☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2016 » Май » 31 » Применение технологии проблемного обучения, как условие развития творческих способностей студента
22:35
Применение технологии проблемного обучения, как условие развития творческих способностей студента
Степанищева Елена Ивановна
ГБПОУ «Самарский механико-технологический техникум»
г.Самара, Самарская область


Применение технологии проблемного обучения, как условие развития творческих способностей студента

Аннотация: в статье описывается использование технологии проблемного обучения, а также применении исследовательского метода, путем сотрудничества техникума с предприятиями.

Ключевые слова: проблемное обучение, исследовательский метод, технология сотрудничества, партнерства.

В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, освоения общих и профессиональных компетенций, но и создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Образование является сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Проблема обеспечения качества образовательного процесса становится все более актуальной в связи с коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, повышением запросов общества к качеству профессионального образования, обновляющимися технологиями обучения, обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.

В Самарском механико-технологическом техникуме будущие технологи приучаются творчески подходить к своей работе. Этому способствует применение технологии проблемного обучения. Сущность данной технологии в столкновении студентов с учебными и жизненными проблемами и постановке их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей». Технология проблемного обучения строится на основе продуктивного, творческого мышления и «пусковым моментом» такого мышления является проблемная ситуация. Проблемные ситуации создаются в процессе обучения преподавателем, но особенно ценно, когда инициатива исходит от самих студентов, а преподавателю остается лишь превратить возникший у них вопрос в проблемную ситуацию.

Проблема – греческое слово, означающее, в широком смысле, положение, задачу, вопрос, требующие решения. Этим отражается противоречие между знанием и незнанием. Можно выделить учебную проблему, которая требует для разрешения знаний, открытых наукой, но неизвестных студенту.
Ситуация – французское слово, означающее набор положений, обстоятельств, предметов, характеризующих что-либо.
Проблемная ситуация отличается тем, что ее восприятие вызывает интеллектуальное затруднение, противоречие вследствие недостаточных знаний, либо умений.
Проблемная задача – часть проблемной ситуации.
Проблемный вопрос – часть проблемной задачи.

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия студентов с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. Этот способ обучения:
1. Направлен на самостоятельный поиск студентами новых понятий и способов действия.
2. Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед студентами познавательных проблем, разрешая которые они под руководством преподавателя активно усваивают новые знания.
3. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Достоинства проблемного обучения:
1. Способствует формированию определенного мировоззрения студентов, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения.
2. Формирует личностную мотивацию студента, его познавательные интересы.
3. Развивает мыслительные способности студента.
4. Помогает формированию и развитию диалектического мышления студента, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

Руководя познавательной деятельностью студентов, преподаватель должен иметь в виду, что если созданная в начале урока проблемная ситуация не будет использована в процессе его проведения, то студенты могут не обнаружить логической связи проблемы с изучаемым материалом и мыслительная их активность понизится. При раскрытии сущности какого-либо явления, сообщая факты, сведения, подготавливающие «развязку» проблемы, преподаватель может «утаить», приберечь какой-либо существенный факт к концу урока. Этот прием позволит поддержать активную познавательную деятельность и интерес студентов. Иногда имеет смысл не раскрывать на уроке проблему полностью, чтобы студенты «докопались» до истины сами при выполнении домашнего задания.

Поскольку успех обучения по предлагаемой педагогической технологии зависит в решающей степени от направленности и внутренней активности студентов, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества способствуют самостоятельности и творчества способствуют достижению высокой гарантированной результативности предлагаемой технологии. Активность и самостоятельность студентов нарастает последовательно, постепенно доходя до максимального уровня в исследовательском методе.

Исследовательский метод призван разрешать сложные цели обучения, так как уровень самостоятельности и познавательной активности студентов в рамках этого метода максимально высокий. Это значит, что в управлении производственной деятельности студентов дистанции между субъектами дидактического процесса увеличивается, роль преподавателя сводится к роли консультанта, наставника. Характер учебных целей меняется в сторону их перехода в личностно-ориентировочные цели студента. Это означает, что исследовательский метод в значительной степени индивидуализирует учение студентов. Ядром исследовательского метода является организация эффективной самостоятельной исследовательской работы студентов. Чтобы систематизировать и эффективно управлять исследовательской работой студентов, ее целесообразно организовать в русле методологии исследований. Для этого на производственной практике выделяются проблемы исследования, которые могут иметь тесную связь с профессионализмом.

Совместная научно-исследовательская работа преподавателя и студента является ключевым моментом образовательного процесса и направлена на углубление теоретических знаний, формирование и совершенствование навыков в конкретной области деятельности и подготовку эрудированного специалиста, владеющего большим запасом информации, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, особенно когда подключаются к работе и профильные предприятия.

Самарский механико-технологический техникум сотрудничает с рядом предприятий Самары. «Самарский булочно-кондитерский комбинат» был и остается для многих выпускников техникума «стартовой площадкой» профессионализма и мастерства. Производственную практику по профессиональному модулю «Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке» будущий техник-технолог проходит на ЗАО «Самарский булочно-кондитерский комбинат». Совместно с работниками лаборатории студенты контролируют качество поступившего сырья, проводят испытания по определению органолептических и физико-химических показателей качества сырья, полученные результаты анализируют и результаты контроля сырья используют для оптимизации производства хлебобулочных, кондитерских изделий. При этом у студента формируются исследовательские навыки при выполнении определенных заданий.

Техникум активно работает с компанией ООО «ПАНЭМ». На базе компании функционирует Демонстрационный центр, который оснащен высокотехнологичным оборудованием для изготовления различных видов хлебобулочной и кондитерской продукции. Здесь часто проходят мастер-классы по приготовлению кондитерских и хлебобулочных изделий. Ежегодно для лучших студентов специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» и преподавателей техникума Компания организует стажировку. Во время стажировки преподаватели совместно со студентами и технологами предприятия занимаются разработкой рецептур новых изделий, далее представляя свои работы на конференциях или внедряя в производство.

В технологиях сотрудничества реализуется демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и студента, или, работодателя и студента. Педагог и студент совместно вырабатывают цели, содержание работы, дают оценки на основе принципов сотрудничества и сотворчества, такие моменты можно наблюдать при выполнении исследовательской работы.

Обучение студентов в условиях проблемных ситуаций, в процессе которых студенты учатся мыслить, рассуждать, делать выводы, в конечном итоге дает гораздо больше, чем просто сознательное усвоение конкретного учебного материала. Такая педагогическая технология помогает формированию активного, творчески думающего человека и предполагает инновационный творческий подход со стороны преподавателя и студента, а также способствует более активной деятельности студентов, помогает расширять информационное поле профессиональной деятельности.
Таким образом, применение педагогической технологии проблемного обучения, вовлечение студентов в исследовательскую работу является важным элементом формирования их профессиональной компетентности и творческих способностей.

Список литературы
Педагогические технологии, Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В., 2004.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 206 | Добавил: Александр | Теги: как условие развития творческих спо, Применение технологии проблемного о
Всего комментариев: 0
avatar