☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2016 » Апрель » 25 » Формирование профессиональной компетентности обучающихся в условиях внедрения ФГОС СПО.
23:44
Формирование профессиональной компетентности обучающихся в условиях внедрения ФГОС СПО.
Тубальцева Юлия Николаевна преподаватель
ГБПОУ РК «Симферопольский профессиональный строительный техникум» г. Симферополь, Республика Крым


Формирование профессиональной компетентности обучающихся в условиях внедрения ФГОС СПО.

Аннотация: Формирование компетенций обучающихся при изучении общеобразовательных дисциплин лежит в основе профессиональных компетенций будущих специалистов и соответствует ФГОС нового поколения. Формирование компетенций наиболее эффективно при использовании проектной технологии и технологии проблемного обучения.

Ключевые слова: ФГОС СПО, компетенции, профессиональные компетенции, внеаудиторная самостоятельная работа, исследовательский проект, технологии проблемного обучения, инновационные технологии.

На протяжении последних двух лет, начиная с 2014 года, преподаватели Крыма работают над внедрением ФГОС. Стандарты нового поколения призваны обеспечить развитие профессионального образования с учетом требований рынка труда. Одной из отличительных особенностей ФГОС СПО является выраженный компетентностный подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Для формирования компетентного в определенной области человека необходимо владение соответствующими компетенциями, которые являются системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств, и формируются на базе усвоенных знаний и опыта.
Что касается термина “компетенция”, то в настоящее время, многими авторами дается различная трактовка данного понятия. Я хочу Вам предложить следующую: “компетенция” - это “готовность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы и опыт деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач”. Другими словами, компетенция определяется не просто как набор знаний, умений и навыков, как в традиционной системе профессионального образования, но и также как опыт использования студентами полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и опыт для успешной профессиональной деятельности.
Компетенции подразделяются на профессиональные (специализация в определенных областях деятельности) и общекультурные (необходимые образованному человеку независимо от профиля подготовки).
Профессиональные компетенции — это готовность и способность работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы. Для конкретной специальности и направления подготовки определяется свой набор ведущих компетенций, который в совокупности отражает необходимый профиль компетентности специалиста. В этой связи и профессиональную подготовку специалиста необходимо рассматривать, прежде всего, как процесс целенаправленного формирования его профессиональных компетенций. В тоже время, приобретаемые по отдельным учебным дисциплинам знания и умения структурируются и оформляются в виде значимых профессиональных компетенций, между которыми устанавливаются сложные многофункциональные связи. Поэтому, одним из условий формирования профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности является способность применять знание основных общеобразовательных предметов, в частности, химии. При изучении общеобразовательных дисциплин у обучающихся формируются такие компетенции как: творческая, аналитическая, практическая, исследовательская, информационная, коммуникативная, и др.
Изучение общеобразовательной дисциплины, в частности «Химия» состоит из аудиторной и самостоятельной работы.
При проведении аудиторных занятий основные усилия направлены на формирование знаний. Теоретический материал предмета химия разделен на два раздела: неорганическая и органическая химия, содержание которых соответствует содержанию рабочей программы.
Некоторые темы тесно связаны с профессиональной деятельностью студентов. Например, специальность «Мастер отделочных строительных работ» предполагает наличие знаний по таким темам дисциплины химия как:
 Чистые вещества и смеси (урок 1-21);
 Объёмная и массовая доли компонентов смеси (урок 1-22);
 Дисперсные системы (уроки 1-23, 1-24);
 Ознакомление со свойствами дисперсных систем (урок 1-26);
 Вода. Растворы. Растворение (урок 1-27);
 Растворимость веществ (урок 1-28);
 Массовая доля растворенного вещества (урок 1-29);
 Решение задач на массовую долю растворенного вещества (урок 1-32);
 Полимеры (урок 1- 48);
 Волокна (урок 1 - 49).
Умения и навыки применения полученных знаний формируются при выполнении лабораторных и практических работ. Например, лабораторная работа «Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла» - урок 1-25, практическая работа «Приготовление раствора заданной концентрации» - уроки 1-33 и 1-34.
Для закрепления полученных теоретических знаний студентов кроме практических и лабораторных работ, программа содержит уроки обобщения и систематизации знаний. Также для закрепления полученных знаний, умений и навыков я использую внеаудиторную самостоятельную работу.
