☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2016 » Март » 4 » История одной вещи
19:52
История одной вещи
МБОУ "Гимназия № 8"
Автор : Свищёва Екатерина Александровна
обучающаяся 11 класса МБОУ «Гимназия № 8»
город Шумерля, Чувашия
Научный руководитель: Александрова Марина Васильевна

« История одной вещи»
Ключевые слова: ручная прялка, история возникновения прялки,
Нижегородская область, резьба , донца, народное искусство.

Развитие цивилизации наряду с положительными имеет и свои отрицательные последствия. В последнее время восприятие и сохранение духовных ценностей в обществе переживает не лучшие времена. Это происходит потому, что многовековые традиции предаются забвению.
Сохранение традиций народного искусства - дело непростое. Частично эту проблему решает краеведение. Краеведение как вопрос современный и актуальный объединяет людей разных профессий и взглядов, увлечённых общим делом – изучением и сохранением истории родного края. Настоящая статья посвящена одной из характерных категорий бытовых предметов народного искусства — деревянной ручной прялке.

Актуальность исследования прялки определяется существенно возросшим к концу ХХ в. и не спадающим интересом российского общества к истокам и своеобразию русской культуры.
Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего в экономическом, историческом развитии, в происхождении, культуре, быте.
В Поволжье дерево издавна служило основным и главным материалом в устроении народного вещественного хозяйства и, следовательно, в художественном прикладном творчестве. У всех финно-угорских народов значительная часть инвентаря изготовлялась собственными силами, таковым являлся и предмет крестьянского быта - прялка. Почти в каждом музее обозреватель встретит прялку.
Прялка – сегодня это, прежде всего, носитель информации, изучение которого открывает возможность проникновения в глубинные пласты русской культуры, в мировоззрение создавшего ее мастера.
В музее МБОУ «Гимназии № 8» представлены историко-краеведческие экспозиции, в экспонаты которых и входит деревянная ручная прялка. Обучающиеся гимназии предприняли попытку изучить историю возникновения прялки, её формы и художественную декорацию, отражение прялки в историческом мировоззрении, расширив знания об истории родного края. Результатом этой деятельности стала исследовательская работа «История одной прялки».
Предполагается, что появилась прялка в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе о ней узнали в начале XIV века. А на территории России прялка существовала уже в неолитическую эпоху. Археологами была найдена прялка, относящаяся к началу II тыс. до н.э., в Вологодской обл.
Процесс прядения был в представлении первобытного человека неразрывно связан с идеей движения: непрерывно кружится веретено, непрерывно кудель превращается в нить… Обилие фольклорных материалов о прялках и о прядении свидетельствует, что с глубокой древности человечество связывало с прялкой и нитью представление о жизни. «Нить жизни» — это движение во времени. В этнографической записи К. Федина («Города и годы») говорится о том, что в мордовской деревне в 1918-1919 гг. во время эпидемии крестьяне заставили 12-летнюю девочку спрясть такую длинную нить, которой можно было окружить деревню и спасти жизнь всех ее односельчан.
С давних пор прялка сопровождала женщину с раннего детства и до самой старости. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Поэтому мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид.
О древности происхождения прялки говорят украшающие её орнаментальные мотивы: символические изображения коней, птиц, плетенки - символа воды, розетки - олицетворения бога солнца. Классическим центром составных прялок - гребня с донцем - была Нижегородская область.
Деревянная ручная прялка состоит из двух главных частей: вертикальной части (лопаска и ножка), куда привязывается кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть прялки вставляется в возвышение или подножку, «гнездо», сделанное в одном конце донца. В некоторых типах прялок горизонтальная и вертикальная части вырезаются из одного цельного дерева, из той нижней части ствола; где он вместе с корнем дает прямой угол (прялка-копыла).
Вертикальная часть прялки состоит из двух частей: лопаски и ножки. Лопаска имеет в большинстве случаев фигуру четырехугольника различных размеров. К лопаске привязывается на стороне, обращенной к донцу, кудель. Она встречается различных форм (плоская, в виде столба, прорезная и т. д.).
По характеру декоративной обработки народные русские прялки можно разделить на две главные группы: расписные и резные. Третья, дополнительная или промежуточная группа, носит смешанный характер обработки: это прялки резные-росписные или росписные -резные, смотря по тому, какой из элементов украшения преобладает.
Резьба, применяемая в декорации народных прялок, разнообразна с технической стороны, это резьба контурная, резьба рельефная, резьба выемчато-трехгранная, резьба скобчатая (с инкрустацией). Резьба является одной из первейших ступеней народного декоративного творчества. Господствующим мотивом резьбы - круг, богато расчлененный на секторы и сегменты, покрытые узорами и фигуры квадратов, треугольников. Розетки и круги - древний языческий символ солнца - зародились в народной орнаментике давно и сохраняются с позабытым символическим значением и сегодня. Резьба имеет место почти во всех типах русских народных прялок.
Большой декоративный интерес представляют донца (для чесания и прядения льна). Донца, как и прялки, имеют разнообразную форму и различные приемы украшений. Так же, как и на прялках, на них встречаются надписи. Разнообразие приемов украшения донцев и почти полное отсутствие географических сведений о районах их распространения заставляют распределить этот материал на группы, руководствуясь исключительно художественно-техническими признаками. Благодаря отсутствию лопаски, принимавшей на себя в прялках центральное место декорации, донца гребней и швеек получили богатую разработку как единственные большие плоскости, куда обращался взор декоратора.
Используемая постоянно, прялка была идеально приспособлена к процессу передачи информации. Очевидно, что при создании прялок мастера руководствовались не только ее практической значимостью, но старались воплотить в форме идеальное представление о ней.
Одним из крупнейших районов выделывания прялок в Поволжье – это Ярославская и Нижегородская губернии. Прялки народов Поволжья XIX-XX веков на протяжении столетий сохраняли свою древнюю конструкцию (стоячок и донце или донце с гребнем). У марийцев, удмуртов и частично верховых чувашей при прядении использовались простые прялки, состоящие из донца и вставленной в него под прямым углом палки, к которой привязывалась кудель. У мордвы и чуваш при прядении кудели чаще использовались прялки с деревянным гребнем, пряли не с прялки, как на Севере, а с гребня. Этот факт позволяет нам говорить о том, что рассматриваемая далее прялка относится к тем, которые были изготовлены в Нижегородской губернии. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!
Не всегда имеется возможность вполне надежно определить формы и орнаменты народного бытового искусства, даже через века; консерватизм технических приемов и традиционность изображения может обмануть исследователя.
Все началось лет десять тому назад, когда в кабинете истории появились принесённые ребятами несколько старинных вещиц. Первым был утюжок, потом к нему добавился замечательный самовар, которому уже более пятидесяти лет. Наша прялка – тоже подарок музею от ученика. Прялка принадлежала его прабабушке, которая проживала в посёлке Княгинино, Нижегородской области. Ну, разве все наши «собиратели» - не патриоты?
Постараемся проанализировать нашу прялку с точки зрения техники её изготовления и нанесённой резьбы. Наша прялка относится к составным прялкам, так как состоит из двух частей: вертикальной (лопаска и ножка) и горизонтальной (донце). Лопаска имеет форму прямоугольника с гребнем.
Таким образом, функции рассматриваемой прялки расширяется – она служила одновременно и для чесания пряжи. Лопаска в нашем случае плоская. По характеру декоративной обработки нашу прялку можно отнести к группе резных прялок. Резьба на донце прялки дает основание утверждать, что при её украшении использовались: контурная резьба (орнамент в виде сеток на углах донца); резьба выемчато-трехгранная (на донце множество геометрических фигур, а в центре круг - символ солнца). Использование этих видов резьбы и графических символов, которые относятся к более ранним, убеждает нас в том, что создатель прялки был знаком с традициями своего народа.
Прялка деревянная, составная, лопатообразного типа. Состоит из лопасти с гребнем и донца. Верх оформлен гребнем, основание ножки вставлено в паз донца. Донце покрыто геометрическим орнаментом. Использовалась прялка, как подставка при прядении, к которой привязывалась кудель в начале XX вв. населением Нижегородской области. Донце прялки имеет круглое отверстие, предназначенное для вешания на стену, и рассечено продольной трещиной. Общая высота прялки, выполненной ручным способом - 63 см, ширина лопасти 18,5 см.
Отсутствие географических сведений о районе производства на самой прялке не позволяет нам определить место её изготовления. Однако можно точно указать год изготовления – 1919 – так как он вырезан мастером на донце прялки.
Тема прядения и девушка-пряха широко представлены в песенно-игровом фольклоре молодежи, в хороводных игровых песнях, в сказках, русской классике. Не обошло стороной отражение прялки и в обрядности чувашского народа. Праздник саварни - праздник проводов зимы и встречи весны - соответствует русской масленице, сопровождался катанием с гор. Чуваши верили, что скатывание с гор на донце прялки приносит успех в женских делах - прядении и ткачестве, а также изгоняет всякую хворобу.
Ручные прялки (без колеса) не утратили своего практически жизненного значения и посейчас в средней и особенно северной окраине России, где еще теплится вековой уклад народной жизни и где разрушение крестьянского натурального хозяйства идет более медлительным шагом.
Народное искусство, подобно обычаям и обрядам, зарождается, течет и претерпевает формальные изменения крайне медленно, с великой постепенностью, и основной формальный характер его теряется в глубокой древности. Обозначить на этом формальном фоне искусства те точные и четкие признаки, которые позволили бы датировать народное искусство хотя бы по полустолетиям, есть необходимейшая и сложная задача будущей истории русского народного бытового искусства. В настоящее время при ее беднейшем, неразвитом состоянии исследователь какой-нибудь одной группы предметов народного быта и искусства не может с достаточной полнотой и надежной точностью установить желательную ему хронологическую постепенность в развитии форм и декораций того или иного предмета.
Ручная прялка, представленная в музее гимназии, является образцом взаимопроникновения культур разных народов и передачи жизненных традиций и обычаев из поколения в поколение.
Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков!
Источники:
1. Бернштам Т. А. Прялка в символическом контексте культуры // Из культурного наследия народов Восточной Европы. М., 1992.
2. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.
3. Рыбаков Б. Язычество древних славян. – М.: "София" ИД "Гелиос", 2002.
4. Тарановская Н. В. Русские прялки // Добрых рук мастерство. - Л., 1981.
5. Историко-этнографический сайт Республики Мордовия.// [Электронный ресурс]//Зона доступа: http://zubova-poliana.narod.ru
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 374 | Добавил: Катерина2011
Всего комментариев: 0
avatar