☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2015 » Октябрь » 19 » Опыт формирования профессиональных компетенций у студентов при их самостоятельной работе.
14:51
Опыт формирования профессиональных компетенций у студентов при их самостоятельной работе.
Опыт формирования профессиональных компетенций у студентов при их самостоятельной работе.

Качество подготовки специалистов среднего профессионального образования оценивается через такие показатели как компетентность, самостоятельность, умение адаптироваться в быстроменяющихся политических, социальных и производственных условиях, наличие мотивации к непрерывному образованию и профессиональному росту. В связи с этим содержание и технологии среднего профессионального образования ориентированы на формирование специальных знаний, умений и опыта деятельности, что, согласно новому образовательному стандарту (ФГОС), составляет набор общекультурных и профессиональных компетенций, овладение которыми характеризует компетентность будущего специалиста в целом.

В связи с дефицитом учебного аудиторного времени, реализация дидактического потенциала информационных технологий в полной мере затруднена. Однако преподаватели единодушны в том, что проблема дефицита учебного времени может быть успешно решена за счет планомерной организации самостоятельной работы студентов. (Сидоренко Т.В., 2011)
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов (выпускников учреждений профессионального образования). Общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к профессиональным навыкам, способности принимать самостоятельные решения, умению выбирать в значительном объеме информацию, нужную для поставленной задачи, и обрабатывать ее. Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.
Все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая создает условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний. Последнее особенно актуально в связи с развитием такой новой формы образовательного процесса, как выстраивание индивидуальной траектории самообучения.
Самостоятельная работа студентов – моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности. Документальной базой для организации самостоятельной работы студентов является: федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, основная профессиональная образовательная программа (рабочий учебный план, календарный график учебного процесса, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей); положение об организации самостоятельной работы студентов; программа самостоятельной работы студентов. На сегодняшний момент самостоятельная работа студентов рассматривается как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа студентов – это деятельность их в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.


Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из основных, органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически.
Перед педагогами учреждений профессионального образования стоит задача такой организации самостоятельной работы студентов, которая обеспечит, во-первых, формирование самостоятельности в образовательном процессе и, во-вторых, создание условий для приобретения устойчивых навыков информационной культуры в различных видах деятельности, в том числе за счет повышения эффективности аудиторных занятий в различных формах. Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения. Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность, «учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний. Образование должно пронизывать всю сознательную жизнь будущего выпускника, т.е. образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Студент и преподаватель должны составлять союз, в котором стороны связаны общей целью: достижение положительных качественных результатов в итоге выполнения студентом самостоятельной работы.
Роль преподавателя в данном случае заключается в оказании студенту помощи, которая состоит из определения алгоритма выполнения работы, основных направлений поиска ответа на поставленные вопросы, систематизации полученных результатов, их анализа, подведения итогов выполнения работы, их оценки. К сожалению, в настоящее время, преподаватель при организации самостоятельной работы студентов сталкивается с рядом проблем. Прежде всего, это касается планирования самостоятельной работы студентов. Чаще всего происходит неравномерное распределение часов на самостоятельную работу и как следствие перегрузка студентов. Для того, чтобы данную проблему искоренить, должно быть, изначальное согласование преподавателями в рамках основной профессиональной образовательной программы различных видов самостоятельной работы студентов с целью избежать перегрузки студентов и определенных «наслоений» во времени. Преподавателям учреждений профессионального образования необходимо организовывать самостоятельную работу студентов так, чтобы она дополняла и усиливала работу, направленную на формирование общих и профессиональных компетенций, и, способствовала бы самостоятельному установлению связи материала различных дисциплин, его связи с практикой.
Вторая, четко обозначенная проблема при организации СРС это определение видов самостоятельной работы. В настоящее время чаще всего в перечне заданий для самостоятельной работы, которые указаны в основных профессиональных образовательных программах преподавателями, доминируют такие как: подготовка списков литературы, подборка источников по определенной теме, изучение источников, анализ приведенных преподавателем источников, написание рефератов на заданные темы, подготовка к практическим занятиям, зачетам и экзаменам и даже выполнение домашних контрольных работ.
Отношение студента и преподавателя к самостоятельной работе, к ее организации и выполнению является серьезной проблемой, возникающей в учреждениях профессионального образования. Студент и преподаватель должны понять, что самостоятельная работа осуществляется в их интересах. Студент должен осознать, что делает это не для преподавателя, а для себя, для своего будущего, для своей карьеры, для своей успешной жизни. Другими словами, должно измениться самосознание студента, развиться понимание того, что он сам несет ответственность за результат собственного образования. Преподаватель, в свою очередь, должен осознать, что делает вышеупомянутое не только для студента, но и для себя, для облегчения своей работы, для обогащения (через общение с самостоятельными студентами) собственной личности, для своей карьеры, для своей успешной жизни. Одновременно он должен понять, что становится партнером студента в образовательном процессе, способным мотивировать к самостоятельной работе, демонстрировать собственным примером преимущества самостоятельности, показывать в качестве примеров посредством собственных действий владение отраженными в федеральном государственном образовательном стандарте компетенциями (ОК и ПК), демонстрировать новые технологии преподавания, превращая лекции из репродуктивных (сообщения информации) в установочные, проблемные, интерактивные, а затем в аналитические по результатам самостоятельной работы студентов. Преподаватель должен выдавать индивидуализированные задания по самостоятельной работе студентов, которые реально показывали бы студенту не только что, но и как он должен самостоятельно сделать.
Такие задания и руководства по их выполнению, должны динамично изменяться; следует постоянно увеличивать долю студенческой самостоятельности при обеспечении того, что он сможет это сделать сам, своевременно формулировать задания по самостоятельной работе студентов с тем, чтобы студент мог, учитывая свои особенности, рационально распределить время на их выполнение, создать условия для студентов по самостоятельной образовательной деятельности по индивидуальному графику и выполнения работы и отчетности за нее с возможностью индивидуальных консультаций. (Михалищева М. А., 2012 г.).
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 713 | Добавил: 1234567
Всего комментариев: 0
avatar