м.; 1979. – Т. 1.
5. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого – педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 352с.
6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М.: 1988, - 221 с.
7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.; 1990. – 240с.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Соц. педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений 3-е изд. Стереотип – М.: изд. центр. «Академия» 2003. – 440с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова. – М.;1991. – 304с.
10. Гурьева В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М.: 1980. – 220с.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar