Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2015 » Октябрь » 5

Применение интерактивных методик при преподавании экономических дисциплин

Неженцева Надежда Николаевна
преподаватель, первая квалифицированная категория
ГПОУ «Сыктывкарский торгово-экономический колледж»
Республика Коми, г. Сыктывкар


Применение интерактивных методик при преподавании экономических дисциплин


Аннотация: В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают целенаправленное внедрение в образовательный процесс методов и технологий, реализующих компетентностный подход. На сегодняшний день преподаватель имеет широкий выбор технологий, который он может применить в своей педагогической деятельности.
Педагогический опыт преподавателей экономических дисциплин показывает, что они в учебный процесс внедряют интерактивные формы обучения. Это одно из обязательных требований ФГОС СПО.

Ключевые слова: интерактивные технологии, компетентностный подход, метод кейсов, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обучающие игры.

В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают целенаправленное внедрение в образовательный процесс методов и технологий, реализующих компетентностный подход, так как все больше возрастает социальная потребность в нестандартных мыслящих творческих личностях. Конечно же, все это зависит от содержания и технологического обучения будущих специалистов.
На сегодняшний день преподаватель имеет широкий выбор технологий, который он может применить в своей педагогической деятельности.
Педагогический опыт преподавателей экономических дисциплин показывает, что они в учебный процесс внедряют интерактивные формы обучения. Это одно из обязательных требований ФГОС СПО.
Интерактивные формы обучения – организация учебного процесса, основанная на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса. К интерактивному обучению относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, а также лекции с элементами дискуссий, проблемным изложением материала, исследования, практикумы, презентации, проблемно-поисковое обучение.
Организация интерактивного обучения предполагает:
- определение проблемной формулировки занятия, задания, вопросов;
- анализ проблемы и ее последствий;
- формирование мотивационной готовности студентов и преподавателя к совместным усилиям в процессе познания;
- формулирование задач;
- поиск дополнительной информации;
- оценку процесса и результата совместной деятельности.
Изучение дисциплины «Налоги и налогообложение» играет важную роль в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных экономистов различных специальностей. В мотивации на изучение налогов и налогообложения определены приемы и способы, такие как, характеристика профессии, факты истории возникновения налогов, наличие в курсе лекций примеров из реальной жизни. В осуществлении межпредметных связей – последовательные и параллельные межпредметные связи при помощи напоминаний, ссылок, объяснения взаимосвязи между науками, сути экономических явлений. При изложении курса – использование в изложении материала, схем, рисунков, методических разработок, с которыми можно работать непосредственно на занятии, технических средств обучения, наличие на занятии законодательных и нормативных актов. Также немаловажную роль играет активизация самостоятельной познавательной деятельности – проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам, различным спорным ситуациям по налогообложению.
Преимущества интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области экономических дисциплин определяются следующими приоритетами:
- студенты осваивают новый материал в качестве активных участников процесса обучения;
- будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации;
- вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения;
- оперативность и актуальность получаемой информации: студенты решают сложные практические ситуации, которые имеют место в налоговой деятельности;
- доступность и гибкость. Студенты используют в процессе обучения информационные законодательные и нормативные базы;
- интерактивные методы обучения позволяют осуществлять возможность постоянных контактов студентов с преподавателем. Они делаю более профессиональным образовательный процесс.
Интерактивные формы проведения занятий мною используются при проведении лекций, практических и других видов учебных занятий; применяется на всех уровнях подготовки.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании экономических дисциплин чрезвычайно плодотворно. Применяя ИКТ, студенты успешно используют полученные навыки в их профессиональной деятельности. Это осуществляется путем внедрения в систему профессионального образования модульно-компетентностного подхода. Цель применения этого подхода – подготовка конкурентоспособного, мобильного, компетентного выпускника.
Компетентностный подход – ориентация всех компонентов учебного процесса на приобретение выпускником компетентности и компетенций, необходимых для осуществления его профессиональной деятельности [2].
Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Лекция с ошибками используется для закрепления изученного материала. Содержание лекций отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного изучения студентам. Они должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать их, обсудить текст лекции. Такая форма обучения способствует формированию умения осуществлять самоконтроль при изучении теоретического материала.
Лекция-консультация формирует у студентов задавать вопросы. Она предпочтительна при изучении тем с выраженной практической направленностью. Акцентирую внимание на ряде ситуаций практического применения, остальное время отвечаю на вопросы студентов.
Лекция-дискуссия развивает критическое мышление, активизирует процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Данный вид лекции позволяет управлять коллективным мнением аудитории.
Активизация умственной деятельности студентов находит наиболее полное выражение в проблемном преподавании. Обучающиеся не только воспринимают, фиксируют и запоминают знаки в готовом виде, но и совместно с преподавателем или самостоятельно в условиях проблемной ситуации разрешают систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, умений и навыков. В ходе проблемного обучения преподаватель побуждает студентов к активной мыслительной деятельности логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.
Деловая игра занимает значительную нишу в интерактивных методиках преподавания. В частности, обучающие игры выполняют три основные функции:
- инструментальную: формирование конкретных учебных и профессиональных навыков и умений;
- гностическую: формирование знаний и развитие мышления студентов;
- социально-психологическую: развитие коммуникативных умений и навыков.
Одним из методов моделирования профессиональной деятельности является кейс-метод. Кейс-метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий, дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию [4].
Дисциплина «Налоги и налогообложение» подвержена постоянным изменениям. Эти изменения вызваны введением новых законодательных актов в области налогообложения, поэтому необходимо обучать студентов тому, как вести себя в новых условиях. Использование кейс-метода при изучении дисциплины «Налоги и налогообложение» позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.
Таким образом, при преподавании экономических дисциплин, в том числе налогов и налогообложения, интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию. Интерактивные технологии и методы обучения помогают студентам закреплять полученные знания, применять их на практике, приближать ситуацию к реальным условиям будущей работы, овладевать общими и профессиональными компетенциями. Важно и то, что используя их в обучении экономическим дисциплинам, преподаватели повышают свой творческий потенциал, актуализируют научно-методическую работу, развивают образовательно-воспитательную среду.

Список литературы
1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (распоряжения Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 163-р). URL:http://garant.ru
2. Криворучко Н.А Формы учебных занятий, развивающие у студентов профессионально-познавательную активность// Среднее профессиональное образование. 2012. № 10.
3. Ситник А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной практике: учеб. пособие. М., 2010.
4. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar