Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2016 » Август » 31

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании

Чернов М.Ю.
Барабинскии филиал Новосибирского колледжа транспортных технологий им. Н.А. Лунина


Важно использовать инновационные методы при подготовке обучающихся по профессии «Машинист локомотива». Выпускники в своей будущей деятельности будут применять инновационные технологии в профессиональной деятельности. Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, выделяю их преимущества:

научить обучающихся активным способам получения новых знаний;

дать возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности;

создать такие условия в обучении, при которых обучающиеся не могут не научиться;

стимулировать творческие способности обучающихся;

формировать не только знания, умения и навыки по дисциплине, но и активную жизненную позицию обучающихся.

Особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют:

эффективному усвоению знаний;

формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения;

позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;

формируют ценностные ориентации личности;

повышают познавательную активность;

развивают творческие способности;

Рассматривая ролевые игры как активный метод обучения, надо отметить, что метод помогает раскрыть поисковые возможности будущего квалифицированного рабочего. На практических занятиях по профессии «Машинист локомотива» обучающиеся, получают навыки работы согласно технологического процесса, изучают технологические карты ремонта, а также основы навыков работы в условиях бригады.

При проведении занятий в виде организации «мозгового штурма», решается двойственная задача: с одной стороны как метод, применяемый в профессиональной деятельности мастера производственного обучения, с другой – слесаря наставника. Обучающиеся с помощью рабочих гипотез рассматривают самые разнообразные идеи, доказывают важность решения придуманной или взятой из реальной действительной ситуации, получают опыт организации и проведение инновационного занятия. Используя такую организационную форму как учебное моделирование научного исследования, обучающиеся применяют полученные ими ранее знания по методике сбора данных, осваивают исследовательские процедуры. При этом достигается важная цель: теоретические знания превращаются в своеобразный инструмент творческого осознания применения этих знаний в действительности и он получает навыки в получении профессии.

Проектная деятельность студентов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой технологический проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с наставникам – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя. Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками:

наличие конкретной ситуации;

разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуации;

публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием;

подведение итогов и оценка результатов занятий.

По мнению обучающихся, они ощущают себя на таких занятиях участниками действий.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности квалифицированного рабочего и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих квалифицированных рабочих .

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного рабочего, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Традиционная подготовка квалифицированного рабочего, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков по учебной дисциплине, всё больше отстаёт от современных требований. Основой профессионального образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить квалифицированного рабочего, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений.

С целью повышения качества подготовки квалифицированного рабочего, активизации познавательной деятельности обучающихся, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности мастера производственного обучения применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проведение бинарного урока.

Список литературы
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.
2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005.
3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.
4. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002, № 2.
5. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar