Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2016 » Август » 31

Активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе производственной практики

Сартаков Ф. И.
Барабинскии филиал Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А.Лунина


Производственная практика является первым этапом подготовки обучающихся к трудовой деятельности, когда студенты приобретают необходимые знания, умения и навыки практической работы по профессии «Машинист локомотива». Именно производственная практика лучше всего повышает профессионализм будущих железнодорожников, дает им возможность приобрести опыт, который они будут использованы в дальнейшей работе

Главная цель моей педагогической деятельности – подготовка квалифицированного рабочего, соответствующего уровню конкурентоспособного на рынке труда.

В процессе образовательной деятельности решаю следующие задачи:

-подготовить обучающихся к непосредственному осуществлению определенных трудовых процессов, научить их применять знания на практике;

-сформировать профессиональные навыки и умения;

-обучать в реальных условиях производства-здесь определяющим является достижение обучающих способности выполнять трудовые действия, сознательно и рационально подбирая и правильно применяя наиболее эффективные средства для получения высоких качественных и количественных результатов труда.

«Машинист локомотива» по основным видам профессиональной деятельности, обучение тудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для профессии « Машинист локомотива» и необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенции по избранной профессии.

С целью овладения видами профессиональной деятельности по профессии обучающийся в ходе освоения производственной практики:

-имеет практическии опыт разборки вспомогательных частей ремонтируемого объекта локомотива, соединения узлов, эксплуатации локомотива и обеспечения безопасности движения поездов;

-выполняет основные виды работ по эксплуатации локомотива;

-управляет системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями;

-определяет соответствие технического состояния оборудования подвижного состава по требованиям нормативных документов;

-знает: конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава; правила эксплуатации и управления локомотивом; нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов.

Считаю, что в нашем колледже от работы мастера производственного обучения многое зависит, каким будет результат профессионального,

и личностно-нравственного формирования будущего железнодорожника.

Основные методологические принципы, на которые ориентируюсь в обучении следующие: наглядность; систематичность и последовательность знаний; доступность; сознательность и активное участие обучающихся в процессе обучения; прочность знаний обучающихся;связь теории с практикой, обучения с жизнью; научность обучения.

Важную роль в успешной педагогической деятельности, на мой взгляд, играет уровень ресурсного обеспечения образовательного процесса, материально-технической базы, способствующей выполнению требований ФГОС. В колледже оборудована слесарная мастерская, Имеются пособия, демонстрационный и раздаточный материал, тематические стенды: «Наглядные слесарные работы», «Справочные пособия молодому слесарю», «Общие меры безопасности», «Меры безопасности на сверлильных станках».

Условия, созданные в слесарной мастерской, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, которые способствуют реализации здоровьесберегающих технологий в обучении. Состояние материально-технической базы позволяет оптимизировать познавательный процесс, выходя на качественный новый уровень организации работы с обучающимися.

В процессе обучения важным фактором является новое педагогическое мышление-педагогика сотрудничества. Моя задача, как мастера производственного обучения, - включить каждого студента в активную учебную и учебно-производственную деятельность.

Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся осуществляю на принципе единства теории и практики по следующим этапам: анализ, прогнозирование, планирование, организация исполнения, контроль и коррекция, поэтому мною разработана система блоков обучения:

-диагностический, включающий наблюдение, беседы, анкетирование, в процессе которых определяется мотивация, исследуется психологические особенности обучающихся;

-подготовительный, в процессе, которого ведется работа над содержанием предъявляемого материала с учетом психологических и интеллектуальных особенностей обучающихся, осуществляется выбор типа урока, тактических целей и задач, средств обучения;

-аналитический, на котором осуществляется оценка и коррекция результатов деятельности обучающихся, контроль и анализ.

При построении учебно-познавательной деятельности обучающихся в центре моего внимания их самоорганизация и саморазвитие на основе постоянного равноправного, сотрудничества, партнерства с мастером производственного обучения.

В процессе своей педагогической деятельности я выделяю в систему такие уроки, которые позволяют наиболее эффективно развивать познавательный интерес, умственную самостоятельность и активность обучающихся, получать наилучшие результаты:

-дифференцированный зачет, тесты;

-наблюдение за действиями на практике, экспертная оценка;

-контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики, выполнение обучающимися учебно-производственных задач:

-отчет о производственной практике;

-аттестационный лист о производственной практике;

-нетрадиционных уроков: интегрированных, бинарных занятий, семинаров, практикумов, экскурсии на производство, общественный смотр знаний, урок по изучению трудовых приемов и операции.

В разработку программного материала, в ходе конструирования урока, внедряю элементы инновационных технологий, направленных на развитие познавательной активности. Использую активные формы обучения, значительное место отвожу оперативным методам активизации их учебной деятельности: пощрение, порицание, положительная оценка, создание ситуации успеха; опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, информация об обязательных результатах, самооценка.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы мастера производственного обучения. Использование ИКТ в производственном обучении ориентирую на техническое обслуживание и ремонт электровоза. В своей педагогической деятельности использую: виртуальные тренажеры; электронные презентации; учебные видеофильмы, видеоуроки и другие средства обучения.

Так как обучающиеся имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю для каждого ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития. Использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность обучающихся: деловые игры, творческие работы, исследование, эксперимент, опыты, исследовательские работы

Как мастер производственного обучения воспитываю у обучающихся ответственное отношение к учебе и порученному делу, сознательную дисциплину, работаю над развитием личности, раскрытием их потенциальных талантов, созданием условий для духовного, умственного и физического совершенствования.

Литература
1.Библиотечка мастера: СБ.1и 2М,1984г.
2.Организация и методика производственного обучения,2004г.
3.В.С.Уманский «Применение технических средств в учебном процессе в профтехучилищах», М.1979г.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar