- 09.08.2016
- 2840 Просмотров
- Обсудить
Толстопятенко Мария Анатольевна
Преподаватель специальных дисциплин
ГАПОУ МО «Профессиональный колледж «Московия»
п. Развилка, Московская область
Преподаватель специальных дисциплин
ГАПОУ МО «Профессиональный колледж «Московия»
п. Развилка, Московская область
Аннотация: Переход на инновационный путь развития экономики требует создания и нового инструментария, который позволит создать благоприятный образовательный климат для формирования эффективной образовательной среды в сфере подготовки специалистов среднего звена. Таким инструментом является поддержка формирования интегрированных сетевых образовательных структур на уровне региона. Регионы, на территории которых складываются сетевые интегрированные образовательные организации, становятся лидерами подготовки качественных специалистов в соответствии с потребностями экономики региона. Такие регионы-лидеры определяют конкурентоспособность национальных экономик.
Ключевые слова: активизация инновационной деятельности, государственная политика в области образования, интегрированные сетевые образовательные структуры, сетевые формы взаимодействия образовательных организаций, принципы сетевого взаимодействия
Территориально-сетевая организация ресурсов как механизм формирования региональной системы СПО
Несмотря на проводимые реформы среднего профессионального образования государством региональные системы СПО в настоящее время пока остаются фрагментарными на региональном уровне. Наличие разных региональных учредителей организаций профессионального образования понижает управляемость системы возникающими, распределение и согласования полномочий, межбюджетных отношений, препятствует оперативному реагированию на вызовы государственной региональной политики и политики в области образования.
Основными организационными механизмами при реорганизации профессиональных образовательных организаций в РФ являются:
1) реорганизация одного или нескольких образовательных учреждений путем их слияния;
2) реорганизация одного или нескольких образовательных учреждений путем их присоединения к другой профессиональной организации или вузу как структурному подразделению [2].
Одним из важнейших приоритетов государственной политики РФ в настоящее время является перевод образования на принципиально новый путь развития – инновационный. В свою очередь переход на новую экономику требует создания и нового инструментария, который позволит создать благоприятный образовательный климат для формирования эффективной образовательной среды в сфере подготовки специалистов среднего звена.
Мировой опыт показывает, что важной составляющей стратегий активизации инновационной деятельности является поддержка формирования интегрированных сетевых образовательных структур на уровне региона. В настоящее время все более широкое признание находит точка зрения, что регионы, на территории которых складываются сетевые интегрированные образовательные организации, становятся лидерами подготовки качественных специалистов в соответствии с потребностями экономики региона. Такие регионы-лидеры определяют конкурентоспособность национальных экономик. С позиции системного подхода сетевые интегрированные образовательные организации – это совокупность образовательных организаций, различных уровней (нпо, спо, высшая школа), объединенных в единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для обеспечения развития собственного потенциала и конкурентоспособности.
За последнее время в РФ активно шел процесс создания структурированных сетей, способствующих развитию инновационных процессов в системе современного образования. Об этом свидетельствует реализация Федерального проекта «Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы». В таких сетях успешно раскрываются формы становления и развития педагогического опыта. Инновационные сетевые коллективы могут осуществлять авторские нововведения и выполнять функцию площадки для становления идей других субъектов. Такая функция динамично передается по сети и способствует ее самоорганизации и саморазвитию.
В случае объединения профессиональных образовательных субъектов, синергетический эффект взаимодействия будет достаточно высоким и масштабным. Разделение общей цели на индивидуальные задания является обязательным для участников сети. Цель сети - это интегрированный фактор, объединяющий разных участников, территории. В то время как условия формирования системы взаимоотношений между различными субъектами образовательного пространства, сферы деятельности, функции, статусы, идеалы и ценности различны: одни группы субъектов изначально заняты процессом организации передачи знаний, другие - определением содержания и технологии воспитания, третьи - просвещением в области культуры, четвертые - определением стратегии развития образования. Это позволяет создать максимально комфортные условия для объектов сети - обучающихся. Для них моделируются разные условия, в которых учащиеся способны понять и проявить определенные качества, которые впоследствии трансформируются в необходимые социальные компетенции [1].
Появление сетевых форм взаимодействия образовательных организаций основано на следующих факторах:
укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств;
национальный образовательный стандарт;
появление профессиональных сообществ;
интеграция в глобальные процессы;
изменение роли государства и содержания его участия в образовании, в управлении образованием;
постепенный переход от формальных установок на управление образованием к программно-целевым методам управления;
изменение состава участников процессов управления и обозначившийся переход к полипрофессиональным кооперативным связям.
Задачами организации сетевого взаимодействия является:
1. Создать единую образовательную среду путём объединения усилий преподавателей
2. Повысить эффективность использования ресурсного потенциала образовательных учреждений.
3. Создать условия для социальной успешности выпускников, формирования у них более прочных знаний, умений, воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма.
Функции сетевого взаимодействия включают:
аналитическую (участники сети на всех этапах развития системы проводят анализ информации об окружающей среде);
организационную (организация деятельности в сети и взаимодействия между ее участниками),
информационную (создание и обеспечение информационных потоков внутри сети);
контрольно-диагностическую (проведение мониторинга динамики развития);
прогностическую (создание стратегии развития).
Основанное на добровольном объединении ресурсов, сетевое взаимодействие учреждений, имеющее единые цели в образовательном пространстве, является более перспективным направлением в организации сети образовательных учреждений, целью которого является повышение качества образования [1].
Организационными принципами сетевого взаимодействия являются:
• принцип адекватности и перспективности , что означает необходимость учитывать реальные возможности и потребности учащихся, их возрастные особенности, а также видеть перспективы дальнейшего обучения и развития с учетом жизненных планов;
• принцип инвариантности и вариативности, который подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки учащихся и вариативности в соответствии с выбором учащихся; вариативность определяется личностными интересами, потребностями и возможностями обучающихся, а также потенциалом социального окружения и внутренней среды ; в рамках урока вариативность осуществляется через использование разнообразных форм и методов коллективной и самостоятельной работы обучающихся, в т. ч. в разновозрастных объединениях на базе одного или нескольких образовательных организаций
• принцип мотивации и стимулирования , означающий, с одной стороны, необходимость учитывать мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности обучающихся, с другой, – создание условий, использования педагогических средств, обеспечивающих развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее возможностями и реальными условиями.
Территориальная близость образовательных организаций, их концентрация дает возможность совместной работы на ряде этапов. Это приводит к уменьшению как затрат, так и времени для достижения заданных целей. При формировании интегрированной сетевой образовательной организации необходимо создать ситуацию, которая позволит максимально усилить возможности сотрудничества образовательных организаций.
Особая роль в организации деятельности объединяемых образовательных учреждений отводится структурам управления и координации для организации и координации совместной деятельности, реализации совместных проектов, развития общих инфраструктур. Ассоциативным центром управления и инструментом разработки и принятия общих решений, а также основной коммуникационной площадкой для участников объединяемых образовательных учреждений может выступать координационный совет. Совет представляет интересы участников образовательных учреждений в органах государственного управления на федеральном и региональном уровне, во внешней инвестиционной и бизнес среде.
Разработка ключевых направлений развития объединяемых образовательных учреждений, стратегических решений и проектов должна осуществляться группой стратегического планирования, экспертного совета и проектного комитета. Проектный комитет может также контролировать реализацию важнейших совместных образовательных проектов.
Для формирования объединяемых образовательных учреждений региона необходима государственная поддержка, которая особенно важна на начальных этапах функционирования данной структуры. Целесообразно использовать методы прямого и косвенного регулирования господдержки.
Список литературы
1.Алексеев В.Н. Сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности как условие формирования гражданской компетентности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.
2. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям рабочих профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями от 18.10.2015 г. Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.