Для самостоятельного изучения студентам предложены определенные примерной программой темы рефератов и презентаций. Во время работы над рефератами и презентациями у студентов формируются такие ключевые компетенции как: исследовательская, аналитическая, коммуникативная, информационная и другие компетенции. Формируются навыки работы в малых группах, повышается познавательный интерес.
Во время внеаудиторной самостоятельной работы у студентов формируются умения и навыки работы с ИКТ, так как такая работа предполагает поиск информации в сети Интернет, подготовка электронных презентаций. Также оформление стенгазеты требует умений и навыков работы с компьютером.
Готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) - одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность. Активность обучаемых должна быть направлена не столько на простое запоминание, сколько на процесс самостоятельного добывания знаний.
Поэтому я предпочитаю работу над исследовательскими проектами.
В 2014 – 2015 учебном году мы со студентами работали над проектом «Изучение народных способов выведения пятен различного происхождения».
Целью работы над проектом было исследование народных методов выведения пятен различного происхождения и их эффективности.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
 Изучить литературу по данному вопросу;
 Научиться распознавать пятна различного происхождения;
 Изучить и применить на практике народные способы выведения пятен различного происхождения, сделать выводы и рекомендации.
План работы над проектом включал следующие разделы:
 История выведения пятен.
 Распознавание пятен.
 Материалы и методы исследований.
 Результаты исследований.
 Выводы.
В результате работы над проектом студенты разработали памятку по эффективности применения народных методов выведения пятен и подготовили стенгазету.
Работа над проектом способствует формированию исследовательской, аналитической, практической, коммуникативной компетенций, формирование умений и навыков работы с ИКТ, умений работы в малых группах, в химической лаборатории с химической посудой, знание техники безопасности, умений делать выводы.
В 2015 – 2016 учебном году студенты работали над проектом «Секрет колбасы или где мясо?». Цель исследования - обнаружить белки в колбасных изделиях, зная методы качественного определения белков.
Основные задачи проекта:
 Провести социологический опрос студентов строительного техникума.
 Выявить значение белков в питании человека.
 Узнать с помощью, каких реакций можно обнаружить белки.
 Определить опытным путем наличие белков в колбасе.
 Оценить возможность замены мяса в питании человека колбасами и сосисками.
План исследования включал 3 этапа:
1- Теоретическая часть;
• Постановка целей и задач проекта;
• Сбор информации;
2- Экспериментальная часть;
3- Анализ результатов, создание памятки.
В результате работы над проектом студенты разработали краткую памятку покупателю колбасы и также подготовили стенгазету.
В процессе такой исследовательской самостоятельной работы студент осознает себя не только потребителем, но и распространителем нового знания, ощущает общественную значимость своей индивидуальной познавательной деятельности.
При проведении внеклассной работы можно также использовать элементы технологии проблемного обучения. Данная технология также предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются эрудиция, творческое мышление. Перед студентами ставится проблема или проблемная ситуация и предлагается найти способ решения проблемы.
Например, проблемная ситуация: студент строительного техникума активно занялся спортом и ему необходимо увеличить в своём рационе количество белка. Необходимо - решить проблему содержания белка в привычных для студента продуктах питания. Студенты начинают искать способы решения проблемы.
Данная технология обучения позволяет применять частично поисковую деятельность и самостоятельную исследовательскую деятельность. Развивает критическое и логическое мышление, позволяет уже во время обучения, и в будущей профессиональной деятельности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Деятельность студентов во время работы над проектом носит поисковый или частично – поисковый характер и требуют от студентов самостоятельного подбора средств и методов выполнения действий в инструктивной и справочной литературе, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Таким образом, достижение результата обеспечивается за счет понимания и принятия субъектами образовательного процесса целей деятельности, требований к промежуточным и конечным результатам.

Я считаю, что использование инновационных педагогических технологий в рамках ФГОС нового поколения способствует формированию общеобразовательных компетенций, развитие которых обеспечивает подготовленность выпускника к решению профессиональных задач.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 569 | Добавил: Юлия1523
Всего комментариев: 0
avatar