Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2015 » Сентябрь » 19

Использование активных методов обучения биологии в рамках образовательной деятельности СПО.

Лаврушина Любовь Леонидовна
ГБПОУ "Чайковский медицинский колледж"
Аннотация: Современные возможности при преподавании биологии в условиях СПО способны оптимизировать совместную деятельность педагога и учащихся, активное включение последних в учебную деятельность, а значит, более простое, но при этом качественное накопление ими тех знаний, умений и навыков, которые позволят успешно реализоваться выпускникам в профессиональной сфере.

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание - запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Все названные выше этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым учащимся, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя.
Применение термина «активные методы» предполагает существование и неактивных, пассивных методов. Возникает вопрос: что такое активные методы?
Активность (от лат. Actibus – деятельный) – это психическое качество, черта характера, человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека.
Познавательная (учебная) активность выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности, о творческом мышлении.
Психологи убеждают, что познавательная активность учащегося – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности. Действия учителя, которые побуждают к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации. Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от их воспитанности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса.
Следовательно, активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием, внимательно слушают – думая, наблюдают – думая, читают – думая, выполняют практические задания – думая. Итак, активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех учащихся классного коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых.
В современной педагогике и, в частности, в обучении биологии в условиях СПО используются следующие методы:

1) Словесные:
а) Метод дискуссии – по вопросам учителя или учащихся, требующих размышлений, учащиеся на уроке свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих.
б) Метод самостоятельной работы с учебником - все учащиеся самостоятельно без непосредственного участия учителя, но по его заданию читаются учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях. Такой метод доминирует на особом типе урока – при изучении нового легкого материала без предварительного объяснения его учителем.
в) Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами - все учащиеся самостоятельно, без непосредственного участия учителя, но по его заданию выполняют письменно – графическую работу по биологии творческого характера, используя тексты и другие дидактические материалы в нескольких вариантах.
г) Метод эвристической (поисковой) сократической беседы – учащиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания.
д) Метод проблемного изложения – проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа аудиторию к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию знаний.
е) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач – все учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают расчетные и логические задачи по аналогии или творческого характера. Использование задач экологического, генетического, молекулярно-биологического содержания для закрепления знаний позволяет в новом аспекте рассмотреть изученный материал, активизировать познавательную деятельность учащихся.

2) Наглядные:
а) Частично поисковый демонстрационный – учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых учителем опытов, натуральных объектов, микропрепаратов, моделей и других изобразительных пособий.
б) Частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями – учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения кино-, диафильмов, слайдов, теле-, видеофильмов.
в) Метод опорных сигналов – педагог демонстрирует плакат с опорными сигналами и объясняет их содержание; учащиеся копируют, прорабатывают и воспринимают опорные сигналы.
3) Практические:
а) Частично поисковый лабораторный метод – учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом.
б) В последнее время все большее распространение получают такие типы занятий, как занятия – лекции, занятия – семинары, тематические зачеты.
В системе внеурочной работы по биологии сложились и стали традиционными и такие активные формы обучения, как:
Внеклассные занятия (индивидуальная работа, кружки, вечера, КВН, олимпиады, общественные смотры знаний и т.д.)
Ролевые игры;
Экскурсии.
Итак, успех решения учебно-воспитательных задач, уровень познавательной активности учащихся в большей степени зависят от использования на уроках методов, методических приемов и средств обучения. Поэтому, выбор методов, приемов и средств обучения, повышающих эффективность учебной деятельности, следует рассматривать как одно из важнейших требований к уроку биологии. При выборе методов и средств обучения следует учитывать различные факторы:
Содержание учебного материала;
Возрастные особенности учащихся;
Поставленные перед учителем задачи на урок;
Оснащенность кабинета биологии учебным материалом;
Наличие раздаточного материала.
Все это даст возможность по мере овладения биологическими понятиями создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружения учащихся учебными умениями, включить их в познавательную деятельность.
Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют преподавателя, а, наоборот, делают общение с учащимся СПО более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у учащихся развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
В юношеском возрасте наиболее высока потребность учащихся СПО к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причем не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
Таким образом, современные возможности при преподавании биологии в условиях СПО способны оптимизировать совместную деятельность педагога и учащихся, активное включение последних в учебную деятельность, а значит, более простое, но при этом качественное накопление ими тех знаний, умений и навыков, которые позволят успешно реализоваться выпускникам в профессиональной сфере.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar