Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2015 » Октябрь » 8

Сочинение вновь вернулось в образовательные учреждения

Сочинение вновь вернулось в образовательные учреждения.
Аннотация: В статье предложены темы сочинений по русской литературе 19 века (41 тема) и русской литературе 20 века (49 тем), отобранные в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО. Представленные темы дифференцированы, имеют разный уровень сложности: темы в виде проблемного вопроса, цитаты и традиционно сформулированные.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения определил пять тематических направлений для итогового сочинения в 2015-2016 учебном году: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы в России».
«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. Именно на формирование этого умения направлена программа по литературе. Кроме того, содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», разработанной на основе требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО, направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, куль- туры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и фор- мы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов;
Именно эти цели послужили основанием для отбора предложенных здесь тем сочинений по русской литературе 19 и 20 века, способствующих формированию личностных качеств будущих специалистов среднего звена и развитию их устной и письменной речи.
Раскрытие темы сочинения требует от обучающихся сформированности таких метапредметных умений, как умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно – следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Темы сочинений по русской литературе 19 века.
1. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В.Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
2. «Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое испытывает человек при знакомстве с великим художественным произведением» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
3. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.) «Честь нельзя отнять, её можно потерять…»(А.П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
4. Смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза».
5. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
6. Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского.(По одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница»)
7. Почему Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
8. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
9. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…»(Л.Н. Толстой) (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
10. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
11. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
12. Нужен ли России Базаров? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
13. Проблема отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
14. «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова»
15. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
16. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
17. «Человек ловится на мелочах, в крупном – можно притвориться, мелочь всегда выдаёт истинную «суть души», её рисунок, её тяготение…» (М.Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
18. «Общественное значение писателя… в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
19. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
20. Тема «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
21. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
22. В чём смысл эпилога романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
23. «Любовь к людям у Достоевского - это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и с самопожертвованием» (И.Ф. Анненский) (По одному из романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)
24. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)
25. Тема смирения и бунта в произведениях Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)
26. Нравственный идеал в произведениях Ф.М. Достоевского. (По одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот».)
27. «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство» (Б. Окуджава) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
28. «…Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше, и ещё по тому… насколько от неё человек становится лучше, и ещё по тому… насколько от неё в душе светлеет» (Л.Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
29. «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно…» (Ф.М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
30. «Человек – это… живая загадка» (С.Н. Булгаков) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
31. «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным» (М.М. Пришвин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
32. «То, что у нас зовётся искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь её улавливать, вот и всё» ( В.В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
33. «Родник поэзии есть красота…» (Н.В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
34. «Простота есть необходимое условие прекрасного» (Л.Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
35. «…Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…(А.П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
36. «Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обыкновенные люди» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
37. «Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством…» (В.П. Ключевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
38. «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства…»(Ф.М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
39. «Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта» (Н.Г. Чернышевский).
40. Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
41. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
42. Духовная высота «простого человека» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
43. «Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».)
44. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
45. Кутузов и проблема «простоты, добра и правды» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
46. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись». (И.С. Тургенев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
47. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
48. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д. Ушинский) (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
49«Воспитание – великое дело, им решается участь человека…» (В.Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Темы сочинений по русской литературе 19-20 века.
1. Почему в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» утверждается, что «трусость – самый страшный порок»?
2. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В. Я. Брюсов)
3. Какой предстаёт Россия в лирике А.А. Блока?
4. «От своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлечённой идеей, а как поэт – с интимной любовью» (В.М. Жирмунский).
5. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
6. Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По драме М.Горького «На дне».)
7. В чём смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
8. В чём трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М.Горького «На дне».)
9. «Горький нагромоздил гору жесточайших страданий… и объединил жгучим стремлением к правде и справедливости» (Л.Н. Андреев о пьесе «На дне»).
10. Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
11. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По ранней прозе М.Горького).
12. В чём смысл противопоставления Данко и Ларры? (По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
13. «…По роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений… и по масштабу своей душевной муки, - Горький - русский писатель» (А.А. Блок).
14. Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
15. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По ранней прозе М.Горького).
16. В чём смысл противопоставления Данко и Ларры? (По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
17. «…По роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений… и по масштабу своей душевной муки, - Горький - русский писатель» (А.А. Блок).
18. «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.А. Осоргин).
19. Образ родины в лирике С.А. Есенина.
20. Тема любви в лирике С.А. Есенина.
21. Образ любимой женщины в творчестве С.А. Есенина.
22. Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
23. Лирический герой поэзии С.А. Есенина.
24. Человек и природа в лирике С.А. Есенина
25. Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина
26. Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?
27. Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
28. Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
29. Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
30. «Булгаков… испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г. Паустовский)
31. Христианские мотивы в прозе М.А. Булгакова. (По роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»)
32. «Искусство стремится непременно к добру…» (Н.В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
33. «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
34. « Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
35. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
36. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С.Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
37. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
38. «Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
39. «Защита Родины есть и защита и своего достоинства» (Н.К. Рерих). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
40. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
41. «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь» (Г.А. Медынский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)



Список литературы:
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций / Г. А. Обернихина, Т. В. Емельянова, Е. В. Мацыяка, К. В. Савченко. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 40 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar