Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2016 » Август » 30

Проблемы обеспечения качественного образования

Шинакова Светлана Викторовна
Морозюк Дарья Александровна

Колледж экономики, управления и права ФГБОУ ВО ДГТУ
г.Ростов-на-Дону, Ростовская область


Аннотация: рассмотрены проблемы предоставления услуг повышения квалификации преподавателей, применения преподавателями информатизации и обоснована необходимость развития центров дистанционного обучения.

Ключевые слова: управление образованием, качество образования, система менеджмента качества, повышение квалификации преподавателей

Основным направлением образовательной организации является решение двух ключевых задач – предоставление образовательных услуг высокого качества и обеспечение их доступности, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Распоряжением Правительства России от 29 декабря 2014 года №2765-р была утверждена Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы. [5]
Одной из основных задач программы является обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития России.
Предлагаемая к реализации ФЦПРО на 2016-2020 годы ориентирована на наиболее проблемные зоны системы образования, которые в ближайшее время могут оказать значительное стагнационное воздействие на процессы модернизации, реализуемые ранее в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы. [1]
В частности, из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования. При этом в ближайшей перспективе будет увеличиваться дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных педагогических работниках и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности, будет усугубляться проблема нехватки объектов социальной и инфраструктурной направленности для повышения конкурентоспособности российского образования. Отсутствие механизмов и моделей взаимодействия в государственно-частном партнерстве сферы образования, бизнес-сообществах и образовательных организациях не позволит в полной мере решить проблему всеобщей доступности качественного образования. [4, Глава I]
Как известно, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Педагогические работники обязаны применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень. На повышение качества воспроизводства образовательных услуг влияет не только научно-техническая и материальная базы образовательных учреждений, но и повышение квалификации преподавателей. [2]
Основным недостатком, по мнению авторов статьи, является то, что не существует единой базы с перечнем программ повышения квалификации преподавателей г. Ростова-на-Дону. То есть не существует информационной базы с указанием, какой вуз, по каким направлениям предоставляет возможность повысить квалификацию. Изучив информацию некоторых крупных государственных вузов г. Ростова-на-Дону, можно сделать вывод, что вузы г. Ростова-на-Дону позволяют повысить квалификацию специалистам различных отраслей, но в очень малом объеме предоставляют услуги повышения квалификации преподавателей.
В наше время слова «Информация» и «Информатизация» известны каждому. В повседневный оборот они вошли в середине ХХ в. Четкого и единственного определения этим терминам не существует. Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один объект приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. Передаваемая субстанция называется информацией. Информацией являются любые передаваемые сведения о лицах, фактах, явлениях, событиях и процессах независимо от формы их представления. [3]
Что же скрывается в самом термине «Информатизация» и действительно ли она нужна нашему образованию и на сколько все то, что включает в себя информатизация, является новообразованием или, как говорится, все это уже было и не раз.
По одному из существующих определений информатизация – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребности любого человека в необходимой информации. Информатизация – это не комплекс мер, например, по оснащению учебных, медицинских, административных и иных кабинетов компьютерной техникой. Это – процесс, имеющий свои закономерности, свои стадии. А процесс – это всегда развитие, последовательная смена состояний. Поэтому информатизация не вводится распоряжениями и приказами.
На практике термин «Информатизация» заменили термином «Компьютеризация» – это механическое внедрение компьютерных средств в образовательный процесс без учета целей и профессиональной мотивации всех участников образовательного процесса. Сейчас, можно сказать, заканчивается так называемый технологический этап информатизации образования: страна опутана множеством сетей разной пропускной способности, почти все образовательные учреждения оснащены компьютерами. Однако представители педагогической системы не готовы к тому, чтобы принять информатизацию и сделать ее повседневным инструментом.
Причин для этого может быть много: отсутствие компьютерной грамотности самих преподавателей (возраст, отсутствие компьютера дома); отсутствие необходимого программного обеспечения в образовательном учреждении (обучающие программы, специализированные прикладные программы, программы для тестирования и др.); незнание дидактики (принципов обучения, методов обучения и др.) и др. Большинство преподавателей вуза считают, что им для работы достаточно наличие ученой степени и знаний. Они считают, что педагогику должны знать только учителя школ, а для преподавателей вуза – это не является необходимым условием. Это приводит к ошибкам при построении лекционного материала, материала для проведения практических и семинарских занятий, т.е. нарушается принцип последовательности и систематичности, принцип наглядности, принцип доступности и др.
Таким образом, связав две описанных выше проблемы – отсутствие информационной базы по курсам повышения квалификации преподавателей и низкий уровень применения преподавателями информатизации – можно с уверенностью говорить о необходимости развития центров дистанционного обучения. Данный центр поможет пройти курс: 1) по повышению квалификации преподавателя в удобное для него время, возможно без отрыва от трудовой деятельности; 2) выпускнику вуза, не имеющему педагогического образования, но желающего устроиться на работу в образовательную организацию, реализующую программу среднего профессионального образования.

Список использованной литературы:
1 О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 №497 // Собрание законодательства РФ. – 2015. - №22. – Паспорт федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
2 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 №359-ФЗ) // Российская газета. – 2012. – №303: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 2016. – Ст. 46.
3 Ээльмаа, Ю. Директору, обдумывающему информатизацию своей школы / Ю. Ээльмаа // Директор школы. – 2006. – №2. – С. 26.
4 Информационно-аналитические материалы (к августовским совещаниям 2015 года). / Профсоюз работников народного образования и науки РФ. – Москва.: 2015. – 8 с.
5 Профсоюз образования: оценки, прогнозы, предложения [Электронный ресурс] / Учительская газета: сетевое издание.
URL: http://ug.ru/archive/61666#1 (дата обращения: 20.08.2016)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar