☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2016 » Июль » 6 » ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
23:08
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Смирнова Татьяна Сергеевна
преподаватель истории и обществознания
АОУ ГИЭФПТ
Гатчинский район

Санкт- Петербург
2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ...................................................................................................... 3

Глава I. Проект как форма познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания........................................................... 7

1.1. Понятие, содержание проектных технологий в процессе обучения.......
............................................................................................................................ 7
1.2. Этапы работы над проектом.................................................................... 10
1.3. Обеспечение учебного проекта................................................................ 11

Глава II. Особенности и специфика использования проектов для учащихся средних профессиональных учебных заведений.................... 13

2.1. Работа учащихся на различных этапах проекта......................................13
2.2. Критерии оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения через проект.................................................................. 16

Заключение........................................................................................................ 19
Список используемой литературы................................................................ 21
Приложения........................................................................................................22

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам нашего общества. В последние десятилетия четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Активно внедряются личностно-ориентированные технологии образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
Пристальное внимание уделяется школьному образованию. Много говорится о методике подготовки к сдаче ЕГЭ, о поступлении выпускников в ВУЗы. Учащиеся Средних специальных учебных заведений (ССУЗов) остаются в тени. Стоит учесть, что по статистике в приблизительно 70% выпускников 9 классов продолжают обучение в средних профессиональных учебных заведениях. И если уж мы говорим о возрождении промышленности и берем курс на импортозамещение в аграрном производстве, то стоит обратить пристальное внимание на качество знаний этих учащихся.
Анализ опроса отношения учащихся к образовательному процессу, проведенного в моем учебном заведении показал, что 35 - 40 % учащихся посещают занятия с охотой, 30 % - по привычке, безразлично, каждый восьмой ходит на занятия с неприязнью. При этом 70% опрошенных учащихся хотели бы совмещать работу с учебой. Эти молодые люди, обучаясь в ССУЗ, желают, прежде всего, получить профессиональные знания. Предметы общеобразовательного цикла отступают для них на задний план.
От 40 до 50% обучающихся в средних специальных учебных заведений слабо и дидактически запущены, у них значительно ниже, чем у учеников 10-11 классов, скорость усвоения учебного материала. Часть из них слабо мотивирована к обучению. Незначительная перегрузка во время обучения приводит к потере интереса и к быстрому прекращению учебной деятельности.
Между тем, они всегда готовы к общению, смело задают вопросы, вступают в дискуссию, спорят. Но дискуссия зачастую бывает непродуктивной, а в споре не всегда рождается истина. В связи с этим, у педагогов возникает ряд вопросов: как заинтересовать учащегося в получении знаний, как сформировать навыки самостоятельности, воспитать целеустремленность, ответственность. Эти ребята способны заняться активной поисковой деятельностью, разрешать проблемы, выдавать практический результат при условии, что предложенная тема исследования станет для них интересной и актуальной.
Применение метода проектов может стать важным условием активизации деятельности учащихся средних специальных учебных заведений на уроках истории обществознания и во внеурочное время.
Провести полноценный проект в рамках одного-двух уроков очень сложно, но возможно использование краткосрочного проекта. Так же можно запустить проект и завершить его на уроках, а практическую работу по осуществлению проекта провести во внеурочное время.
Целью исследования является анализ методических особенностей использования проектных технологий на уроках и во внеурочное время как важного условия активизации деятельности учащихся средних специальных учебных заведений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие, сущность, содержание проектов в процессе обучения;
• рассмотреть особенности и специфику использования метода проектов для учащихся средних профессиональных учебных заведений;
• выявить пути и способы достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения через проект.
Степень изученности.
Обращаясь к истории метода проектов, швейцарский исследователь Юрген Ёлькерс (Jurgen Ölkers) указывает, что первый опыт организации проектной деятельности обучающихся можно отнести к XVIII веку. Первое упоминание проектов в контексте деятельности учебных заведений 1702 годом, когда Королевская академия архитектуры в Париже объявила конкурс строительных планов, эскизы которых были названы проектами. В дальнейшем студенческие конкурсы проектов стали традиционными, в процессе работы над проектами студенты должны были «развивать фантазию и – в рамках классической традиции – приходить к оригинальному решению». Во второй половине XIX века опыт студенческих прикладных проектов технической направленности перенимается немецкоязычными странами, и лишь потом из Европы приходит в Америку. Позже метод проектов, рожденный в результате практических потребностей в системе высшего образования в технических дисциплинах, был перенесен в школу.
В педагогической энциклопедии, у И.А. Колесниковой, М.П. Горчаковой-Сибирской указывают на то, что методика организации проектной деятельности была введена последователем Д. Дьюи В.Х. Килпатриком (1871-1965). Американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952) считал, что истинным и ценным является только то, что дает практический результат. По мнению Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем делания, в ходе исследования проблемной окружающей среды. В.Х. Килпатрик отвергал традиционную школу, отрицал необходимость школьных программ, классно-урочной системы. Он предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта, придавая ведущее место в обучении проектной деятельности.
Выстраивая новую педагогическую систему, В. Х Килпатрик выделял три основных компонента: учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на наивысшие ступени. Обучение через решение проблем, поиск, исследования - главная идея Кильпатрика.
Метод проектов активно применял в начале XX века заведующий отделом воспитания сельскохозяйственных школ в США Д. Снедзен. Исследователи Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов отмечают его успехи во внедрении этого метода. Ученики, которые не могли регулярно посещать колу, получали обширные задания на дом "домашний проект". 11—13-летние мальчики и девочки пряли, ткали, шили, то есть учились «делать». Мышление при этом должно было «обслуживать» опыт каждого ребёнка. Оно становилось необходимым только при решении определённых жизненных задач, и учебная деятельность в таких условиях не требовала дополнительного понукания.
Этот универсальный метод с 1919 года продолжали осваивать в городе Дальтон, он известен также под названием "Дальтон-план". Его основная особенность заключается в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. Ребенок мог двигаться в удобном темпе, в нужные моменты кооперируясь с другими учениками и обращаясь к учителю за консультацией. Через определенные промежутки времени он отчитывался, "защищал" свой проект. В рамках Дальтон-плана целью образования оставалось приобретение суммы знаний без учета их насущной необходимости ребенку.
Одновременно с американскими коллегами, в 1905 г. подобный метод применял педагог-экспериментатор С.Т. Шацкий. По его инициативе в России были созданы первые внешкольные учреждения для детей. Применяя метод прагматизма в обучении, упор был сделан на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся.
После революции методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию в России применялась в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.
В 1928 году Дьюи приехал в Советский Союз, чтобы помочь Наркомпросу в освоении метода проектов.
После перевода в России в 1925 г. перевода книги В.Х. Килпатрика учебное проектная деятельность получила широкое распространение как специфическая форма педагогической деятельности.
В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для школы. Рекомендовалось заменять школьные классы звеньями и бригадами. Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Авторы предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Изначально предполагалось, что очень важно вызвать личную заинтересованность учеников в приобретении конкретных знаний, которые могут пригодиться им в жизни. Проблема, для решения которой необходимо было приложить знания или приобрести новые, была взята из реальной жизни, была значимой для ученика. Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носили характер проектной деятельности. Учащимся давали лишь те знания, которые могли найти практическое применение в их жизни.
В 1931 г. постановлением ВКП(б) метод проектов был осужден и долгие годы не практиковался. Хотя за рубежом он активно применялся.
И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.
В современной педагогике метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения).

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, списка используемой литературы и приложений.

I. ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.1. Понятие, содержание проектных технологий в процессе обучения

Слово «проект» по словарю Ожегова – «разработанный план сооружения, , устройства чего-нибудь» . «Проект» в Толковом словаре русского языка (сост. О.В. Михайлова) - совокупность документов расчетов, чертежей и др. для создания какого-либо сооружения или изделия, предварительный текст какого-либо документа и или замысел, план.
Проект по своей функциональной специфике - метод. Learn by doing (учение через деятельность) и cooperative learning (учение кооперации, совместное) - так характеризуется метод в англоязычных странах. Так можно отметить, что этот метод реализует деятельностный подход к обучению. Несмотря на то, что есть примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, групповая работа для большинства учебных проектов играет важную воспитательную роль.
Самостоятельность - это еще один из признаков проектной деятельности. Самостоятельность обеспечивается нежестким формулированием задачи и личной заинтересованностью ученика в получении результата.
Следующий момент самостоятельной работы - практическое применение знаний.
Основа метода проектов – его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
В основе каждого проекта лежит некая проблема, из которой вытекает цель и задачи проектной деятельности учащихся.
Что же такое - проект? Для учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому. Возможность реализовать себя, показать свои знания, способности, раскрыть свой творческий потенциал. Для учителя - это "интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования" .
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
• деятельностный;
• построенный на принципах проблемного обучения;
• личностно ориентированный;
• обучающий взаимодействию в группах;
• развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
• формирующий навыки самостоятельности;
• развивающий творческий потенциал;
• воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность.
«Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе роблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики» .
Типологическими признаками могут быть:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и пр.
Исследовательские проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.
Творческие проекты – проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.
Ролевые, игровые проекты – это проекты, в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты – проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Монопроекты – проекты, как правило, проводящиеся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Среди них выделяются: литературно-творческие проекты, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные проекты.
Межпредметные проекты – это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Они требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
По характеру координации проекты могут быть с открытой, явной координацией, когда координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей. В проектах со скрытой координацией координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции.

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
По количеству участников проектов можно выделить –личностные, парные (между парами участников) и групповые (между группами участников).
6. Продолжительность выполнения проекта.
По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

1.2. Этапы работы над проектом

В общем виде при осуществлении проекта можно выделить несколько этапов:
Подготовка. На этом этапе происходит определение темы и целей проекта, его исходного положения.
Погружение в проект. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется несколько подпроблем. В результате, определяется цель и задачи проекта. Устанавливаются критерии оценки. На этом этапе участники делятся на группы (если проект групповой) и каждая группа получает задание. Участники планируют свою работу и готовят необходимые материалы и инструменты для осуществления проекта.
Осуществление деятельности. Подготовительный этап завершился. Теперь пора действовать. Учащиеся поэтапно выполняют задачи проекта и делают это самостоятельно. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, насколько подготовлены ребята. Учитель не отстраняется от общего дела, он наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
Представление (защита) проекта и оценка его результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем надо рассказать, но не просто рассказать, а доказательно. Продуктом проектной деятельности могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, газета, сценарии и др. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта.
Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е. рассказать, показать, представить на всеобщее обозрение. Презентацией является не только демонстрация продукта, но и рассказ о самой деятельности, о сложностях и препятствиях, которые возникали в ходе работы над проектом.
Ребята не только представляют проект, но и участвуют в коллективном самоанализе и в оценке результатов своей деятельности.
Главная цель этого этапа - анализ самими обучающимися своей деятельности над проектом и его презентации. При участии координатора члены команды выявляют сильные и слабые стороны проекта, обсуждают пути их исправления и возможность вовлечения в реализацию проекта новых заинтересованных сторон.
"В процессе такого анализа очень важно сформировать у обучающихся позитивное восприятие приобретенного опыта проектной деятельности, обращать их внимание не только на трудности и недостатки, но и на приобретенные знания, навыки, ценности" .

1.3.Обеспечение учебного проекта

До начала работы над проектом учитель проводит большую организационную работу. Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым.
Тут возникает вопрос: Что необходимо для проекта? Все зависит от тематики, цели, задач проекта. Это может быть бумага, ножницы, клей, краски. Возможно, пригодится фотоаппарат или видеокамера. Если ребята захотят сопровождать доклад слайд-шоу, им понадобится компьютер.
Все вышеперечисленное относится к материально-техническому обеспечению.
Необходимо учесть информационное обеспечение. Многие проекты сопровождаются сбором и обработкой информации. Для успешной работы ребята должны иметь выбор источников информации (печатных, электронных, аудио и видео). Для продуктивной работы нужно учить детей работе в библиотеке с каталогами, пользоваться информационными технологиями.
Важную роль играет организационное обеспечение. Учителю необходимо организовать расписание занятий, определить время для самостоятельной работы участников, найти место, где участники могут встречаться и работать совместно над проектом.
Стоит заранее продумать учебно-методическое обеспечение. ребята должны быть обеспечены учебниками, учебными пособиями, методички и электронные пособия.
Иногда, в ходе проекта требуется консультация какого-либо специалиста - врача, психолога и др., то необходимо продумать кадровое обеспечение.
Кроме того, необходимо обеспечит заинтересованность учащихся в работе над проектом, мотивацию. Мотивировать ребят можно в том случае, если тематика проекта им близка и интересна, если ребята поняли цели и задачи предстоящей деятельности.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом.
"Проектную технологию, как и некоторые другие относят к технологиям XXI века. Она позволяет сформировать у учащихся готовность к восприятию нового, способности его переработки, интерпретации и трансформации; помогает развивать самостоятельность в принятии решений в новых условиях, адаптироваться к этим новым условиям, развивает основы коммуникативной деятельности, которые будут востребованы не только в рамках школы, но и за ее пределами" .

II. ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

2.1. Работа учащихся на различных этапах проекта

Учитывая программы средних профессиональных учебных заведений, дидактические цели и возможности учащихся следует выделить следующие особенности применения этого метода.

• Выбор тематики проектов
В разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые при этом ориентируются на свои собственные интересы, причем, не только познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проекта может касаться какого-то теоретического вопроса программы общеобразовательных дисциплин с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения.
Чаще всего, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.
Хорошо, когда тема проекта, понятна учащимся, а в нашем учебном заведении - близка к профессии, которую они осваивают.
Для молодых людей, обучающихся по профессии "Тракторист-машинист" стал интересным проект "Тракторы - движущая сила индустриализации". Девушки - будущие повара приняли участие в проекте "История и блюда русской кухни». Наши юноши уже с первого курса изучают устройство, техническое обслуживание правила вождения тракторов и ребятам было интересно узнать о первых тракторных заводах в СССР, о первых тракторах и трактористах. Девушки, осваивающие кулинарию и технологию приготовления пищи заинтересовались кулинарными рецептами старинной русской кухни, продуктами, способом приготовления блюд, традициями приема пищи. Важной стала информация о том, что исторические события X-XVII вв. (Татаро-монгольское нашествие, взятие Казани и др.) оказывали влияние на традиционную кухню народов России.
Как уже говорилось выше, на начальном этапе не стоит браться за сложные работы. Можно ограничить круг вопросов, рассматриваемых в ходе работы и ресурсную базу. На подготовительном этапе учителю необходимо четко определить, с какими ресурсами будут работать учащиеся. Нужно заранее подготовить книги, учебники, словари, ссылки в интернете или создать папки с уже скопированной информацией. Учитель (руководитель исследования) на всех этапах проекта играет важную роль, как организатор и советчик. Но не стоит проявлять излишнюю опеку, т.к. это противоречит основному принципу проектной деятельности. Кроме того, ребята должны осознавать весомость своего самостоятельного вклада в общее дело.
• Работа учащихся на этапе исследования
Учитель должен заранее распределить роль каждого ученика в этом проекте. Стоит учитывать, что в средних профессиональных учебных заведениях немало слабо и дидактически запущенных учащихся, у них значительно ниже скорость усвоения учебного материала. Но они должны получить свое посильное задание. В ходе проекта "Тракторы - движущая сила индустриализации" наиболее подготовленные учащиеся осуществляли поиск информации по темам – «Индустриализация: сущность, цели и задачи», «Первые тракторные заводы в СССР», «Трактористы – Герои труда». Остальные работали с иллюстративным материалом.
Незначительная перегрузка во время обучения приводит к потере интереса и к быстрому прекращению учебной деятельности. Поэтому во время длительных проектов, ребята теряют интерес к исследованию. Лучше использовать мини-проекты, продолжительностью 2 урока. Если проект осуществляется во внеурочное время, то все равно лучше запланировать краткосрочные или средней продолжительности (от недели до месяца).
Проект "История русской кухни" " длился около месяца. Он стартовал на уроках истории в рамках темы "Культура и быт русского народа". Ребята поставили цели, разделились на группы: "историки", "кулинары", и затем группы определили круг вопросов. Исследовательская работа проходила во внеурочное время. Историки подготовили презентацию на тему – «Русская кухня: история, традиции блюда». В группе историков выделились учащиеся, которые составили электронный буклет «Русская кухня в пословицах и поговорках». Кулинары заранее приготовили несколько блюд русской кухни (гречневые блины, каша-сименуха и сбитень). Во время финального занятия (2 урока) группы встретились в одной аудитории, историки представили свою презентацию, а кулинары угостили экспертов блюдами русской кухни.

• Результаты проектов
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Для ребят профессиональных учебных заведений хорошо, если этот результат как-то привязан к их будущей профессии. Поэтому имеет смысл выбирать межпредметные проекты, затрагивающие два-три предмета. Возможность рассмотреть тракторы 20-30 х годов и сравнить их с современными машинами не оставляет равнодушными даже самых пассивных учащихся. Ребята находили общее и различия в устройстве тракторов и удивились тому факту, что среди трактористов Героев труда были не только мужчины, но и женщины. Девушки (будущие повара) в ходе проекта узнали о том, что ели наши предки, как и из каких продуктов готовились блюда традиционной русской кухни, как подавались на стол, какие традиции и нормы поведения соблюдались за столом. Проект носил и творческий характер. Ребята инсценировали, как, по их представлению, ужинает крестьянская семья. Результатом являются не только приобретенные знания, но презентации, словари, приготовленные блюда. Ключевым моментом проекта стала проба приготовленных блюд. Кулинарами был сделан акцент на том, что блюда традиционной русской кухни не только вкусны, но и полезны.

2.2. Критерии оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения через проект

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
"личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами" .
Оценка является одним из основных компонентов деятельности ее регулятором, показателем результативности. Организовать любую деятельность, в том числе и познавательную, без оценки невозможно. "Отметка - количественное выражение оценки усилий и результата деятельности человека в баллах, в которых зафиксирован достигнутый им уровень по отношению к стандарту. Оценка - качественная, как правило, словесная характеристика, комментарий о том, что удалось, не удалось, в чем есть движение, что еще требует доработки" .
Процесс оценивания проектной деятельности учащихся очень сложный и ответственный. У педагога при подготовке проекта возникают следующие вопросы: Какими будут критерии оценки? По какой шкале оценивать? Как наиболее объективно оценить вклад каждого участника в общее дело?
В своей работе предпочитаю критерии оценивания разработать еще на начальной стадии проекта. Иногда возможно вместе с ребятами обсудить, как будем оценивать, сколько баллов получит участник проекта за каждый вид деятельности, сколько будет итоговых оценок.
В ходе проекта "История и блюда традиционной русской кухни" мною заранее был подготовлен оценочный лист. Работа учащихся оценивалась по пяти параметрам:
• Глубина раскрытия темы;
• Умение работать (сотрудничать) в группе;
• Правильность, грамотность оформления;
• Выступление на защите;
• Владение рефлексией.
За каждый параметр участнику выставлялся один балл, затем баллы суммировались и выводилась общая оценка. За приготовленные кулинарные блюда ставилась дополнительная оценка.
Если проекты проводятся в рамках учебных занятий, то необходимо выделить достаточно времени на оценивание работ.
В оценочный процесс необходимо включить самих участников проекта. Причем, не обязательно спрашивать: Какую оценку ты себе поставишь? Можно предложить поразмышлять вслух о том, какие впечатления оставил после себя проект. Если ученики затрудняются с ответом, то можно предложить закончить предложения:
• Сегодня я узнал...
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Я научился…
• Я смог…
• Было интересно узнать, что…
• Меня удивило…
• Мне захотелось…
Возможно, эти размышления в ходе рефлексии станут для участников более важным стимулом к дальнейшей деятельности, нежели отметка, поставленная учителем.
Между тем, после учащихся необходимо дать слово экспертам. Они отмечают понравившиеся работы, могут указать на ошибки. Считаю важным включать в экспертную группу не только преподавателей, но и самих учащихся, т.к. их отзыв и оценка очень важны для всех участников проекта.
Учитель подводит итог работы, оценивает свою работу, как организатора проекта и дает оценку работе групп и личный вклад каждого участника в проект. Оценка должна стать одним из важных средств мотивации учащихся и стимулирования их учебно-познавательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Деятельность – единственный путь к знанию» - говорил ирландский драматург Бернард Шоу. Во ФГОС второго поколения деятельностный
компонент занимает 90% учебного времени. Умение активно включаться в различные виды деятельности на уроках и во внеурочное время является важной компетенцией для молодых людей, которые выйдут из стен средних профессиональных учебных заведений и станут рабочими, служащими, а возможно и откроют свой бизнес – создадут свое предприятие или фермерское хозяйство.
«Дальше действовать будем мы!» - слова из песни Виктора Цоя.
Жизнь требует от выпускников и средних профессиональных учебных заведений интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, ответственности, инициативности, и готовности к активной самостоятельной деятельности.
Для этого необходимо искать, изучать, думать, сотрудничать и приниматься за дело.
Проектная методика по истории и обществознанию обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.
У тех педагогов, которые применяют этот метод, возникает много вопросов. Возможно ли применение проектов для учащихся ССУЗов? Как увязывать имеющееся сегодня представление об образовательном стандарте с ценностями и способами организации жизнедеятельности в проекте? и др.
Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учащихся, их отчужденность от учебного процесса, оторванность знаний от практики и т.д. Но его и достоинства и внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.
Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Поэтому учителя, предлагающие свои авторские разработки учебных проектов, выполняют большую, творческую и очень трудную работу.
Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это побуждает нас учиться непрерывно и безостановочно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты

1. Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ - М: Просвещение, 2011.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 26 декабря 2012 г.

Научная литература
3. Бухарева Н.Ю. История и обществознание. Технологии гражданского образования: социальное проектирование, интерактивные игры. - Волгоград: Учитель, 2009.
4. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. - М.: ВАКО, 2009.
5. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2011.
6. Орлова О.В. История Отечества XX век. - СПб.: Паритет, 2003.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2009.
8. Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. Т.П.Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
9. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. - М.: Русское слово, 2012.

Периодические издания
10. Юдовская А.Я. Ролевые задания на уроках истории //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001.- №5

Справочная. Энциклопедическая литература

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. док. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русс.яз., 1984
12. Толковый словарь русского языка/сост. О.В. Михайлова. - СПб. Виктория, 2005.
Интернет-ресурсы

13. Белякова Л.Н. Метод проектов на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nsportal.ru
14. Болдырева А.М. История возникновения и развития метода учебных проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проект: "Тракторы - движущая сила индустриализации"
Цель: определить роль тракторостроения в индустриализации сельского хозяйства.
Задачи:
o Приобретение навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
o Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, критического мышления и навыков работы в команде;
o Воспитывать уважительное отношение к труду.
Основополагающий вопрос: «Являлись ли тракторы движущей силой индустриализации?»
Ожидаемый результат: Презентация 1-3 слайда
Участники: учащиеся 2 курса (профессия «Тракторист-машинист»)
Краткосрочный проект проводится в рамках 2-х уроков.
Маршрутно-технологическая карта проекта
Этапы проекта Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Разработка проекта Учитель разрабатывает проект, осуществляет поиск и подборку материала для исследования.
Определить критерии оценки.
2. Выбор темы проекта Учитель предлагает учащимся тему проекта: «Тракторы – движущая сила индустриализации» Учащиеся обсуждают тему проекта
3. Выделение подтем проекта, формирование творческих групп Учитель предлагает варианты подтем: «Индустриализация: необходимость сущность и цели», «Первые тракторные заводы в СССР», «Первые трактористы - Герои Социалистического труда». Учащиеся обсуждают подтемы, происходит деление на творческие группы. Группы выбирают подтемы.
4. Работа над проектом Учитель консультирует учащихся, координирует их деятельность. Учащиеся в группах изучают предложенный материал, осуществляют поиск нового материала.
5. Оформление результатов Учитель консультирует учащихся, координирует их деятельность. Учащиеся, работая в группах, оформляют результаты в виде презентаций.
6. Рефлексия Учитель оценивает свою работу по организации проектной деятельности, работу учащихся, учитывает их оценки. Ребята оценивают свою работу, работу других участников проекта, подводят итоги.

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся
Критерий оценка
o Активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями

o Коллективный характер принимаемого решения
o Характер общения и взаимопомощи участников
o Необходимая глубина проникновения в проблему
o Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы, умение отвечать на вопросы оппонентов

Список используемой литературы
1. Данилов А.А., Филиппов А.В. История России 1900-1945 гг. Учебник – М.: Просвещение, 2012 г.
2. История России - федеральный портал История. РФ
histrf.ru
3. Индустриализация СССР: тракторные заводы. Американский след [Электронный ресурс]. Режим доступа: leanok.ru
4. Лебедев П. Гусеничные трактора СССР. История тракторов в СССР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: fb.ru›article/185205…traktora-sssr-istoriya…v-sssr
5. Музей истории трактора. [Электронный ресурс]. Режим доступа: urban3p.ru

Индустриализация СССР: тракторные заводы

Трактора - движущая сила индустриализации, сельского хозяйства и Красной Армии (ведь от трактора до танка один шаг), поэтому развитие тракторной промышленности имело первостепенное значение для СССР.
В конце 1928 года решено было строить тракторный завод в Сталинграде мощностью 50 тыс. тракторов в год. Так как в СССР не было специалистов в проектировании объектов такой сложности, Сталинградский тракторный завод был спроектирован американцами, как говорится, "под ключ". Проектировала завод американская компания Albert Kahn Inc.
Харьковский завод был вторым, поэтому в составлении проектов вспомогательных цехов принимали участие отечественные специалисты, получившие опыт в Сталинграде. Однако оборудование было по прежнему американским.
А вот третий тракторный гигант -Челябинский, как и Харьковский, совершенно точно проектировался нашими специалистами - на основе уже имеющихся наработок по Харьковскому и Сталинградскому проектам. Правда, частично: наши проектировали вспомогательные цеха, американцы ( фирма «Альберт Кан Инкорпорейтед») - основные.
1930 г.- Сталинградский ТЗ - трактор типа "Интернационал" 50 тыс. в год (проектная мощность)
1931 г. - Харьковский ТЗ - трактор типа "Интернационал" 50 тыс. в год (проектная мощность)
1932 г. -Челябинский ТЗ - трактор типа "Катерпиллар" 40 тыс. в год (проектная мощность)
В 1934 году Ленинградский "Красный Путиловец" начал выпускать тракторы "Универсал".

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проект: «История и блюда традиционной русской кухни»
Цель проекта:
Развивать интерес к истории русского народа, к профессии повара и использовать в быту разнообразный ассортимент блюд.
Задачи:
o проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
o развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
o выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
o согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками,
o в коммуникативной сфер - публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
o развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов.
Основные вопросы:
1. Влияние географического и исторического факторов на русскую кухню
2. Без каких блюд невозможно представить русский стол?
3. Какова роль хлеба на русском столе?
4. Правда ли что русская кухня заимствовала блюда из западноевропейской и азиатской кухни?
Участники проекта: учащиеся 1-2 курсов (профессия "Повар")
Данный проект предназначен для проведения исследовательской деятельности по предметам "История", "Кулинария". В процессе работы над проектом обучающие овладевают методами самостоятельной работы по поиску и обработке информации, получают исследовательские навыки при работе с современными информационными компьютерными технологиями. По итогам совместной деятельности составлена электронная брошюра "Русская кухня в пословицах и поговорках". Итоговыми работами стали приготовленные блюда.
Проект проводится в течение месяца. Старт и финальное занятие проходят на уроках истории и кулинарии. Исследование проводится во внеурочное время.
Основные этапы проекта

Этапы Деятельность учителя, мастера производственного обучения Деятельность учащегося
1.Разработка проекта. Учитель и мастер разрабатывают проект, осуществляет поиск и подборку материала для исследования.
Готовят необходимое оборудование и обговаривают время занятий в компьютерном классе и лаборатории. Вырабатывают критерии оценки.
2. Выбор темы проекта На стартовом занятии учитель и мастер предлагают к обсуждению тему проекта. Учащиеся обсуждают тему проекта вносят свои коррективы.
3. Выделение подтем проекта, формирование творческих групп Учитель и мастер совместно с учащимися разбивают тему проекта на подтемы, происходит деление на творческие группы: "Историки", "Кулинары", "Составители брошюры". Группы получают задание.
4. Исследование Учитель консультирует участников проекта, координирует их деятельность Участники проекта осуществляют поиск и отбор нужной информации, готовят презентацию, брошюру. "Кулинары" подбирают приемлемые кулинарные рецепты и закупают продукты.
5. Защита проекта Учитель заранее собирает группу экспертов для оценивания проектных работ.
Мастер помогает в приготовлении блюд русской кухни. "Историки" демонстрируют презентацию и рассказывают о происхождении блюд русской кухни. Вторая группа показывает электронную брошюру "Пословицы о русской кухне". Кулинары угощают гостей приготовленными блюдами
6. Рефлексия Учитель и мастер заслушивают оценки экспертов, оценивают свою работу по организации проекта, работу учащихся. Участники проекта дают оценку своей работе и работе других групп. Подводят итоги, высказывают свои пожелания.

Контрольно - оценочный лист по итогам работы
№ Параметры оценки Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И.
1 Глубина раскрытия темы
2 Умение работать и сотрудничать в группе
3 Правильность и грамотность оформления
4 Выступление на защите
5 Владение рефлексией
6 Итоговая оценка

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История русской кухни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia-kulinar.ru/istor.html.
2. Меджитова Э.Д. Русская кухня. - М,: Эксмо. 2007.
3. Похлебкин В.В. Русская кухня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://supercook.ru.
4. 1000 рецептов старинной кухни / сост. Л.П. Новикова. - М.: "Эллис лак", 1993.
Категория: Обобщение опыта работы | Просмотров: 390 | Добавил: Татьяна5164
Всего комментариев: 0
avatar