- 31.08.2016
- 2593 Просмотра
- Обсудить
Дмитриева В.А.
Барабинский филиал Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина
Барабинский филиал Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина
В настоящее время отмечается тенденция введения конструктивистского подхода в практическую составляющую образования, обосновывается и разрабатывается описание содержательных характеристик результирующих единиц содержания образования. Однако результатом конструктивного обучения остается - личность с развитыми компетенциями. Под компетентностью понимается совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретической и прикладной подготовленности к их реализации в учебной деятельности на уровне функциональной грамотности.
Формирование компетенций при конструктивном обучении выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение самостоятельно разрешать проблемы в различных условиях либо изменять условия для разрешения проблем. Особенность конструктивного обучения состоит не в усвоении готового знания, а в том, что обучаемый сам строит условия для «выращивания в себе» данного знания. Обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи, сам выстраивает путь решения, сам алгоритмизирует процесс в выстраиваемой учителем конструктивной среде. При таком подходе учебная деятельность, приобретая исследовательский и практико-преобразовательный характер с большой долей самостоятельности, сама становится предметом усвоения. Внедрение конструктивного подхода в учебный процесс предполагает разработку интегрированных учебных курсов, в которых предметные области соотносятся с различными видами компетенций, расширение в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметного компонента (межпредметные задачи, которые не могут быть решены средствами одного предмета). Основной конечной целью образовательного процесса при конструктивном обучении в конкретной образовательной системе является совокупность наиболее значимых свойств, которые должен приобрести и продемонстрировать в реальной или имитационной ситуации обучаемый. Совокупность свойств называют концептуальной компетентностью обучаемого, которую он приобрел в самостоятельном поиске.
Компетентность обучаемого - это целостная, системная совокупность свойств личности, которая позволяет ей целенаправленно, успешно и достаточно эффективно выполнять любую конструктивно направленную деятельность (в пределах освоенной образовательной программы) и разрешать проблемные ситуации, выстроенные преподавателем или возникающие в реальной деятельности любой природы. При таком подходе компетенции представляют собой взаимосвязанную совокупность частных, личностно-ориентированных свойств, способствующих успешному достижению предвосхищаемого результата совокупности конкретных, конструктивных действий. Выражение результатов конструктивного обучения в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной не только на знаниях, но и на приобретенных навыках компетентностного характера.
Рыночные отношения заставляют работодателя повышать требования при реализации кадровой политики, глубоко и детально анализировать профессиональные возможности потенциальных работников. Поэтому сегодняшние образовательные программы, сохраняя традиционно серьёзную фундаментальную подготовку, должны быть, нацелены на приобретение обучаемым таких компетенций, которые способствуют развитию профессионального конструктивного мышления и конструктивных навыков. Основным вектором организации такого педагогического процесса является формирование профессионально компетентностного выпускника профессионального учреждения, способного решать различные задачи, в том числе с высокой степенью инновационной доминанты в профессиональной деятельности.
Конструктивисткий подход к обучению позволяет более точно определить номенклатуру и логику развития значимых знаний и умений, соответствующих современным понятиям «культура», «творчество». На его основе предоставляется возможность наиболее точно определить ориентиры в конструировании содержания образования. Определение общих и специальных компетенций позволяет разработать точную и диагностически выверенную систему измерителей уровня компетентности обучаемого на всех этапах конструктивного обучения.
В настоящее время приоритетной педагогической технологией становится не передача конкретных знаний и умений от преподавателя к обучающемуся, а формирование конструктивных навыков и развитие способности приобретать эти знания и умения самостоятельно. В педагогическом творчестве для конструктивности характерно стремление реализовать требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправданности, экономии.
Введенное Ж. Пиаже понятие «конструктивность» означает, что наилучших результатов в учении студент достигает тогда, когда он находится в процессе самостоятельного поиска и построения тех знаний, которые ему лично необходимы. Поэтому насущной необходимостью является формирование у обучаемых конструктивных навыков, указывающих на степень готовности к обучению в течение всей жизни. Умение решать неожиданно возникающие проблемы, не имеющие зачастую четкой постановки, умение адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира становятся необходимыми качествами личности. Обучение на уроках иностранного языка предполагает развитие и формирование новых базовых навыков - конструктивных навыков, необходимых человеку современного общества. Я думаю, что умение находить конструктивное решение при выполнении любых заданий по английскому языку, конструктивно осмысливать и использовать учебную и научную информацию поможет обучаемому в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Наиболее удачными способами формирования конструктивности при изучении английскому языку на сегодняшний день являются:
- исследовательская деятельность;
- работа над проектами;
- участие в конструктивных конференциях;
- участие в предметных турнирах, олимпиадах по иностранному языку;
- парная или групповая работа по принципу «учимся вместе».
Я считаю, что роль преподавателя на таких уроках огромна: он должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций обучающимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать им критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого студента, принимать их мнение, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата
Огромную помощь обучающимся при формировании конструктивных навыков оказывают различные формы проведения внеклассной работы по английскому языку. Создание районных либо городских минимизированных предметных инновационных школ свободного выбора способствует развитию внедрения новых различных форм внеклассной работы. Организация мероприятий конструктивного характера помогает каждому студенту и преподавателю проявить себя и показать свои способности. Важной научно-исследовательской работой преподавателя и обучающихся по английскому языку является разработка актуальных тем исследовательского характера. Эта работа требует от обучающихся хорошего владения английским языком: умения мыслить логически; знать и уметь оперировать своими знаниями, определениями, фактами; уметь грамотно, лаконично излагать ход своих рассуждений в письменном и устном виде.
Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть конструктивного подхода к обучению.
Таким образом, конструктивистский подход является интегральной характеристикой процесса и результата обучения, которая определяет способность обучаемых решать проблемы, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Литература
1.Алексеева, М.В. Ключевые компетенции в педагогической литературе / Педагогические технологии. - 2006, № 3. - С. 3-18.
2.Гнатышина, Е.А. Построение модели профессиональной компетентности будущего педагога/ Профессиональное образование. - 2008, №3,-С. 30-31.
3.Шаталова, Н.Л. Компетентностный подход и теория конструктивизма в образовании// Интеграция метод, (науч.-метод) раб. и сист. пов. квал. кадров : материалы 9-й Всеросс. науч.-практич. конференции. В 7 ч., Ч.5/под ред. Д.Ф.Ильясова. - Челябинск : Образование. - 2008. - С.73-77.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.