- 30.05.2016
- 2878 Просмотров
- Обсудить
Резепина Наталия Муллагалеевна
ГБПОУ "Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности".
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, —
значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка. значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Вопрос духовно-нравственного воспитания на уроках волнует каждого неравнодушного преподавателя. Преподаватель всегда является объектом наблюдения учащихся. Без сомнения, их интересуют не только знания, которыми он обладает, но и его личность как человека. Известно много случаев, когда тот или иной преподаватель оказал влияние на будущее учащегося. Прежде всего, как человек, а потом и как преподаватель, хотелось бы иметь положительное влияние на сознание молодых людей. Ведь можно много говорить о том, как важно быть порядочным честным дружелюбным человеком и при всем этом своим отношением демонстрировать обратное. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности и как следствие таких взаимоотношений с учащимися, у них будет интерес к преподавателю и затем к его предмету.
Интересно, что учитель, преподаватель и педагог в переводе на английский язык звучит одним словом teacher. Что же означают эти слова в русском языке? В словаре С.И Ожегова 1. УЧИ́ТЕЛЬ- Лицо, которое обучает чему-нибудь. 2.ПРЕПОДАВА́ТЕЛЬ- Специалист работник среднего, высшего или специального учебного заведения, преподающий какой-нибудь предмет. 3. ПЕДАГО́Г - Специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой. А вот в Древней Греции педагог - это (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий мальчика») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. На обязанности педагога лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.
Кем же является преподаватель в современной России из Проекта федерального закона «Об образовании в Российской федерации»? Это специалист высокого профессионального уровня, который обеспечивает в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов по преподаваемому учебному курсу, предмету, дисциплине, модулю; соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики; уважает честь и достоинство обучающихся, пропагандирует здоровый образ жизни, применяет педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, участвует в мероприятиях с учащимися и их родителями во внеурочное время. Проще говоря, преподаватель согласно закону является и учителем и воспитателем и суперчеловеком!
Ролик об учителе из фильма (смотреть с 26 по 28 мин фильма Сообщество мертвых поэтов)
Действительно, в ситуации, когда нравственным воспитанием в нашей стране никто не занимается, преподавателю приходится брать на себя роль наставника: из приходящих в учебное заведение мальчиков и девочек воспитывать ответственных и порядочных людей, учить их взаимодействовать с друг другом, договариваться и выполнять договоренности, предотвращать конфликты, быть полезными обществу, быть толерантными и милосердными.
Есть такое замечательное выражение: «How many languages you know –that many times you are a person." Johann Wolfgang von Goethe, что означает, сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек! Изучение языка должно иметь не только лексико-грамматическое наполнение, но и духовно-нравственное, эстетическое. Учебный предмет «Английский язык» имеет существенную особенность: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому английский язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения английского языка, затрагиваются многие насущные проблемы, например, проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, национальной культуры, нищеты и борьбы с ней, проблемы современного мира и человека, где студенты обсуждают вредное воздействие никотина и наркотиков на организм человека, изучают антинаркотическую политику стран мира.
Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможности, если «иностранный язык используется как средство для приобщения студентов к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе обучения” (И.Л. Бим).
При изучении английского языка на занятиях обсуждаются темы «Что такое семья?», «Кто я?», «Для чего я живу?», «Как я отношусь к людям, к работе, к миру?», «Мир моей профессии», «Честность в бизнесе –за и против», «Мода и моральные ценности» и т.д
Изучая тему «Человек и его окружение» мы описываем внешность человека, характер, личностные качества, делаем акцент на положительных качествах. Например, можно выдать список с именами одногруппников. Дать задание написать напротив каждого имени только положительные характеристики, используя прилагательные на английском языке. А затем выписать все прилагательные для каждого студента и раздать им эти характеристики. Каждому будет интересно узнать, что о нем думают однокурсники и между делом выучить или узнать новые слова – прилагательные на иностранном языке.
При изучении культуры народов Великобритании, описываем праздники и добрые традиции англо-говорящих стран. Например, праздник Рождество, который в англоговорящих странах считается одним из самых главных праздников. Целью занятий в данной теме становится привитие нравственных семейных ценностей. На примере празднования этого праздника следует развивать добрые отношения в своей семье и формировать понятия ценности Семьи как таковой. Обязательное обсуждение вопросов семейных ценностей, семейных традиций и о том какой должна быть семья. Тема «Семья» одна из важных для современной молодежи. Большинство студентов нашего техникума имеют неполные семьи или являются сиротами. Мы обсуждаем, какой должна быть семья, и какими качествами должны быть наделены члены семьи. В этом помогают некоторые песни и отрывки из фильмов о семье.
Студенты коммерческих групп изучают английский для бизнесменов. Интересны мнения учащихся по поводу ведения честного бизнеса. Многие выражают мнение, что в России нельзя вести честный бизнес, но есть и те которые неожиданно заявляют, что это возможно и они хотели бы вести честно свой бизнес!
При изучении делового английского студентам было дано задание написать кому-нибудь деловое письмо. И вот что из этого вышло: Они написали президентам!
• Путину с просьбой повысить зарплату
• Абаме с просьбой выслать $
• Порошенко с просьбой вернуть долги России
Интересны мнения студентов о моде и нравственности. Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего оформление внешности человека (одежда причёска, косметика и так далее) и непосредственной среды его обитания (интерьер, различные бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и так далее.
Влияет ли мода на мою жизнь? Нужно ли следовать моде? Как я отношусь к «немодным» людям? Каким должен быть гардероб девушки и юноши? Что такое высокая мода? Как твой гардероб отражает твой внутренний мир? - вот темы которые помогают нашим модельерам не только в их профессиональной деятельности, но и в их нравственном и эстетическом воспитании.
Таким образом, изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно -организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.
В заключении, хочется сказать, что сколько-нибудь заметный воспитательный эффект уроки английского языка могут дать только при том условии, если учитель достаточно хорошо знает свой предмет, имеет достаточный педагогический такт и опыт, и сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.
Литература:
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
2. "Математика в образовании и воспитании", Сост. В.Б. Филиппов, М., изд. "Фазис", 2000 г. «Педагогические статьи» (М.: изд. АПН РСФСР, 1963, с. 128-160).
3. Зарецкая М. Н. Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 601-605.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.