Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2015 » Октябрь » 19

Формирование семейных ценностей у студентов

Самородова Татьяна Егоровна
ГБОУ СПО «Трубчевский политехнический техникум»
г. Трубчевск, Брянская область


Формирование семейных ценностей у студентов


Аннотация: Семья – это важнейший социальный институт формирования личности, институт трансляции культурных и нравственных ценностей. Особое значение семейный вопрос имеет для молодежи. Сегодня сужается возможность самостоятельных действий и оценок, ориентиры молодежи - престижно-потребительские, мы наблюдаем информационное загрязнение «среды». В данной статье раскрывается актуальность и методы формирования семейных ценностей.

Ключевые понятие: Семья, семейные ценности, брачно - семейные отношения, семейная культура, нравственно-психологический климат, индивидуальная ответственность, системы ценностей и норм, демографическое поведение

Подготовка к семейной жизни - настоятельная необходимость, т.к. среди ценностей, созданных человечеством, семья является одной из важнейших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумела обойтись без семьи, играющей важную роль в укреплении здоровья и воспитания, обеспечении экономического и социального процесса общества, в улучшении демографических процессов.
Современная российская молодежь – это, прежде всего, компьютерная или цифровая молодежь, жизненные ценности, ориентации, установки которой формируются под влиянием виртуальной среды, с которой у молодежи ассоциируются свобода, выбор, возможности самоактуализации без осознания того, насколько эта среда способна манипулировать ими, но противостоять ей традиционная система социализации, разрушенная, кризисная, а потому недейственная, не в состоянии. В результате остается беспомощно наблюдать стихийный, практически неуправляемый процесс формирования ценностного мира российской молодежи в условиях трансформации системы ценностей российского общества.
Подготовка к семейной жизни является такой же значимой, как и подготовка к профессиональной деятельности, поскольку проблемы семьи не менее важны, чем карьерные вопросы. На должном уровне разрешить их способен человек, соответствующим образом подготовленный.
В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей, в том числе студенческих, принципов совместного проживания старшего поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными. Модель семьи в современном российском обществе вариативна. Она может объединять супругов с детьми, находящихся в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пару «мать и ребенок»; бездетных партнеров, не вступающих в брак и ведущих совместное хозяйство; полигамный союз, основанный на религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополый фактический брак.
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов свидетельствует о том, что стабильная семья может быть создана при определенной степени готовности к браку молодых людей. Содержание готовности личности к браку и семейной жизни представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, совокупность умений, которые будут приведены в действие при наличии у будущего семьянина гуманистической направленности личности.
Система подготовки к семейной жизни должна основываться на таких общепедагогических принципах, как духовность целенаправленного воспитания, его связь с практикой, взаимосвязь всех факторов, формирующих личность. Можно опираться на разнообразные виды деятельности студентов: учебную, игровую, трудовую, спортивную, семейно-бытовую и др. Молодым людям необходимо раскрыть значимость семьи, социальные роли супругов и родителей; а также наши нравственные качества: равноправное отношение к другому полу, дружба, уважение к матери, отцу, старшим и младшим, ответственность и верность, честность, сдержанность, доброта, уступчивость, осознание моральных основ брачно-семейных уз, любовь как истока брака, чувство долга перед супругом (супругой), семьей, детьми; правильное представление об идеальном муже, жене, отце, матери.
Самое главное, что необходимо воспитывать у молодежи в рамках формирования высокой семейной культуры, – это высокую индивидуальную ответственность за создание и существование семьи, а для этого требуется специальная подготовка к семейной жизни, которая складывается из таких составляющих, как:
– непосредственное влияние родительской семьи через систему и характер сложившихся в ней семейных отношений, которые на этапе первичной социализации личности становятся образцом для подражания и идеалом семейных отношений, закладываясь на подсознательном уровне и оказывая свое позитивное или негативное (в зависимости от типа семейных отношений) влияние на будущую семейную жизнь индивида;
– наличие или отсутствие в системе образования системы подготовки к семейной жизни и соответствующий уровень реализации функций этой системы;
– роль СМИ в трансляции семейных ценностей, семейной проблематики (численность и тип телепередач, публикаций в СМИ, фильмов и т.д.);
– система контроля за СМИ как автора влияния на сознание и поведение молодежи, в частности в сфере семейно-брачных отношений;
– молодежная политика государства, ориентированная на контроль за воспитанием молодежи и формированием ее семейной культуры;
– семейно-демографическая политика государства, направленная на поддержку и защиту семьи, материнства и детства как образец ответственности государства перед семьей, которая, в зависимости от характера этой политики, передает молодому поколению свое отношение к государству, закладывая в нем основы патриотизма;
– своевременное и постоянное научное изучение сферы семейных ценностей и отношений в обществе, их динамики и выявление доминирующих тенденций с тем, чтобы система семейного воспитания была адаптивной, мобильной и могла вовремя корректировать свои идейные и ценностные установки в соответствии с изменяющейся реальностью или усиливать воспитательное воздействие там, где необходимо предотвратить развитие негативных явлений;
– тесное, системное взаимодействие всех агентов социализации в рамках формирования семейной культуры молодежи на основе единой ценностной системы.
Следует согласиться с мнением, что только через понимание системы ценностей и норм, существующих в обществе, особенностей отношений молодых поколений можно оценить влияние современности на показатели демографического поведения. Соответственно, система регуляции демографического поведения молодежи требует глубокого изучения ее ценностного мира и в определенной степени его регулирования через каналы социализации, которые призваны формировать в ряду прочих значимых ценностей и установок молодежи семейные ценности и ориентации посредством формирования ее семейной культуры.

Список литературы
1.Жильцова Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи —Пермь:Меркурий,2014.—С.41-43.
2. Кузнецова В. Н. Социология молодежи: учебник. М.: Гардарики, 2007. — 185 с. 4.
3.Лисовский В. Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). —СПб.:Наука,2003. —С.67.
4. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2009. – 256 с. – (Воспитательная работа).
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar