- 25.02.2016
- 15071 Просмотр
- Обсудить
Пуговкина Ольга Евгеньевна
преподаватель спецдисциплин
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уваровский химико-технологический колледж»
г.Уварово Тамбовской области
преподаватель спецдисциплин
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уваровский химико-технологический колледж»
г.Уварово Тамбовской области
Методы, используемые для формирования общих компетенций у обучающихся специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Аннотация. В статье кратко представлена значимость введения компетентностного подхода в систему СПО. Кратко описаны методы, способы, приёмы, используемые при формировании общих компетенций на дисциплинах профессионального цикла.
Ключевые слова: общие компетенции, компитентностный подход, компитентностный специалист, виды компетенций, формирование общих компетенций.
В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности (ФГОС СПО), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднегопрофессионального образования образовательными учреждениями, заложен компетентностный подход. Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей.
Компетентностный специалист – это не просто знающий и владеющий способами профессиональной деятельности выпускник СПО, это человек, способный к самостоятельному решению проблем в новых условиях и ситуациях, использующий для этого разнообразные возможности, мотивированный на поиск решения проблем и профессиональное совершенствование, т.е. карьерный и личностный рост. Таким образом, можно обозначить следующие идеи, способствующие эффективному формированию компетенций и позволяющие достигнуть названных целей:
- интеграция различных результатов образования и самообразования при решении проблем;
- САМОдеятельность, САМОразвитие, САМОконтроль;
- ориентация на перспективные личностные цели.
С введением компетентностного подхода в систему среднего профессионального образования (СПО) связывается возможность качественного изменения подготовки специалистов. Основа компетентности –чувство собственной успешности и полезности; осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающими.Выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию.Нам необходимо не только реализовать все методические и образовательные задачи на своих уроках, но во многом реализовать и воспитательные задачи. НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ как раз и является началом работы по формированию общих компетенций. Развитие логического мышления, коммуникативных способностей, развитие связной монологической речи, формирования адекватного представления об окружающем мире, развитие памяти – все это неотъемлемая часть работы наших преподавателей.
Различают следующие виды компетенций:
- Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
- Информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
- Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе.
В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений СПО. Поэтому подготовку специалистов в этих учреждениях необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста, нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что безусловно требует нового подхода к подготовке будущего профессионала.
Согласно ФГОС СПО компетентность будущего специалиста включает в себя общие и профессиональные компетенции.
Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении комплекса учебных дисциплин и профессиональных модулей. Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной деятельности студентов.
Дисциплины профессионального цикла являются обязательными. Какие же методы и приемы можно применять для формирования основных компетенций у студентов специальности 270802 «Строительство и эксплуатация здания и сооружений»?Рассмотрим примеры используемых методов для некоторых общих компетенций, которые используются на дисциплинах профессионального цикла.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Формируется в результате использования методов и приемов:
• демонстрация учебных фильмов с последующим обсуждением;
• наблюдения за профессиональной деятельностью на производстве;
• подбор заданий с профессиональной направленностью;
• встречи со специалистами, метод проектов, дискуссия;
• проведение профессиональных соревнований, викторин, олимпиад, конкурсов;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Сочетание методов и способов:
• действие по инструкции, упражнения (воспроизводящие, тренировочные, имитационные, творческие);
• задания на упорядочение профессиональных действий (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование), имитационные ситуации, тренинги;
• все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, лабораторные и практические работы (с элементами самостоятельного планирования — в начале работы, и самостоятельного самооценивания - в конце), мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке), ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры;
• систематическое выполнение домашнего задания, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы любого типа, создание профессионального портфолио, работа по индивидуальному заданию, программе.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Формируется в результате использования методов и приемов:
• проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент); метода проб и ошибок, предполагающего в том числе возможность обучающегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки;
• решения одной и той же задачи несколькими альтернативными способами, выбора наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения учебных задач с избыточным условием;
• учебных задач с недостаточным условием, требующих поиска дополнительной информации; метода кейсов, любых видов проектной деятельности (прежде всего – исследовательских и практико-ориентированных проектов);
практических работ поискового и исследовательского характера, имеющих жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст;
• заданий с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Формируется в результате применения методов:
• поиск и сбор информации (задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет);
• обработка информации (подготовка вопросов к тексту, задания на упорядочение информации — выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, составление схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
• задания, связанные с анализом и обобщением информации, полученной из учебных фильмов или из учебных материалов; задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения);
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Формируется в результате освоения:
• информации в сети Интернет и с различных электронных носителей;
• использования средств ИТ для обработки и хранения информации;
• извлечения информации с электронных носителей;
• представления информации в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения;
• создания презентации в различных формах.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Формируется при использовании заданий, где обучающийся:
• устанавливает позитивный стиль общения;
• признаёт чужое мнение, принимает критику, но при необходимости отстаивает своё собственное мнение;
• ведёт деловую беседу в соответствии с этическими нормами;
• отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации;
• соблюдает официальный стиль при оформлении документов;
• организует в группе коллективное обсуждение рабочей ситуации.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Формируется в результате выполнения коллективных заданий, творческих или исследовательских проектах в малых группах на занятиях с использованием активных форм проведения:
• викторины;
• деловые игры;
• уроки-конкурсы.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Формируется во время производственных практик при выполнении профессиональных заданий, когда студент осознанно:
• анализирует собственные сильные и слабые стороны;
• определяет перспективы профессионального и личностного развития;
• анализирует существующие препятствия для карьерного роста;
• составляет программу саморазвития и самообразования;
• определяет этапы достижения поставленных целей;
• определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей;
• планирует карьерный рост;
• выбирает тип карьеры;
• участвует в мероприятиях, способствующих карьерному росту;
• владеет методами самообразования;
• владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формируется при использовании заданий, где обучающийся:
1. определяет технологии, используемые в профессиональной деятельности;
2. определяет источники информации о технологиях профессиональной деятельности;
3. определяет условия и результаты успешного применения технологий;
4. анализирует производственную ситуацию и называет противоречия между реальными и идеальными условиями реализации технологического процесса;
5. определяет причины необходимости смены технологий или их усовершенствования;
6. указывает этапы технологического процесса, в которых происходят или необходимы изменения;
7. определяет необходимость модернизации;
8. даёт ресурсную оценку результата модернизации (экономическую, экологическую и т.д.).
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Данная формулировка не указывает на способ деятельности, тем более на универсальный, (сама формулировка содержит ограничение по гендерному признаку). Если рассматриватьвоинскую обязанность как временную профессиональную деятельность, мы имеем дело с профессиональной компетенцией, требующей определенных знаний и умений и опыта деятельности для ее формирования. Данная компетенция будет сформирована, если студент сможет организовывать свою жизнь в со¬ответствии с социально значимыми пред¬ставлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физиче¬ской подготовленности, необходимый для использования воинскую обязан¬ность, в том числе с применением полу¬ченных профессиональных знаний.
При реализации Федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами стоит задача наиболее эффективного использования различных методов для формирования общих компетенций у студентов специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,позволяющих им обрести опыт практической деятельности в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, овладеть способами непрерывного профессионального и личностного роста.
Список литературы.
1. http://catt.ucoz.ru/docs/npk/1-7.pdf. «Формирование общих компетенций обучающихся на уроках спецтехнологии.» Г.Н. Фёдорова АУ ЧР НПО «ПУ № 16 г. Канаш»Минобразования Чувашии.
2. http://gigabaza.ru/doc/76235.html «Методические рекомендации по составлению таблицы диагностического минимума как элемента мониторинга уровня сформированности общих компетенций обучающихся» Г.В.Каширова ГБОУ СПО СО «Качканарский горно-промышленный колледж», г.Качканар, 2011.
3. http://nsportal.ru/npo-spo/arkhitektura-i-stroitelstvo/library/2015/05/05/ispolzovanie-proektnyh-tehnologiy-v «Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся» Т.В.Антимонова, преподаватель ГБОУ СПО СГКСТД.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.