☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2016 » Август » 31 » Проблема формирования компетентности обучаемого при конструктивном обучении
11:15
Проблема формирования компетентности обучаемого при конструктивном обучении
Дмитриева В.А.
Барабинский филиал Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина


В настоящее время отмечается тенденция введения кон​структивистского подхода в практическую составляющую обра​зования, обосновывается и разрабатывается описание содержа​тельных характеристик результирующих единиц содержания образования. Однако результатом конструктивного обучения остается - личность с развитыми компетенциями. Под компе​тентностью понимается совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретической и прикладной подготовленности к их реализации в учебной деятельности на уровне функциональ​ной грамотности.

Формирование компетенций при конструктивном обуче​нии выдвигает на первое место не информированность обучае​мого, а умение самостоятельно разрешать проблемы в различ​ных условиях либо изменять условия для разрешения проблем. Особенность конструктивного обучения состоит не в усвоении готового знания, а в том, что обучаемый сам строит условия для «выращивания в себе» данного знания. Обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи, сам вы​страивает путь решения, сам алгоритмизирует процесс в вы​страиваемой учителем конструктивной среде. При таком под​ходе учебная деятельность, приобретая исследовательский и практико-преобразовательный характер с большой долей само​стоятельности, сама становится предметом усвоения. Внедрение конструктивного подхода в учебный процесс предполагает раз​работку интегрированных учебных курсов, в которых предмет​ные области соотносятся с различными видами компетенций, расширение в структуре учебных программ по общеобразова​тельным дисциплинам межпредметного компонента (межпред​метные задачи, которые не могут быть решены средствами од​ного предмета). Основной конечной целью образовательного процесса при конструктивном обучении в конкретной образова​тельной системе является совокупность наиболее значимых свойств, которые должен приобрести и продемонстрировать в реальной или имитационной ситуации обучаемый. Совокуп​ность свойств называют концептуальной компетентностью обу​чаемого, которую он приобрел в самостоятельном поиске.

Компетентность обучаемого - это целостная, системная совокупность свойств личности, которая позволяет ей целена​правленно, успешно и достаточно эффективно выполнять лю​бую конструктивно направленную деятельность (в пределах ос​военной образовательной программы) и разрешать проблемные ситуации, выстроенные преподавателем или возникающие в реальной деятельности любой природы. При таком подходе компетенции представляют собой взаимосвязанную совокупность частных, личностно-ориентированных свойств, способствующих успешному достижению предвосхищаемого результата сово​купности конкретных, конструктивных действий. Выражение результатов конструктивного обучения в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образова​тельного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной не только на знаниях, но и на приобре​тенных навыках компетентностного характера.

Рыночные отношения заставляют работодателя повы​шать требования при реализации кадровой политики, глубоко и детально анализировать профессиональные возможности потен​циальных работников. Поэтому сегодняшние образовательные программы, сохраняя традиционно серьёзную фундаментальную подготовку, должны быть, нацелены на приобретение обучае​мым таких компетенций, которые способствуют развитию про​фессионального конструктивного мышления и конструктивных навыков. Основным вектором организации такого педагогиче​ского процесса является формирование профессионально компетентностного выпускника профессионального учреждения, способного решать различные задачи, в том числе с высокой степенью инновационной доми​нанты в профессиональной деятельности.

Конструктивисткий подход к обучению позволяет более точно определить номенклатуру и логику развития значимых знаний и умений, соответствующих современным понятиям «культура», «творчество». На его основе предоставляется воз​можность наиболее точно определить ориентиры в конструиро​вании содержания образования. Определение общих и специ​альных компетенций позволяет разработать точную и диагно​стически выверенную систему измерителей уровня компетент​ности обучаемого на всех этапах конструктивного обучения.

В настоящее время приоритетной педагогической техно​логией становится не передача конкретных знаний и умений от преподавателя к обучающемуся, а формирование конструктивных навыков и развитие способности приобретать эти знания и умения само​стоятельно. В педагогическом творчестве для конструктивности характерно стремление реализовать требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправдан​ности, экономии.

Введенное Ж. Пиаже понятие «конструктивность» озна​чает, что наилучших результатов в учении студент достигает тогда, когда он находится в процессе самостоятельного поиска и построения тех знаний, которые ему лично необходимы. Поэто​му насущной необходимостью является формирование у обу​чаемых конструктивных навыков, указывающих на степень го​товности к обучению в течение всей жизни. Умение решать не​ожиданно возникающие проблемы, не имеющие зачастую чет​кой постановки, умение адаптироваться к условиям быстро ме​няющегося мира становятся необходимыми качествами лично​сти. Обучение на уроках иностранного языка предполагает развитие и формирование новых базовых навыков - конструктивных навы​ков, необходимых человеку современного общества. Я думаю, что умение находить конструктивное решение при выполнении любых заданий по английскому языку, конструктивно осмысливать и использовать учеб​ную и научную информацию поможет обучаемому в дальней​шем уверенно чувствовать себя в иных современных информа​ционных потоках. Наиболее удачными способами формирова​ния конструктивности при изучении английскому языку на сегодняш​ний день являются:

- исследовательская деятельность;

- работа над проектами;

- участие в конструктивных конференциях;

- участие в предметных турнирах, олимпиадах по иностранному языку;

- парная или групповая работа по принципу «учимся вместе».

Я считаю, что роль преподавателя на таких уроках огромна: он должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций обучающимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать им критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого студента, принимать их мнение, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата

Огромную помощь обучающимся при формировании конст​руктивных навыков оказывают различные формы проведения внеклассной работы по английскому языку. Создание районных либо городских минимизированных предметных инновационных школ свободного выбора способствует развитию внедрения но​вых различных форм внеклассной работы. Организация меро​приятий конструктивного характера помогает каждому студенту и преподавателю проявить себя и показать свои способности. Важной научно-исследовательской работой преподавателя и обучающихся по английскому языку является разработка актуальных тем исследовательского характера. Эта работа требует от обучающихся хорошего владения английским языком: умения мыслить логически; знать и уметь оперировать своими знаниями, определениями, факта​ми; уметь грамотно, лаконично излагать ход своих рассуждений в письменном и устном виде.

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть конструктивного подхода к обучению.

Таким образом, конструктивистский подход является интегральной характеристикой процесса и результата обучения, которая определяет способность обучаемых решать проблемы, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использова​нием знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Литература
1.Алексеева, М.В. Ключевые компетенции в педагогической литера​туре / Педагогические технологии. - 2006, № 3. - С. 3-18.
2.Гнатышина, Е.А. Построение модели профессиональной компе​тентности будущего педагога/ Профессиональное образование. - 2008, №3,-С. 30-31.
3.Шаталова, Н.Л. Компетентностный подход и теория конструкти​визма в образовании// Интеграция метод, (науч.-метод) раб. и сист. пов. квал. кадров : материалы 9-й Всеросс. науч.-практич. конферен​ции. В 7 ч., Ч.5/под ред. Д.Ф.Ильясова. - Челябинск : Образование. - 2008. - С.73-77.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 103 | Добавил: Александр
Всего комментариев: 0
avatar