- 24.01.2016
- 2804 Просмотра
- 2 комментария
Виговская Мария Евгеньевна
к.п.н.,Западный филиал ФГОБУ ВО РАНХиГС
профессор Российской Академии Естествознания
г.Калининград, Калининградская область
к.п.н.,Западный филиал ФГОБУ ВО РАНХиГС
профессор Российской Академии Естествознания
г.Калининград, Калининградская область
Выход российских ВУЗов на международный рынок образовательных услуг
Аннотация: В статье проводится анализ проблем выхода российских вузов на международный уровень.
Ключевые слова: бизнес-образование, интернационализация, инновационные процессы.
Экономические процессы глобализации и интернационализации охватывают все виды деятельности, в том числе и образовательные. Европейский Союз разработал специальные стипендии и программы, стимулирующие студентов на учебу за пределами своей страны. В ведущих вузах Великобритании, США, Канады до 80% студентов составляют иностранные граждане.
Современные инновационные технологии, развитие дистанционного обучения сделали национальные границы прозрачными для образовательного процесса. Многие факты подтверждают существование единого мирового образовательного рынка, где вузы разных стран предлагают продукты и услуги студентам всех государств. Знаменитые рейтинги Financial Times теперь включают вузы не только США, но и Канады, европейских стран. Работодатели во многих странах Европы при приеме на работу выпускников вузов все больше внимания обращают на опыт учебы, жизни и работы за рубежом, поскольку это свидетельствует об адаптивных возможностях кандидатов, широте их кругозора, навыках общения с представителями разных культур.
Ярким примером интернационализации образования являются современные бизнес-школы. Вызывают значительный интерес у работодателей и пользуются международным признанием подготовки МВА, являющиеся программами постдипломного образования управленческой направленности в различных сферах деятельности.
Степень МВА-это квалификационная степень в менеджменте. Квалификация МВА подразумевает способность выполнять работ руководителя среднего и высшего звена. Это наиболее известная квалификация в сфере управления бизнесом, подтверждающая наличие у ее обладателя ключевых управленческих компетенций. Группа МВА в известном колледже менеджмента Хенли объединяет менеджеров среднего и высшего звеньев, работающих по всему миру. Они выполняют групповые проекты, не покидая офиса, общаясь через Интернет и специально созданную в Хенли систему электронного образования.
Реализация программ МВА характерна и для России. В Москве и других крупных городах систематически проводятся международные ярмарки программ МВА, реализуются целевые программы финансовой помощи ведущих европейских бизнес-школ (испанской IESE, французской INSEAD, английской LBS) и нидерландского банка ABN-AMRO, предназначенные для российских студентов, зачисленных на программы МВА указанных школ. Аналогичные программы предлагает также ряд американских, английских и нидерландских университетов и бизнес-школ, продвигаемые в России через московские вузы, в частности Московскую бизнес-школу.
Программы МВА от Moscow Business School (MBS) – это современные очные, заочные и дистанционные практико-ориентированные программы обучения, разработанные ведущими специалистами рынка, тренерами и преподавателями с огромным опытом в бизнес-образовании. В ходе обучения слушатели получают ультрасовременные знания, узнают методики и решения, использование которых открывает современный взгляд на ведение бизнеса, помогает выработать прогрессивный системный подход к решению традиционных задач, выявить новые пути делового развития.
Программа обучения МВА ориентирована прежде всего на менеджеров, которые уже выросли из специалистов и планируют перейти на позицию руководителя в крупные лидирующие организации, а также индивидуальных предпринимателей.
Процессы интернационализации образования характерны и для вузов России, вынужденных работать в условиях международной конкуренции. Они борятся за абитуриентов не только с другими российскими, но и с зарубежными вузами, или их посредниками, предлагающих на российском рынке свои образовательные программы. И чем стабильнее будет выглядеть в глазах иностранных инвесторов ситуация в России, тем интереснее будет российский рынок для зарубежных вузов.
Российским вузам на этом пути приходится преодолевать сложившиеся у зарубежных коллег стереотипы восприятия российского образования как чересчур теоретизированного, формализованного, математизированного, не ориентированного на практическое применение полученных знаний, контролирующего знания формально.
Критики активного развития международных межвузовских связей и введения в российских вузах международных образовательных программ в качестве основного аргумента указывают на национальную специфику образования. Действительно, какую-бы траекторию обучения не выбрал студент, в каждый конкретный момент он выполняет требования определенного вуза, являющегося частью национальной системы высшего образования.
Эта система характеризуется разными сроками обучения, требованиями к абитуриентам, системой квалификационных экзаменов, наполнением учебных программ, системой оценок. Однако, все чаще можно наблюдать примеры интернационализации как содержания, так и организации высшего образования. Европейские страны ввели единую систему учета нагрузки студентов-ECTS, позволяющую учитывать периоды обучения за рубежом. Студенты, проучившиеся какое-то время за рубежом, отвечая на вопрос, что их больше всего поразило, обычно указывают на иную систему организации учебного процесса.
Итоговый контроль в большинстве зарубежных вузов проводится в виде письменных работ, что имеет ряд положительных моментов: более высокая объективность и аргументированность оценки; включение в экзамен вопросов по всем разделам дисциплины, а не только выборочных вопросов; единые требования для всех студентов независимо от их активности на практических занятиях и отношение к ним данного преподавателя.
Недостатком письменного контроля является большой процент списывания, тем более что современные технические средства дают такие возможности. Кроме того, при письменном контроле у студентов не формируется такая компетенция, как способность грамотно излагать устную речь, произносить профессиональные термины.
Есть у этого метода контроля и определенные трудности, из-за которых далеко не все преподаватели с готовностью его используют: это существенные изначальные затраты времени и сил на разработку экзаменационных заданий и трудоемкий процесс их проверки. Но, проделав эту работу однажды, преподаватель получает формат экзамена, который затем может легко обновляться и перестраиваться. Процесс проверки, как показывает практика, можно также облегчить, если разработать четкие критерии правильных ответов. Это позволит не только выставлять дифференцируемые оценки, но и ясно объяснять студентам их ошибки и недоработки.
Существенным отличием учебного процесса в российских вузах является высокий абсолютный показатель аудиторной нагрузки в неделю и значительная доля контактных часов в общем объеме часов на данную дисциплину. Она частенько составляет до 70%, а учитывая, что самостоятельная работа существует только в виде цифры часов на бумаге и никак не организована, единственным средством обучения становится личная беседа преподавателя со студентами, как в допечатный период, когда знания передавались из уст в уста.
Прекрасным международным опытом в этой области является использование проектов, как индивидуальных, так и групповых. Студенты получают задание, сформулированное таким образом, чтобы вынудить их применить полученные знания, найти и проанализировать необходимую дополнительную информацию, изложить результаты анализа по четкому формату ясно и логично.
Однако выход на международный образовательный рынок в качестве сильного конкурентоспособного игрока должен стать одним из приоритетов в развитии отечественной высшей школы и, более того, сферой национальных интересов для обеспечения безопасности государства в будущем. Это связано с тем, что, с одной стороны, растущий спрос, с другой -усиливающаяся конкуренция приводят к диверсификации образования, а стремление субъектов мирового рынка высшего образования извлекать доходы и укрепляться на рынке стимулирует внедрение новых программ, изобретение новых форм и моделей обучения, а главное - появление учебных учреждений нового типа, с яркой инновационной направленностью.
Таким образом, международная конкуренция в сфере высшего образования стимулирует интенсификацию инновационных процессов в странах- экспортерах образовательных услуг, что делает поставщиков этих услуг в лице иностранных университетов полноправными участниками мирового инновационного процесса, в рамках которого они не только выполняют функцию воспроизводства человеческого капитала для интеллектуального сегмента рынка труда, но и непосредственно создают сам интеллектуальный продукт, востребованный инновационной экономикой, силами обучаемых в этих вузах иностранных студентов. То есть налицо мультипликативный эффект от поступающих денежных средств за обучение иностранного студента, его непосредственного участия в интеллектуальных разработках зарубежного вуза, его включенности в социально-экономические связи на территории принимающего государства, заинтересованного в миграции высококвалифицированной рабочей силы, а именно, в приросте человеческого капитала.
Поделитесь с коллегами