Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2015 » Ноябрь » 12

Компетентностный подход в практике преподавания общепрофессиональных дисциплин «Информационные технологии», «Операционные системы»

Компетентностный подход в практике преподавания общепрофессиональных дисциплин «Информационные технологии», «Операционные системы»


За последние годы повысились требования работодателей к уровню профессиональной квалификации специалистов, что выдвигает на первый план задачи повышения качества подготовки выпускника и обеспечения его конкурентоспособности.
Для профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста немаловажное значение имеет внедрение в процесс обучения современных информационных технологий, что связано с масштабным проникновением компьютера во все сферы деятельности человека. Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования должна отвечать нынешним потребностям современного общества и постоянно возрастающим требованиям работодателей к качеству подготовки специалистов, владеющих современными информационными технологиями.


Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не всегда способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.
Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий. Это позволяет, помимо необходимых специалисту знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать общие и профессиональные компетенции, предусмотренные стандартом образования по профессии, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности по определённой профессии.
Для эффективного формирования компетенций используются новые педагогические технологии обучения, применение которых позволяет сместить акценты на следующие важные моменты:
 самоуправление;
 саморегуляция;
 самоконтроль;
 собственная активность обучаемого.


Целью нашей профессиональной деятельности является подготовка конкурентоспособного выпускника через формирование общих и профессиональных компетенций в практике преподавания общепрофессиональных дисциплин «Информационные технологии», «Операционные системы», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Преподавание перечисленных дисциплин носит прикладной характер, поскольку такой подход позволяет наглядно показать студентам практическое применение информационно-коммуникационных технологий в их будущей профессиональной деятельности, установить значимость информационных технологий для решения профессиональных задач.


Компетентностный подход в обучении учитываются следующие важные моменты:
1. Объём часов, выделенный на изучение дисциплин, очень мал, а объём материала достаточно велик. Следовательно, преподаватель должен организовывать учебный процесс таким образом, чтобы студенты были способны при необходимости самостоятельно найти и изучить ту информацию, которая осталась за пределами учебного курса; тематики, предусмотренной стандартом. В таких условиях возникает острая необходимость формирования таких профессионально важных качеств, как самостоятельность, умение точно ориентироваться в огромном информационном пространстве.
2. В программном и аппаратном обеспечении компьютера постоянно происходят изменения. Специалист, использующий в своей деятельности информационные и компьютерные технологии, должен быть в курсе происходящих изменений, следить за новинками, уметь осваивать новое в программном и аппаратном обеспечении. Поэтому важно формировать у студентов понимание необходимости постоянного саморазвития, самообучения.
3. Необходимо вырабатывать у студентов отношение к компьютеру, как к инструменту своей профессиональной деятельности, способному облегчить решение профессиональных задач. При многообразии программного обеспечения грамотному специалисту необходимо уметь выбирать оптимальные средства и способы решения той или иной задачи. А, следовательно, возникает необходимость в выработке таких качеств, как умение правильно сформулировать постановку задачи, спланировать свои действия по её решению, проанализировать результаты работы, критически оценить их и понять, достигнута ли цель.
4. Сегодня большой комплекс задач, решаемых с помощью компьютерных технологий, невозможно решить в одиночку. Такие задачи, как разработка WEB - страниц, создание баз данных, подготовка макета печатного издания и т.п., гораздо эффективнее решаются при условии работы над ними коллектива разработчиков. В связи с этим необходима выработка у студентов таких качеств, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, спланировать коллективные действия, распределить работу по достижению общей цели и, наконец, презентовать свою работу.


Для реализации целей выработки общих и профессиональных компетенции мы в своей практике применяем работу с электронными учебниками, деловые игры, проектную деятельность студентов, дистанционное обучение, компьютерное тестирование.
Каждая из этих методик успешно используется как для получения новых знаний, так и для оценки качества усвоения материала через решение практических задач. Тем самым эффективно решается вопрос формирования у студентов таких качеств, как:
 самостоятельность, способность к самообразованию;
 умение планировать работу по выполнению задания;
 умение анализировать, оценивать результаты работы;
 коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе;
 выбор оптимального способа выполнения работы, принятия решения;
 анализ успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы;
 ответственность за принятое решение;
 необходимость выявления проблемы, причины возникновения проблемной ситуации;
 поиск путей разрешения проблемной ситуации, самостоятельный поиск необходимой для этого информации;
 необходимость доказать правильность выбранного решения;
 критическое мышление, способность к анализу;
 необходимость использования знаний и опыта предыдущих занятий.


По вышеперечисленным учебным дисциплинам разработаны диагностические карты учета 9-балльного уровня сформированности профессионально-значимых качеств личности студентов специальности 230115 Программирование в компьютерных системах, в которых отражены проектировочные, исследовательские, коммуникативные и другие умения. Особое внимание уделяется практическим умениям по основным разделам учебных дисциплин. Например, «Операционные системы», раздел «Операционные системы линейки Windows»:
- умение устанавливать операционную систему Windows XP;
- умение выполнять настройку операционной системы Windows XP;
- умение оптимизировать работу операционной системы Windows XP;
- умение осуществлять персонализацию операционной системы Windows XP в соответствии с требованиями пользователя;
- умение выполнять операции с объектами Windows XP: окнами, папками, документами, ярлыками.
«Информационные технологии», раздел «Пакет прикладных программ MS Office»:
- умение осуществлять ввод данных различного типа в ячейки, использовать формулы при выполнении действий над ними;
- умение использовать аппарат встроенных функций при решении задач в табличном процессоре MS Excel;
- умение создавать пользовательские функции;
- умение строить диаграммы различного типа;
- умение осуществлять обмен данными между текстовым документом и электронной таблицей;
- умение выполнять настройку приложений пакета: формировать панели инструментов; добавлять и удалять пункты меню; изменять параметры работы программы;
- умение использовать возможности текстового процессора MS Word при подготовке электронных документов (докладов, рефератов, курсовых работ).


Таким образом, выбор средств формирования общих и профессиональных компетенций достаточно многообразен, но все они служат достижению поставленной цели в силу того, что:
- студенты работают в небольших группах, а это позволяет создать благоприятную среду для формирования коммуникативных качеств, развития инициативы;
- любое из этих средств предполагает самоорганизацию, самостоятельную деятельность, самоконтроль обучаемых;
- каждое средство предполагает постановку задачи максимально приближенной к реальной производственной ситуации, что повышает мотивацию студентов, понимание ими целей обучения;
- каждое средство предполагает выполнение «полного рабочего действия», от постановки задачи до анализа и оценки результатов работы.
Тем самым, с уверенностью можно сказать, что сформированные на достаточно высоком уровне общие и профессиональные компетенции призваны помочь выпускнику стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Список литературы
1. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст]/М.Е.Бершадский//Педагогические технологии.-2009.-№4.-с.89-94.
2. Богданова, В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса [Электронный ресурс] / В.А. Богданова – Педсовет. – 2007. – 31 августа. – Режим доступа: pedsovet/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3843/Itemid,118/, свободный.

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar