☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2016 » Август » 31 » Активизация познавательной деятельности обучающихся колледжа на уроках физики
11:23
Активизация познавательной деятельности обучающихся колледжа на уроках физики
Нагога Е.М.
Барабинский филиал Новосибирского колледжа транспортных технологий имени. Н.А.Лунина


Современный урок – это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентно - способного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки.

Общие требования современного урока это:

многоцелевой характер; реализация всех дидактических задач; научность;

межпредметные связи; проблемность;

развитие познавательных способностей; активизация умственных деятельности обучающихся; дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы; комплексное использование средств обучения; самостоятельная работа обучающихся; разнообразная и планомерная обратная связь.

Успех определяю, качеством планирования, уровнем общения со студентом, организацией взаимодействия студентов друг с другом, характером их деятельности, интересом к теме урока, умением преподавателя импровизировать.

Развитие познавательных творческих способностей обучающихся - главная цель моей педагогической деятельности.

Система работы преподавателя физики по активизации учебной деятельности студентов строится с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей обучающихся.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью.

Следовательно, активизировать познавательную деятельность обучающихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Для этого выделю три уровня:

- понимание;

- логическое мышление;

-творческое мышление.

Понимание - это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой книгой или преподавателем.

В процессе понимания обучающиеся усваивают опыт проведения логических рассуждений , анализа, глубокое понимание сообщаемого материала.

Логическое мышление. Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения познавательных задач. На этом уровне познавательной деятельности ,обучающиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, объяснения, выводить формулы, анализировать их, выявлять экспериментальные зависимости и т.д. Поэтому преподаватель, организуя, мыслительную деятельность обучающихся на данном уровне, должен подбирать им такие задания, которые предусматривали бы выполнение одного из указанных умственных действий или их различную совокупность. Чем больше самостоятельных действий должны совершить учащиеся при выполнении задания, тем оно сложнее.

В процессе мышления обучающийся самостоятельно приходит к новым выводам. В процессе понимания он уясняет смысл и непротиворечивость вывода, сделанного преподавателем.

- Творческое мышление. Согласно современным воззрениям процесс научного творчества совершается в три этапа:

Первый этап характеризуется возникновением практической проблемной ситуации, первоначальным анализом ее и формулировкой проблемы.

Второй этап творческого процесса - это поиск пути решения проблемы. Третии этап творческого познания - этап противоречие найдено.

Важным условием развития интереса к предмету физика являются отношения между обучающимися и преподавателем. Отношения складываются в процессе обучения. Воспитание познавательного интереса к физике у обучающихся во многом зависят и от личности преподавателя.

Преподаватель может не обладать всеми указанными достоинствами, но если он в совершенстве владеет хотя бы одним из этих качеств, то часто добивается значительных успехов в обучении и развитии обучающихся.

Активизация познавательной деятельности обучающихся начинается с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение ими материала, излагаемого преподавателем.

Большое значение имеет то, как преподаватель вводит тему урока. Он должен вызвать у обучающихся интерес к теме: привести интересные факты, показать опыты и т. д.

Также большое значение имеет объяснение материала.

Приемы объяснения материала должны методологически правильно раскрывать взаимосвязь экспериментальных и теоретических методов научного исследования место и возможности индукции и дедукции в процессе познания, роль, место и значение эксперимента. Я стремлюсь к тому, чтобы обучающиеся понимали логическую структуру курса: какие положения являются фундаментальными научными фактами, какие выводятся их опыта, какие предсказываются теорией и подтверждаются экспериментом, какие являются допущениями (предположениями), и требуют дальнейшего исследования. Осознание логической структуры курса – условие глубокого его усвоения. Поэтому выбор приемов объяснения диктуется не только уровнем познавательных способностей обучающихся, задачей их дальнейшего развития, но и рядом методологических требований.

Метод эвристической беседы. Для развития логического мышления обучающимися в процессе обучения необходимо предоставлять возможность самостоятельно проводить анализ, синтез, обобщения, сравнения, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения и т.д. Такая возможность предоставляется обучающимся при ведении урока методом беседы.

Развитие мышления обучающихся в ходе эвристической беседы зависит от искусства преподавателя задавать вопросы. Вопросы могут быть очень детальными: «Что такое движение?» и т.д. Ответы на такие вопросы не требуют от обучающихся пытливости мысли, серьезной и вдумчивой работы ума. В практике обучения эвристическая беседа, кроме вопросов, рассчитанных на мыслительную деятельность логического уровня, может включать (и часто включает) вопросы и задания, требующие от обучающихся высказываний интуитивного характера (догадки, выдвижения возможных предположений и т.д.).

Задания на сравнение и систематизацию материала. Большое влияние на умственное развитие обучающихся оказывают задания, требующие сравнения, систематизации и обобщения уже изученного материала. Например, в электродинамике изучаются различные частные примеры электромагнитного поля: электростатическое, стационарное электрическое, вихревое электрическое и магнитное. Можно сопоставлять их свойства, находить в них общее и отличное. Сопоставлению поддаются магнитные свойства вещества (ферромагнетики, пара- и диамагнетики), свойства полей и вещества, ход лучей в линзах и зеркалах и т.д.

Заканчивая изучение темы “Силы в природе”, предлагаю обучающимся, систематизировать полученные знания по следующим параметрам: природа силы, ее направление, закон, которому она подчиняется. Систематизировать можно изучаемые понятия и единицы их измерения, провожу систематизацию величин и их единиц по разделам “Электродинамика”.

В объяснение нового материала, включаю фронтальные опыты и эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы.

Фронтальные опыты – кратковременные фронтальные лабораторные работы, которые одновременно выполняются всеми обучающимися под руководством преподавателя.

Фронтальные опыты, учат обучающихся наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

Эвристически поставленные фронтальные лабораторные развивают познавательную самостоятельность обучающихся, знакомят их с сущностью экспериментальных исследований, способствуют осмысливанию изучаемого материала и прочности усвоения. Такие лабораторные работы наряду с фронтальными опытами должны широко применяться в практике.

Творческая деятельность предполагает обширные знания, высоко развитое логическое мышление, гибкость ума, а также способность предвидеть результат исследования до проведения обоснованных доказательств. Для развития творческих способностей необходимо в ходе обучения ставить обучающихся в такие ситуации, которых они вынуждены высказывать предположения, строить догадки, проявлять и развивать свою интуицию.

Рисунки на уроках физики. Рисунки особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово преподавателя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. В этом случае система графических обозначений может взять на себя функции языка.

Правильно выполненный рисунок с некоторыми объяснительными надписями служит своеобразным графическим конспектом урока, который чрезвычайно удобен для повторения изучаемого материала и при ответах обучающихся.

Использование элементов занимательности на уроках физики. Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех обучающихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке – физике.

- Занимательный материал привлекает внимание обучающегося постановкой вопроса и направляет мысль на поиск ответа.

Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность обучающихся , помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у них устойчивых познавательных интересов. Поэтому, привлекая на уроке занимательный материал, ставлю перед обучающимися вопросы: ”Как?”, ”Почему?”, ”Отчего?”.

Занимательные приемы использую при закреплении знаний и даже при опросе. С этой целью организовываю на уроке интересные игры с обучающимися (например, игра «Кто? Когда? Зачем?» Урок - соревнование «Электрические явления»)

Использование занимательности дает на уроке надежный эффект, если преподаватель правильно понимает занимательность как фактор, положительно влияющий на психические процессы, и ясно осознает цель использования занимательности в данный момент.

Литература:
Педагогический словарь./под ред. Каирова И.А.- М.:АПН РСФСР, 1960.
Булатов Е.В. Развивать учащихся интерес к знаниям и учению.// Физика в школе- 1987.
Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности на уроках физики: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
Ланина И.Я. Тряпицына А.П. Элементы занимательности на уроках физики.//Физика в школе.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 107 | Добавил: Александр | Теги: Активизация познавательной деятельн
Всего комментариев: 0
avatar